Российский «Трансмашхолдинг» (ТМХ) прорабатывает проекты по оборудованию системой виртуальной сцепки пассажирских локомотивов, ожидает её применения на других направлениях, помимо Восточного полигона, сообщил управляющий директор по развитию интеллектуальных систем управления «Трансмашхолдинга», гендиректор «ТМХ Интеллектуальные Системы» Андрей Романчиков.
Платформенный подход как драйвер цифровой трансформации

В 2023 году на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» «Транснефть» будет представлена в двух зонах конгрессно-выставочного центра «Нижегородская Ярмарка»: на стенде, демонстрирующем достижения компании, а также на пленарном заседании «Цифровая реальность и будущее нефтегазовой отрасли». Эксперты и партнеры «Транснефти» обсудят формирование ландшафта индустриальных ИТ-решений, среды и условий для совместной разработки и доработки программных продуктов в компаниях нефтегазового сектора, в том числе совместно с вендорами. Подробнее о платформенном подходе к цифровой трансформации рассказал в интервью заместитель генерального директора по производственным и технологическим системам ООО «Транснефть-Технологии» Дмитрий Кряжевских.
— В плане развития информационных технологий «Транснефть» придерживается комплексного подхода: использует решения из Реестра российского ПО, при необходимости привлекает вендоров, а также поддерживает разработку собственных специализированных систем. Дмитрий Васильевич, расскажите подробнее о роли и функциях «Транснефть-Технологий» в цифровизации «Транснефти».
— «Транснефть-Технологии» является корпоративным ИТ-интегратором, основным центром ИТ-компетенций «Транснефти». Специалисты «Транснефть-Технологий» предоставляют комплекс услуг по модели SaaS (Software as a Service, программное обеспечение как услуга), выполняют полный цикл работ: от проектирования и разработки систем до внедрения и сопровождения.
— Над какими решениями в настоящее время работают ИТ-специалисты компании?
— Наша команда разрабатывает собственную универсальную платформу для управления технологическими и производственными процессами, получившую название «ЭВОСКАДА». Решение включает функциональность SCADA-системы, может применяться не только в топливно-энергетической, но и в других отраслях промышленности.
— Расскажите подробнее, как появилась идея разработать собственную SCADA-систему?
— Около трех лет назад остро встал вопрос цифровизации производства и систем управления производственными процессами. Предпосылкой к разработке послужила потребность в интеграции решений в единую экосистему, в более эффективных подходах к обработке данных, связанных с ростом объемов информации с автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУТП). Рассматривали разные варианты, в том числе представленные на рынке. Но на тот момент не было отечественного решения, которое полностью соответствовало бы нашим требованиям, могло быстро подстраиваться под меняющиеся условия и запросы компании, а также встроиться в существующий ИТ-ландшафт с минимальными усилиями.
— Какие ключевые преимущества платформы «ЭВОСКАДА»?
— В первую очередь, высокая производительность, которая составляет 1,2 млн изменений в секунду.
Также я бы отметил использование сервис-ориентированной архитектуры, представляющей конструктор из множества компонентов — независимых, но связанных между собой единым интерфейсом. Они легко заменяемы и могут модернизироваться без привязки к остальным компонентам программного продукта.
В числе преимуществ платформы — динамическое масштабирование и высокий уровень надежности.
Помимо этого, наличие специализированного комплексного хранилища, содержащего не только временные ряды (параметры, которые снимаются с контроллеров), но и сложные структуры: аналитические, неструктурированные данные, видеофайлы (например, записи с видеокамер, которые фиксируют погрузку танкеров в порту). В хранилище заложена возможность совмещения всей имеющейся информации с изображением. Для всех данных доступна опция консолидации и совместного представления.
Важным преимуществом является открытость платформы для развития силами сторонних интеграторов, технологическая совместимость с решениями крупных российских компаний, занимающихся разработкой ПО, и высокий уровень безопасности: безопасная архитектура, безопасный код, безопасный диодный протокол взаимодействия, наложенные средства информационной безопасности, сертифицированные ФСТЭК.
Кроме того, в платформу интегрирован CI/CD-конвейер — единая среда разработки, позволяющая обеспечить цикл непрерывной разработки и развертывания системы. Мы совместили продукт и инструмент для его поддержки и развития. В одном информационном пространстве развернута разработка, организовано централизованное хранилище исходных данных, всех компонентов и инструментов.
— Каковы перспективы использования платформы?
— «ЭВОСКАДА» демонстрирует комплексный подход к автоматизации технологических и производственных процессов, может стать основой для создания единой экосистемы управления производством. Разработка продуктов такого уровня функциональности, как «ЭВОСКАДА» закладывает базу для стратегического развития ИТ в компании на несколько лет вперед с учетом технологических трендов.
В рамках платформы предполагается бесшовное взаимодействие, благодаря которому обновления будут незаметны.
На базе платформы можно создавать любые ИТ-продукты. Платформа использует современные протоколы и готова взаимодействовать с «умными» устройствами. По сути, она не имеет ограничений по сфере использования и может быть полезна в любых отраслях. Ситуация, когда для каждой SCADA-платформы необходим отдельный инженер, умеющий работать именно с этим программным обеспечением, уйдет в прошлое.
— В чем заключается ключевой принцип развития ИТ в системе «Транснефть»?
— Для компании первостепенное значение имеет открытость в работе с вендорами и партнерами. Мы готовы перенимать и внедрять в компании лучшие практики и решения, существующие на рынке, создавать на их основе, а также на базе собственного опыта программное обеспечение и передавать его для использования в других отраслях.