Содержимое для авторизованных пользователей

Новые вызовы для цифровой экономики России

Последние события в мире обнажили комплекс проблем глобализации мировой экономики. Множественные взаимные зависимости разных стран от сырья и технологий в условиях нестабильности привели к массовым нарушениям цепочек поставок и остановкам производства товаров. Одной их отраслей экономики, оказавшейся под особо сильным давлением в условиях общей напряженности, стала российская радиоэлектронная промышленность, в том числе производство ИТ-оборудования, которое является, без преувеличения, фундаментом для всех проектов национальной программы «Цифровая экономика». О влиянии антироссийских санкций мирового сообщества на отрасль разработки и производства отечественного ИТ-оборудования мы попросили рассказать одного из участников российского рынка Мироненко Романа Валерьевича, генерального директора российской компании ООО «Звезда», занимающейся разработкой и производством вычислительного радиоэлектронного оборудования и системного программного обеспечения.

— Скажите несколько слов о вашей компании и ее нише в отечественной радиоэлектронной отрасли.

— «Звезда» – одна из многих молодых российских компаний, занимающихся информационными технологиями, и одна из немногих, специализирующихся на разработке радиоэлектронного оборудования. Мы занимаемся разработкой серверного оборудования и систем хранения данных, а также их комплектующих, включая всю номенклатуру радиоэлектронных и электромеханических модулей, таких как материнские платы, дисковые бэкплейны, блоки питания, охлаждающие вентиляторы, корпуса и периферийные устройства. Нашим приоритетом при разработке и производстве является максимальная локализация и минимальное использование импортных электронных компонент и лицензируемых программных блоков.

— Как на вашу компанию повлияла текущая ситуация в мировой экономике и антироссийские санкции?

— Антироссийские санкции в части запрета на импорт в Россию высокотехнологичных электронных компонентов, включая современные процессоры, оказали значительное влияние на всю отрасль. Ситуация усугубляется тем, что помимо запрета на ввоз готовой продукции для России закрыли доступ к современным мощностям производства сверхбольших интегральных схем, каковыми являются все российские процессоры, такие как «Эльбрус» и «Байкал». И проблемы не ограничиваются дефицитом процессоров. Есть сложности с микросхемами контроллеров интерфейсов Ethernet и SAS/SATA, микросхемами модулей оперативной памяти, твердотельных накопителей SSD и прецизионных контроллеров многофазного вторичного питания. Все эти компоненты являются обязательными для современной вычислительной техники и не имеют отечественных аналогов. Если в ближайшем будущем российским производителям вычислительной электроники не удастся перестроить логистические каналы поставок, мы можем столкнуться с дефицитом серверного оборудования, систем хранения данных и телекоммуникационного оборудования.

— Какие пути выхода из сложившейся ситуации вы видите?

— На мой взгляд, мы должны решать данную задачу двумя параллельными путями, различающимися горизонтами планирования. В краткосрочной перспективе – 1-3 года – необходимо сосредоточиться на перестраивании логистических каналов и максимальном замещении санкционных электронных компонентов отечественными аналогами и аналогами, производимыми в странах-участниках ЕврАзЭс, БРИКС и в других дружественных странах.
В долгосрочной перспективе мы должны сосредоточиться на развитии отечественной инфраструктуры разработки и производства сверхбольших интегральных схем и сложных электронных модулей. Это комплексная задача, которую необходимо решать в тесной кооперации бизнеса и государства, так как ни одна российская компания не обладает финансовой устойчивостью, достаточной для решения этой проблемы в одиночку.

Данное направление включает большой список задач, среди которых совершенствование отечественных заводов по производству многослойных печатных плат, освоение технологий выращивания кристаллов кремния и обработки кремниевых пластин, строительство заводов по производству микросхем по техпроцессу 28 нм и меньше. Все эти задачи выходят за рамки программы проектов «Цифровая экономика», но без их решения выполнение части ее проектов, таких как «ИТ-инфраструктура», «Кибербезопасность» и «Технологии» может быть под угрозой.

Отдельно стоит отметить необходимость подготовки RTL-разработчиков и RTL-верификаторов, способных разрабатывать конкурентоспособные, сверхбольшие, цифровые интегральные схемы центральных процессоров и контроллеров. При этом не стоит забывать про аналоговую микроэлектронику, уровень развития которой в России еще ниже, чем цифровой. Может показаться, что аналоговая микроэлектроника – это нечто устаревшее и не применяемое в современных радиоэлектронных устройствах. На самом же деле аналоговая электроника является неотъемлемой частью любой цифровой системы. Каждая цифровая микросхема на уровне физического канала передачи данных использует законы аналоговой электроники для передачи нулей и единиц по проводникам. Без технологий аналоговых трансмиттеров любая цифровая микросхема остается «вещью в себе», не способной взаимодействовать с внешним аналоговым миром.

— Как государство может способствовать российской радиоэлектронной промышленности в достижении необходимого уровня технологической независимости?

— Правительство РФ предпринимает много усилий для стимулирования ИТ-отрасли в целом и радиоэлектронной промышленности в частности. Прежде всего, необходимо отметить финансовое стимулирование через инструменты государственных субсидий и грантов, реализуемых в рамках программы проектов «Цифровая экономика» и «Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года».

Также реализуются программы кооперации между государственными корпорациями и предприятиями малого и среднего бизнеса в рамках постановления правительства от 27 сентября 2021 г. № 1619 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским компаниям на финансовое обеспечение части затрат, связанных с внедрением российской продукции радиоэлектронной промышленности». В качестве мер поддержки в краткосрочной перспективе стоит отметить легализацию постановлением от 29 марта 2022 г. № 506 параллельного импорта.

— Сможет ли российская «цифровая экономика» и государство справиться с брошенными ей вызовами?

— Я считаю, что нерешаемых задач не существует. При достаточной гибкости в подходе к решению любой проблемы поставленные цели могут быть достигнуты. Более того, в нашем сложном физическом мире всегда существует более двух путей решения любой проблемы. У российского бизнеса сейчас есть все необходимые инструменты не только для выхода из сложившейся ситуации, но и для достижения технологической независимости и даже лидерства. Единственное, чего ему сейчас не хватает – амбициозных и экспертных руководителей, способных откинуть страх перед сложными задачами и просто делать все, что в их силах, а порой и немного больше.
Пользуясь случаем, призываю коллег смотреть на нынешнюю непростую ситуацию не столько как на комплекс досадных препятствий, сколько как на совокупность вызовов, отвечая на которые с присущей нам энергией и креативностью, мы определим развитие отечественной ИТ-отрасли на десятилетия вперед. Дорогу осилит идущий.

Прокрутка наверх