С 14 по 16 ноября 2024г. в Шеньчжэнь прошла крупнейшая технологическая выставка в Восточной Азии China Hi-Tech Fair (CHTF-2024). В рамках мероприятия ЦИПР совместно с правительством Нижегородской области второй раз представили совместный стенд с российскими решениями для международного рынка. В состав российской делегации вошли представители ключевых технологических компаний – МТС, Фирмы «1С», «Дао Тех», STM Labs, а также ряда нижегородских компаний, которые презентовали разработки и достижения региона.
ПСБ. Опережая тренды
На сегодняшний день цифровизация — это не только автоматизация процессов, но и создание новых продуктов и услуг для клиентов. О вызовах, с которыми сталкиваются банки при цифровом переходе рассказал Александр Сахаров, директор департамента цифровой трансформации и стратегии информационных технологий ПСБ.
— На конференции ЦИПР говорят о новейших технологиях, о перспективах их развития. Александр, что, на ваш взгляд, необходимо учитывать при внедрении цифровых технологий?
— У новейших цифровых технологий огромный потенциал для улучшения нашей жизни в целом. Однако для их безопасного и эффективного использования необходимо учитывать вопросы кибербезопасности и этические аспекты. Кроме того, бизнес должен быть готов к постоянным изменениям, чтобы оставаться конкурентоспособным в быстро меняющемся цифровом мире.
— Если говорить о банковской отрасли, то как вы оцениваете развитие информационных технологий? Какие преимущества они приносят клиентам банков?
— Развитие информационных технологий в банковской сфере — неотъемлемая часть цифровой трансформации бизнеса. Цифровизация способствует существенному улучшению качества обслуживания клиентов, оптимизации банковских процессов, повышению скорости проведения операций, снижению операционных издержек, повышению уровня безопасности, она становится все более значимым фактором в конкурентной борьбе на рынке финансовых сервисов. В конечном счете клиенты банков получают принципиально новый уровень пользовательского опыта: более простые и прозрачные операции, быструю коммуникацию с банком, персонализированные банковские предложения и широкий выбор каналов обслуживания.
— Как в последние годы изменился подход к цифровизации? Какие аспекты необходимо учитывать при цифровой трансформации банка?
— В последнее время вместо массовой цифровизации мы наблюдаем подход, ориентированный на конкретные бизнес-задачи. С другой стороны, стало очевидно, что цифровизация — это не только автоматизация процессов, но и создание новых цифровых продуктов и услуг. Что касается цифровой трансформации банка, то, как и в других сферах бизнеса, в первую очередь необходимо четко определить стратегию и цели цифровой трансформации, исходя из потребностей и особенностей банка и его клиентов. Также важно комплексно подойти к вопросам найма и обучения персонала, чтобы сотрудники могли эффективно работать с новыми технологиями и применять их для достижения поставленных целей.
— Каковы основные вызовы, с которыми сталкиваются банки при реализации цифровой трансформации?
— Один из главных вызовов — это умение адаптироваться к быстро меняющимся требованиям клиентов и рынка в целом. Банки также сталкиваются с задачами обновления устаревших ИТ-систем и перехода на новые, более современные платформы. Кроме того, нужно учитывать растущие требования к кибербезопасности и защите персональных данных клиентов. Еще один вызов — это необходимость привлекать и удерживать высококвалифицированных ИТ-специалистов. Наконец, цифровая трансформация может требовать значительных финансовых затрат и времени на ее реализацию, что также является вызовом для банков. ПСБ успешно справляется с этими вызовами, предлагая качественные цифровые сервисы для частных и корпоративных клиентов.
— Как меняются бизнес-модели банков в свете цифровой трансформации?
— В условиях цифровой трансформации фокус банков сместился с продукта на клиента, для которого этот продукт создается. Развивается персонализированное банковское обслуживание, которое учитывает уникальные потребности и предпочтения каждого клиента. В результате бизнес-модели банков, которые проводят цифровую трансформацию, становятся более эффективными и гибкими.
Важно отметить, что цифровизация не должна неизбежно привести к полному переходу банковского обслуживания в онлайн-каналы. Мы придерживаемся принципа омниканальности и предлагаем клиентам выбирать наиболее подходящий именно им способ обслуживания. Поэтому наряду с цифровизацией, с развитием мобильных приложений, чат-ботов, мы активно работаем над внедрением новых форматов наших отделений.
— Какие компетенции и навыки будут востребованы у профессионалов в банковской отрасли в контексте цифровой трансформации?
— Безусловно, и это самое очевидное, важным навыком будет умение работать с искусственным интеллектом, разбираться в машинном обучении и аналитике данных. Понадобится укрепить знания в области информационной и кибербезопасности, поскольку высокий уровень цифровизации банковской отрасли требует дополнительных мер для защиты конфиденциальных данных. Компетенции в области управления проектами и умение быстро принимать решения также будут востребованы, поскольку банки должны максимально оперативно адаптироваться к быстро меняющейся цифровой среде. Наконец, невозможно развиваться без коммуникативных навыков: это именно то, что отличает человека от новейших цифровых программ, к тому же трансформация требует активного взаимодействия между различными подразделениями внутри банка.
— Можно ли доверять новым цифровым технологиям и как современному человеку разобраться во всем их разнообразии?
— Технологии делают нашу жизнь проще, но здесь, как и при любом нововведении, встает вопрос доверия — люди должны понимать, зачем им это нужно и как все работает на практике, и, чтобы добиться доверия, необходимо приложить усилия. Акцент в укреплении доверия граждан к цифровизации необходимо делать на защите данных и их прозрачности. Что касается банков, то они всегда работали с конфиденциальными данными, у них есть большие команды профессионалов в области кибербезопасности. Надежность каждой операции внимательно отслеживается и контролируется.