Содержимое для авторизованных пользователей

Цифровизация стройки – это улучшение жизни

Управляющий партнёр Amethyst Capital Марат Хафизов рассказал о главных вызовах диджитализации в строительстве.

– Мы сегодня много слышим о цифровизации – цифровые банки, цифровая экономика. Как обстоят дела с этим в стройке?

– Если сформулировать общую суть коротко, то цифровизация стройки в моем понимании – это улучшение жизни. Причем смотреть на это нужно, как минимум, с двух сторон: мы сегодня цифровизируем многие процессы для того, чтобы улучшить жизнь людей в будущем, и в то же время эти улучшения невозможно сделать без нас, людей, которые уже сейчас применяют новые технологии для решения как рутинных, так и сложных задач.

Сказать, что в отрасли строительства цифровизация идет опережающими темпами, будет неправдой. И в то же время в корне неверно считать, что в этом у нас нет успехов. Мы умеем создавать BIM-модель, использовать ее в процессе стройки, мы знаем, как превратить ее в цифрового двойника. Вопрос лежит в несколько иной плоскости – это нельзя сделать для одного участника, не будет эффекта.

– Чем цифровой двойник отличается от BIM-модели?

– Двойник – это полная, высокоточная копия всех ваших активов. Не только объекта, инженерных сетей и коммуникаций внутри него. Это вообще все, перенесенное в цифровое пространство: процессы, люди, системы и устройства, вплоть до лампочки в потолке. Цифровой двойник нужен для отслеживания состояния объекта. И это еще один большой шаг в развитии цифровизации – сквозные технологии позволяют нам трансформировать данные для перехода на новый уровень, от стройки к эксплуатации. Мы уже сегодня имеем информационные системы, которые позволяют нам продлевать жизненный цикл объекта на десятки лет, при этом более эффективно расходовать ресурсы на его техническое обслуживание и содержание.

– Можете привести примеры?

– Сейчас совместно с центром компетенций Департамента строительства Москвы мы пилотируем систему BIM-эксплуатации на объектах Международного медицинского кластера. Отмечу, там применялась целая экосистема наших продуктов: сначала это была облачная система управления строительством Exon, которая переводила весь документооборот в юридически значимый цифровой вид и создавала единое пространство для рабочей коммуникации всех участников строительства. Эта технология и другие наши сервисы – по найму специалистов, закупке материалов – позволили завершить стройку практически в два раза быстрее и на полмиллиарда рублей дешевле, чем планировалось.

После мы решили пойти дальше и продлить жизненный цикл объекта – интегрировали данные из системы управления строительством с облачной системой эксплуатации. Мы ее называем умной, потому что это действительно так. Представьте, насколько сложной инженерной конструкцией является самая современная медицинская клиника. Нам удалось каждый ее элемент, каждый квадратный метр оцифровать, данные отображаются в режиме реального времени в ситуационном центре. Сегодня вместо 28 человек эксплуатацией занимается 21 специалист с учетом ранее построенных корпусов, а по завершении строительства всех объектов кластера с управлением штатными и нештатными ситуациями справятся всего 40 инженеров, а не 100.

– Но тут встает вопрос компетенций специалистов. Строительство – одна из самых консервативных отраслей. Внедрение новых цифровых технологий даже в самом цифровизированном банковском секторе зачастую встречает сопротивление…

– В нашей группе есть еще своя строительная компания. В ней работает порядка одной тысячи инженеров ПТО. Так вот то, что происходит сейчас с электронной документацией и BIM-моделями, для моих сотрудников выглядит пугающе и как что-то запредельное. А для студентов, которые приходят к нам на работу из МГСУ, дикостью выглядит то, что надо ездить по всему городу с огромными папками бумаги и собирать кучу подписей… А им еще при этом говорят, что в документы нужно внести корректировки, а значит, приехать еще раз, а может, и не один. Они не понимают, зачем тратить столько времени и человеческого ресурса напрасно, когда можно все согласовать в окне браузера на компьютере. Старшее поколение не доверяет сети. Первая причина страх потерять данные, машина что-то не учтет. Вторая боязнь прозрачности, что уже там говорить.

Эволюция всегда проходит болезненно, встречает сопротивление. Но мы понимаем, что это правильный путь, трансформация должна произойти. Поэтому мы при поддержке Правительства Москвы, Департамента строительства и МГСУ организовали обучение. Курс так и называется: «Цифровой инженер ПТО». Обучение могут пройти и действующие специалисты, и молодежь. Из последних 80% сразу после обучения нашли работу, работодатели их просто разобрали. А 20% либо уже имели работу, либо пишут диплом, но и их, как говорят в спорте, уже задрафтовали. Молодые специалисты – это наш новый вектор развития. Потому что их формат мышления отличается от того, что мы видим в строительных компаниях сейчас.  Цифровизация – это неизбежность.

– Возможно ли ускорить эту трансформацию и как?

– В одиночку этого не добиться. Если мы заглянем в строительные вузы, то не найдем там цифровых кафедр. Делать предстоит еще очень многое, и это должна быть общая работа государства, бизнеса и образования. Только тогда будет эффект.

– Какие проекты будут востребованы в ближайшие годы?

– Сегодня мы находимся в очень интересном положении. С одной стороны, знаем наших западных коллег, продуктами которых долгие годы пользовались. Знаем их путь развития. Но у нас принципиально другой ландшафт в строительной отрасли – здесь высокая доля участия государства, более жесткая нормативная база. Поэтому просто копировать ушедшие продукты, чтобы их заменить, не самый эффективный путь. Сейчас будут актуальны те продукты, которые позволят ускорить инвестиционный цикл.

С другой стороны, мы должны быть визионерами и делать проекты сразу с заделом, чтобы через несколько лет стать примером для запада. Так уже случилось с банкингом, который признан одним из лучших в мире.

– Каким вы видите развитие отрасли и ее цифровизации в ближайшие годы?

– То, что сейчас происходит в направлении цифровизации стройки, похоже на те процессы, которые происходили в банковском секторе, ритейле, телекоммуникациях. Мы автоматизируем процессы, переводим в электронный вид документооборот, вводим машиночитаемые форматы. Но уже пройден тот этап, когда мы строителей цифровизируем, а они нас ненавидят. Все начинают ощущать эффект, некое упрощение собственной жизни. Мы стремимся к тому, что в какой-то момент от простых процессов перейдем к цифровым двойниками не только объектов, но и целых городов. Так управление станет более прозрачным, а наша жизнь качественно другой.

Чтобы это произошло быстрее, на мой взгляд, игрокам строительного рынка не нужно конкурировать и воевать. Надо создать экосистему, где каждый знает свое назначение и вносит свой вклад. Мы сегодня видим, что многие цифровые продукты можно объединить общей логикой, тем самым дать больше инструментов для цифровой стройки. Когда создавался фонд Amethyst Capital, это было одной из наших главных идей. Мы понимали, что невозможно разработать такой продукт, который один закроет все задачи. Поэтому решили попробовать объединить продукты, команды, которые работают над их развитием, общей концепцией, связать их общей средой данных и предложить рынку эту коллаборацию как единую экосистему.

Прокрутка наверх