Достижение цифровой независимости — тренд, получивший старт еще до 2022 года, но сейчас обладающий особенной актуальностью.
Почему туризм стал одной из ключевых составляющих цифровой экономики России
Развитие цифровой экономики существенно меняет модель функционирования большинства видов экономической деятельности и туризм не стал исключением. О том, как путешествия по стране влияют на другие отрасли и о лучших цифровых практиках рассказала CPO туристического сервиса RUSSPASS Наталья Михейкина.
— Наталья, вы с командой стали свидетелями и участниками глобальных изменений в сфере внутреннего туризма. Расскажите чуть подробнее о вашем опыте.
— Индустрия туризма — перспективная отрасль для развития России. Она составляет 4% ВВП, этот показатель может и должен быть намного выше, потому что у России огромный потенциал. Мы все только в начале пути, но к сегодняшнему дню сделано уже немало. Особый импульс для развития индустрия получила в 2020 году, когда поездки за рубеж были ограничены и возрос интерес к внутреннему туризму. В связи с этим появилась необходимость улучшать инфраструктуру, создавать условия для путешествий, развивать услуги и сервисы.
Цифровизация стала ключевым трендом в современном туризме. Покупка билетов, бронирование отелей, заказ туров, экскурсий и других услуг онлайн стали уже привычными. Помимо этого, в digital-среду ушла и коммуникация с пользователями, а также бизнес-процессы. Компании развивают CRM-системы, инструменты для постановки задач и контроля за ними.
Примером цифровизации туристической отрасли стал сервис RUSSPASS. Он был запущен в июле 2020 года по инициативе Правительства Москвы. Реализацию проекта курирует городской Комитет по туризму совместно с Департаментом информационных технологий.
Интересно, что RUSSPASS был задуман задолго до того, как туристической отрасли понадобилась антикризисная поддержка. В 2019 году в Москве побывало более 25 млн гостей из российских регионов, ближнего и дальнего зарубежья, а объем их трат превысил 1 трлн рублей. Новый проект в первую очередь был ориентирован на иностранных туристов, приезжающих в Москву. Однако после запуска в июле 2020 года стало понятно, что сервису следует ориентироваться на внутреннее турпредложение и оказывать поддержку отрасли.
— Удается ли приучить путешественников доверять свой отдых приложениям и сайтам, а не туроператорам?
— Менее, чем за два года RUSSPASS стал персональным ассистентом в планировании путешествий и организации досуга. Мы применяем современные модели и подходы в работе, которые уже стали понятными для пользователей цифровых продуктов. Туристы должны планировать путешествия так же легко, как заказывать доставку еды в приложении, выбирать товары на маркетплейсе, и оплачивать это все так же просто.
— Если говорить о RUSSPASS, то это едва ли не единственный цифровой сервис для организации путешествий от поиска идеи до сопровождения в поездке. Вас можно назвать первопроходцами. На что вы опираетесь?
— Мы ориентируемся на лучшие практики телекома, финтеха и e-commerce. Например, стараемся максимально сократить количество полей заполнения для оформления заказа, чтобы сэкономить время пользователя. Еще мы используем обогащение заявки и профиля данными по клиентам и партнерам из открытых источников и внутренних систем, чтобы упростить процедуру оформления. На нашем сервисе доступна оплата в один клик с помощью того же SberPay. А для быстрого подключения к системе и обмена информацией по заказам мы используем открытые API и адаптеры.
— Как и любая компания, вы наверняка оцениваете свою эффективность по продажам, но какие еще данные задают вам вектор для работы?
Для развития цифровизации в туротрасли важна непрерывная аналитика. Например, мы получаем статистику по самым востребованным направлениям для поездок на тот или иной период, собираем не только данные по продажам, но и по интересам (лайкам) внутри сервиса. Здесь мы напоминаем маркетплейсы, где также легко отследить предпочтения пользователей. Смежные «look a like» по портретам путешественников и подготовка предложений на их основе позволяют сделать коммуникацию максимально персонализированной. В развитие данной темы также отмечу функционал «умного помощника» RUSSPASS, который помогает спланировать маршрут по «лайкам». Пользователь сохраняет в разделе «Избранное» понравившиеся места и события, а система сама распределяет их в зависимости от даты и темпа поездки, а также определит примерное время и бюджет.
— Одними из показателей экономического роста являются развитие предпринимательства и здоровой конкуренции. Какие вы видите перспективы для бизнеса в туристической отрасли?
— Цифровизация туризма имеет огромный потенциал. Далеко еще не все процессы переведены в цифру, но мы видим колоссальные возможности. Путешествия остаются важной и необходимой сферой жизни людей и необходимо сделать так, чтобы планирование, покупка и оплата необходимых услуг стали так же доступны, как товары в e-commerce. Думаю, что в ближайшее время на рынок еще будут выходить новые проекты в сфере туризма и в смежных отраслях. Туриндустрия является комплексообразующей, и ее цифровизация влечет за собой изменения и в других сферах. Учитывая туристический потенциал России, можно сказать, что его развитие открывает серьезные возможности для цифровой экономики страны. Я считаю, что молодые команды и стартапы могут сейчас легко занять свою нишу и стать востребованными, особенно в своем городе.