Содержимое для авторизованных пользователей

Об инструментах аналитики в цифровой экономике при расчете рисков

Перевод государственных финансов в «цифровое измерение» – тенденция многих последних лет, но, пожалуй, в последнее время для России это стало критически важно. Обыкновенной автоматизации, переноса данных с бумаги в цифру – уже недостаточно. Современная цифровая экономика строится на объединении всех государственных данных в единое информационное пространство, и для решения этой задачи предъявляются повышенные требования как к качеству самих данных, так и к инструментам работы с ними. О риск-ориентированной аналитике в цифровой экономике рассказала Мария Баркова, заместитель генерального директора по аналитическим системам ООО «НПО «Криста».

– Расскажите о подходе расчета рисков в цифровой экономике.

– Многие органы государственной власти и местного самоуправления сейчас уже находятся на хорошем уровне цифровой трансформации, имеют высокую степень автоматизации бизнес-процессов. Это означает, что в транзакционных системах накоплены большие объемы данных и на их основе могут строиться аналитические решения. Аналитика в нашем понимании и в нашем исполнении уже давно перешла от режима «показать диаграмму/карту/инфографику/табличку» к подходу Data Driven — принятию управленческих решений, основываясь на больших данных. Пример применения такого подхода – формирование риск-ориентированной модели неисполнения федерального бюджета по контрольным точкам, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета». В течение финансового года определены два десятка контрольных точек, финансовых событий, при неисполнении которых осуществляется отзыв бюджетных средств и средства перераспределяются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации. Работа этой риск-ориентированной модели внедрена в практику исполнения федерального бюджета и уже третий год позволяет достичь минимального уровня неиспользованных остатков бюджетных ассигнований по итогам финансового года.

Получается, что аналитические инструменты могут подсказывать пути решения?

– Совершенно верно. Например, вот есть контрольная точка, до первого августа на 100% должны быть заключены контракты субъектами Российской Федерации и муниципалитетами в рамках софинансирования из федерального бюджета по всем соглашениям, заключенным до 1 января текущего финансового года (точка в соответствии с п.26 (5) ПП 1496). Система аналитики интегрирует данные федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, актуальные сведения соглашений и формирует риски по этой контрольной точке на уровне вице-премьеров и ГРБС для принятия ими управленческих решений. Риски каждого вице-премьера и ведомства раскрыты по факторам и причинам риска по регионам, региональным ГРБС и по каждому соглашению, где не произведена контрактация и средства находятся под риском отзыва. Причем система считает эти риски не первого августа, а с начала года и на любой день показывает сумму, которая может оказаться под риском. Это позволяет анализировать причины и принимать меры реагирования заблаговременно, а не просто констатировать факт нарушения, когда первое августа уже наступило.

Получается, что проработка рисков – это отдельная методологическая задача?

– Именно так, это большая методологическая, в первую очередь, работа. Формируется «матрица рисков» в соответствии со стратегией управления рисками. Риски рассчитываются системой аналитики по цифровому образу (цифровому паспорту) объекта наблюдения и контроля. При расчете рисков определяются возможные причины, вероятные последствия, возможные меры реагирования и возможные меры предотвращения рисков. Также риски выстраиваются в иерархическое «дерево рисков», например, риски, сработавшие на контракте (расторжение или нарушение срока контракта) влияют на уровень рискованности объекта капитального строительства, с целью строительства которого этот контракт заключен. Таким образом, создается многоуровневая модель объектов контроля, объектов наблюдения, связей и онтологии.

Расчет рисков и принятие решений на основе данных предъявляет, наверное, особые требования к качеству данных?

– Да, качество данных очень важно. Поскольку мы имеем дело с «большими данными», нет возможности вручную проверить все расчеты в системе, выверка алгоритмов осуществляется на отдельных контрольных примерах, а далее расчет производится уже системой по алгоритмическим моделям и\или с помощью инструментов искусственного интеллекта. Это предъявляет особые требования к качеству алгоритмов и качеству исходных данных. Наша аналитика снабжена обширными инструментами Data Quality для повышения качества данных. Используется перекрестная проверка данных различных источников, верификация полноты комплектов данных и другие эффективные подходы.

– Какие программные продукты для работы с данными предлагает рынку НПО «Криста»?

– Мы создали две основные платформы – они полностью импортозамещенные и включены в реестр российского ПО. Первая – интеграционная платформа «Продвижение», которая предназначена для «бесшовной» интеграции информационных систем органов власти, учреждений и представителей бизнеса в рамках создания «Цифрового региона». Это система обработки транзакций, на ней строятся все прикладные решения автоматизации бизнес-процессов. Вторая платформа – аналитическая платформа «Криста BI» предназначена для построения информационно-аналитических систем и решения задач бизнес-аналитики от разработки интерактивных отчетов и дашбордов до комплексного мониторинга ключевых показателей развития и исполняемых бизнес-процессов. В основе работы программного комплекса лежит широкая библиотека встроенных компонентов, обеспечивающая пользователей необходимой информацией, средствами анализа и отчетности для принятия решений в сфере управления общественными финансами, в сфере социально-экономического развития, в сфере управления бизнесом.

Эти две платформы позволяют строить для заказчиков широкий спектр прикладных решений.

– Эти подходы уже применяются на практике?

– Да, конечно. Подходы риск-ориентированной аналитики применяются на федеральном уровне, в рамках Подсистемы информационно-аналитического обеспечения ГИИС «Электронный бюджет» (ПИАО). Мы являемся разработчиком ПИАО по заказу Казначейства России. В ПИАО рассчитывается широкий спектр финансовых рисков неисполнения бюджета и рисков объектов капитального строительства. К ПИАО могут получить доступ и воспользоваться этими инструментами все пользователи федеральных органов власти Российской Федерации, а также пользователи региональных органов власти, проектных офисов и контрольные (надзорные) органы. Доступ предоставляется через Казначейство России.

Также все эти подходы риск-ориентированной аналитики применяются в рамках внедрения решения «Аналитический центр руководителя» НПО «Криста» для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Прокрутка наверх