Содержимое для авторизованных пользователей

Технологии новых возможностей

Валерий Ермаков, старший вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами «Ростелекома» – о сервисной модели, цифровой зрелости отраслей и ключевых трендах трансформации бизнеса.

Изменения, происходящие в экономике в последние годы, усилили запрос бизнеса на трансформацию. Как это отражается на ключевых трендах в телекоме, ИТ и в потребностях заказчиков? 

– Главным трендом, конечно, остается цифровизация. Рынок уже оценил, насколько она повышает эффективность процессов и ускоряет реакцию бизнеса на изменения. Переходя в цифру, компании повышают качество контакта с клиентской аудиторией и создают уникальные рыночные партнерства.

При этом в России ИТ-ландшафт клиента, работающего в масштабах страны, может быть крайне разнообразным. А это заметный барьер на пути внедрения цифровых инициатив. Поэтому еще один заметный тренд и одновременно потребность клиента централизация инфраструктуры.

Этот тренд-потребность тесно связан с консолидацией в рамках единого контракта. Все больше компаний выбирают такой способ сотрудничества с провайдером, потому что он обеспечивает единые SLA и удерживает удельную себестоимость на конкретный параметр.

Наконец, усиливается фокус на кибербезопасность, связанный, в том числе, с ростом проникновения облачных услуг.

Каким образом «Ростелеком» учитывает эти тренды в формировании собственной линейки решений для клиентов?

– Конечно, мы уже в большей степени цифровая компания и наша стратегия предполагает активное развитие в этом направлении. Однако фундаментом для развития цифровых и ИТ-решений по-прежнему служат стандартные телеком-сервисы, поэтому мы продолжаем совершенствовать инфраструктуру. Речь идет не только о каналах ШПД. Фиксированная телефония также остается востребованной, как средство коммуникации с В2В-клиентом, в отличие от массового сегмента, где ее вытесняет мобильная связь и мессенджеры.

Используя собственную инфраструктуру, мы даем клиентам возможность сконцентрироваться на основном бизнесе, приносящем доход. А на себя, как на единого оператора, забираем непрофильные инфраструктурные задачи. Появляется единая точка входа, через которую предоставляются базовые телеком-сервисы с гарантируемым SLA. Это оказалось особенно ценно в период пандемии, когда компании переходили на смешанный режим работы с преобладанием дистанционного формата. Для крупного бизнеса важно было найти приемлемый баланс между надежностью и удобством ИТ-решений для различных режимов, и мы предложили им технологию виртуализации рабочих мест (VDI, Virtual Desktop Infrastructure). Сегодня «Ростелеком» успешно интегрирует это решение для крупных корпораций, например, в проекте с «РСХБ-Интех», digital-сердцем Россельхозбанка.

Какой из последних клиентских кейсов «Ростелекома» можно назвать самым необычным?

– Каждое партнерство уникально. Среди самых неординарных назову проект, который мы реализовали вместе с компанией «Полюс Золото», – запуск на месторождении в Якутии private LTE с покрытием более 200 квадратных километров. На новой сети работает 100 единиц горнотранспортной техники, происходит непрерывный обмен данными с движущимися объектами на скорости до 90 км/ч. В перспективе на этой сетевой инфраструктуре можно оперативно с минимальными затратами развернуть связь в стандарте пятого поколения. Этот проект – большой шаг в цифровизации горной промышленности.

Расскажите подробнее о принципах сервисной модели, которую сегодня компания предлагает клиентам.

– Рыночная парадигма постепенно смещается от модели CAPEX к OPEX. Экономика уже не позволяет инвестировать в прежних объемах в тяжелую инфраструктуру, а сервисная модель переводит разовый тяжелый «капексный» платеж в долгосрочные управляемые «опексные» выплаты. Преимущества единого сервисного контракта для заказчика – единая точка входа, контроль управления удельной себестоимостью, отсутствие непрофильных активов на балансе, а также масштабируемость в рамках потребляемой полосы. Поставщик решений по такой модели должен обеспечивать поддержку сервиса с гарантируемым уровнем качества, на протяжении долгого времени и в разных географических точках. Обширные технологические компетенции «Ростелекома» вместе с уникальным преимуществом – 100% присутствием во всех регионах России – дают такую возможность.

Готовность к изменениям и внедрению новых сервисов, в том числе по сервисной модели, во многом зависит от цифровой зрелости компании. Какие отрасли сегодня находятся в лидерах по этому показателю?

– По нашим наблюдениям быстрее всего двигаются в цифровизации те отрасли, где основа бизнеса – работа с клиентами, например, банки и ритейл. Клиентский опыт, который они создают, в том числе с помощью ИТ-решений, – их новое конкурентное преимущество. Поэтому часть решений в этих отраслях игроки разрабатывают на базе собственных R&D-центров, что тоже подтверждает высокий уровень цифровой зрелости. Однако любое ИТ-решение базируется, прежде всего, на надежной телеком-инфраструктуре. Примером такого проекта на стыке телекома и ИТ может служить наше сотрудничество с ВТБ, в рамках которого модернизируется система связи более 1,7 тысячи офисов банка по всей стране. Мы полностью меняем структуру сети, увеличивая пропускную способность каналов связи в два раза, обеспечиваем им криптографическую защиту и автоматический мониторинг параметров качества связи. Такой масштабный проект задает новые стандарты ИТ-инфраструктуры.

Однако, важен не только уровень цифровой зрелости, но и специфика производственных задач отрасли. Нет смысла предлагать заказчикам из разных отраслей технологии или платформы сами по себе: они им не очень понятны и неинтересны. Цифровой интегратор, который предложит комплексные отраслевые решения, будет получать основные дивиденды.

А какие отрасли на сегодняшний день обладают наибольшим потенциалом для такой трансформации?

– Я отметил бы сельское хозяйство, где пока низкий уровень автоматизации. При этом главная особенность АПК в России заключается в том, что на 80% этот рынок формируют крупные агропромышленные холдинги. Такой заказчик хочет получить комплексное решение, учитывающее отраслевую специфику. Возможности и опыт «Ростелекома» позволяют предлагать такие решения. Например, в холдинге «Русагро» мы уже второй год реализуем уникальную систему контроля движения урожая, которая охватывает до 3 тысяч транспортных средств, позволяя контролировать фрод и минимизировать потери.

Планирует ли «Ростелеком» расширять работу и в других отраслях?

– Безусловно, это нам интересно. Это требует сильных отраслевых продуктовых компетенций, и мы приобретаем их, реализуя проекты вместе с заказчиками и говоря с ними на одном языке. Если раньше стратегией «Ростелекома» было просто предоставление сервиса, то сегодня мы полностью пересмотрели подход и глубоко погружаемся в бизнес клиента, изучая его задачи и потребности. При этом мы не стремимся полностью закрыть нашими цифровыми решениями всю отрасль. Достаточно проникновения на 10–15%, чтобы стать частью экосистемы заказчика, проникнуть в его технологическую цепочку, а также цепочку создания стоимости.

Прокрутка наверх