Одним из драйверов цифровой трансформации в области защиты окружающей среды…
Отставание дороже: почему санкции не остановят цифровизацию транспорта
Уход иностранных компаний спровоцировал повышенный спрос на отечественные транспортные IT-решения в России — если в конце 2021 года доля таких разработок составляла 4,5–5% российского IT-рынка, то сейчас запросы возросли кратно. Конкуренты внутреннего растущего рынка ИТС смогут выиграть за счет развития собственной партнерской сети разработчиков отечественного оборудования и ПО — именно на это сделала ставку ГК «Урбантех», которая реализует проекты по внедрению ИТС в регионах России.
Коммерческий директор компании Даниил Хазов считает, что с программными решениями проблем в стране быть не должно: традиционно сильная математическая школа и российские программисты высокого уровня позволят со временем заменить большинство программных решений на отечественные.
— Как вы оцениваете ситуацию на рынке технологий в вашей сфере? Насколько успешно удалось решить вопрос с поставками необходимых компонентов, произвести замещение зарубежных программных решений отечественными?
— С конца февраля 2022 года российские IT-компании оказались в двойственной ситуации: с одной стороны, ограничен доступ к множеству технологий и компонентов, с другой — уход иностранных компаний сформировал повышенный спрос на разработку собственных решений.
Все еще остаются сложности с аппаратной частью. Российские производители оборудования для интеллектуальных транспортных систем оказались затронуты санкциями, поэтому в первые месяцы наблюдался недостаток комплектующих и оборудования, которые ранее закупались за рубежом. Сегодня стандартное оборудование доступно к покупке, хотя цены возросли минимум на треть, а сроки поставки, в зависимости от типа продукции, могут доходить до нескольких месяцев. В целом, за счет параллельного импорта удалось решить эту проблему. Тем не менее доля зарубежного оборудования и комплектующих в российских интеллектуальных транспортных системах составляет около 80%. Заменить их даже в среднесрочной перспективе не получится. Однако мы будем пытаться переходить на отечественные разработки там, где это возможно. А в перспективе будем стараться достичь полной локализации.
— Эксперты оценивают увеличение стоимости телекоммуникационного оборудования в 2022 году в среднем на уровне 30% в связи с тем, что на фоне санкционных ограничений усложнились цепочки поставок, выросли риски и издержки поставщиков. Как вы думаете, как изменится ситуация в ближайшее время?
— Это сложный вопрос, ответ на который зависит от ряда макропоказателей. В настоящий момент мы фиксируем увеличение стоимости зарубежного оборудования примерно на 30%. Дополнительная возможность приобретения его через параллельный импорт будет зависеть от курса рубля. Параллельный импорт будет означать для нас незначительное увеличение стоимости оборудования. В настоящий момент Huawei покидает Россию, ограничивают с нами прямое сотрудничество и другие китайские партнеры. Означает ли это увеличение стоимости китайского оборудования в том случае, если его тоже придется закупать через параллельный импорт, пока непонятно. Общая геополитическая обстановка остается напряженной и сложно прогнозируемой.
Что касается предела рентабельности ИТС, то, на мой взгляд, вопрос лежит в иной плоскости. Возможно ценообразование будет влиять на темпы внедрения ИТС в городах России, но не приведет к остановке процесса. Цифровизация транспортного сектора — это насущная потребность, и реализация проектов будет продолжаться. Это стратегическое и, в какой-то степени, политическое решение — часть национального проекта «Безопасные качественные дороги». Опасность перспективы технологического отставания перевешивает все возможные финансовые издержки.
— Государство в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» выделяет средства на цифровизацию транспорта. ИТС в России строится за счет федеральных субсидий и бюджетов регионов, в ее развитие с 2020 по 2024 г. планировалось инвестировать 42 млрд руб. В одном из своих более ранних интервью вы говорили, что, несмотря на обилие планов, в том числе утвержденных в виде федеральных программ, в действительности исполняется лишь 10–20% проектов от запланированных. Что-то поменялось на данный момент? Стали ли проекты реализовываться эффективнее? Что можно было бы улучшить в этом направлении в будущем?
— В России ежегодно тратится около 60 млрд рублей на создание планов по развитию транспортной инфраструктуры и комплексных схем организации дорожного движения. В текущем году правительство выделило российским регионам 7,35 млрд руб. на внедрение интеллектуальных транспортных систем. Выделение субсидий на внедрение ИТС — это позитивный сигнал как для регионов и городских агломераций, так и для российского рынка транспортных IT-решений. Из опыта проектирования и внедрения ИТС в России могу отметить, что львиная доля бюджетов инвестируется в закупку необходимого оборудования и ПО, но, к сожалению, федеральная субсидия не предусматривает расходов на поддержку и актуализацию создаваемой инфраструктуры. Исходя из нашего опыта проектирования и внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах, системная поддержка и обслуживание ИТС, транспортный консалтинг по организации дорожного движения с привлечением экспертов рынка, ПО для анализа данных об аварийности и выявления мест концентрации ДТП приносят регионам наибольший эффект в комплексе.
— Немного в сторону от экономической составляющей. ИТС — это ведь не только безопасность дорожного движения. На самом деле процесс цифровизации дорожно-транспортной инфраструктуры открывает массу новых возможностей. Так, ГК «Урбантех» успешно реализовала в Подмосковье проект по контролю за незаконной утилизацией отходов строительства, сноса и грунтов (ОССиГ). Расскажите подробнее о проекте.
— Ежегодно в Москве и Московской области образуется около 50 млн тонн строительных отходов, что в 6 раз превышает годовой объем ТКО в Московском регионе. По оценке главы Минэкологии МО, оборот строительных отходов был непрозрачным и очень слабо контролируемым, что приводило к многочисленным нарушениям при их транспортировке и размещении. С 1 марта 2021 года в Московской области началась реформа обращения со строительными отходами. Ведомство запустило информационную систему «Электронный талон ОССиГ, РГИС Московской области», в которой регистрируются мусоровозы. ОССиГ теперь транспортируют только при наличии электронного талона. Каждый автомобиль оборудован системой глобальной спутниковой навигации, позволяющей позиционировать его в реальном времени и контролировать маршрут от строительной площадки до полигона. Кроме этого, мы задействуем отслеживание грузового транспорта с помощью комплексов фотовидеофиксации.
— Какими проектами, о которых, возможно, многие еще не слышали, гордится сама ГК «Урбантех»?
— Среди ключевых проектов группы компаний — крупнейшая в России концессия по безопасности дорожного движения в Московской области, создание цифрового двойника всей дорожной инфраструктуры Москвы, а также проектирование и внедрение интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской городской агломерации.
ГК «Урбантех» является стратегическим партнером Нижегородской городской агломерации в части развития транспортной инфраструктуры, а также реализует проект по созданию интеллектуальной транспортной системы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». 15 февраля 2023 года было заключено концессионное соглашение между правительством Нижегородской области и ГК «Урбантех» на проектирование, строительство и эксплуатацию канатной дороги через реку Ока.
Объем частных инвестиций, предусмотренный проектом, составит 4,3 млрд рублей, срок концессионного соглашения — 25 лет. Данный проект станет важным элементом реформы общественного транспорта агломерации как в части системы общественного транспорта, так и в туристической инфраструктуры города. После ввода в эксплуатацию в 2025 году для жителей станет доступен альтернативный маршрут общественного транспорта, который позволит существенно сократить время в пути. Также ожидается значительное сокращение количества пробок и нагрузки на улично-дорожную сеть города.