Содержимое для авторизованных пользователей

Отраслевой ИТ-ландшафт: критической зависимости от зарубежных решений нет

На ЦИПР-2023 были подведены первые итоги развития индустриальных центров компетенций. По мнению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, ИЦК «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование», работу которого лидирует «Газпром нефть», продемонстрировал один из самых высоких уровней скоординированности. А на ПМЭФ-2023 было подписано соглашение о создании Консорциума «Цифровой нефтегаз». О главных направлениях работы нефтегазовой отрасли для достижения цифровой независимости рассказал Олег Третьяк, и.о. директора дирекции по цифровой трансформации «Газпром нефти».

— Олег Александрович, опыт работы ИЦК по формированию независимого от зарубежных решений отраслевого ИТ-ландшафта в нефтегазе может стать примером для других отраслей.  Расскажите, как строилась работа?

— Да, наш ИЦК стал примером для других. В него вошли 13 крупнейших отраслевых компаний. В первую очередь, нам предстояло сформировать портфель особо значимых проектов. И, считаю, что с этой задачей мы с коллегами успешно справились.

Работа была разбита на этапы. Сначала мы определили 12 направлений, критичных для непрерывности деятельности, и в рамках этих направлений сформировали портфель из 28 особо значимых проектов для отрасли.

Одновременно с этим мы поставили перед собой более стратегическую задачу — тщательно проанализировать весь отраслевой ИТ-ландшафт в разрезе функциональных бизнес-процессов.

Каждая из компаний в составе ИЦК представила свой набор решений, которые были разложены по ландшафту. Всего было выявлено 658 отечественных решений, разработанных или находящихся в разработке. При этом 469 решений — с уровнем технологической готовности «9». В результате мы сформировали индустриальный ландшафт ИТ-решений отрасли.

Получается, что созданная универсальная карта — это такой «вертолетный» взгляд сверху с возможностью диагностики. Во-первых, мы увидели продукты, которые уже есть в отрасли. Во-вторых, это дало возможность понять, где, в каких областях и что у нас со зрелостью решений, и где есть очевидные пробелы, которые нужно закрывать.

— Какие общие выводы можно сделать по ситуации с индустриальном ПО в нефтегазовой отрасли?

— Критической зависимости от зарубежных решений в нашей отрасли нет. Анализ ландшафта продолжается.

Разумеется, для полноты картины необходимо не только участие как можно большего количества компаний в заполнении ландшафта, но и проработка представленных в ландшафте решений на предмет объема замещения функционала импортных решений, их критичности, возможности тиражирования, экспортный потенциал.

Преимущество российских компаний, по сравнению с западными, в том, что мы начали разработку решений в более современном технологическом стеке и используем открытые архитектурные платформы, что позволит нам потратить меньше времени на разработку и внедрение.

— Участники ИЦК поставили задачу к 2028 году на 100% покрыть весь ландшафт отечественными ИТ-решениями, которые будут соответствовать и превосходить зарубежные аналоги. Что считаете важным, без чего достичь полного технологического суверенитета невозможно?

— Активная работа в рамках ИЦК показала, что вопросы импортозамещения индустриального ПО решить невозможно без отраслевой консолидации, без унификации, стандартов и формирования рынка с управляемой конкуренцией.

Чтобы компании могли тиражировать и переиспользовать имеющиеся решения, потребуется разработка единых стандартов и принципов: совместимый технологический стек, единые принципы в области интеграции данных и процессов, стандартизация функционала этого ПО. Кроме этого, важно создать единую среду разработки.

Запросы заказчиков индустриального ПО с учетом специфики отрасли и конкретных производств могут быть удовлетворены разработкой платформ, которые будут аккумулировать существующие на рынке цифровые продукты.

Платформизация в нефтегазовой отрасли позволит разработчикам, с одной стороны, — независимо, с другой стороны — параллельно, разрабатывать решения на общем базисе, обеспечивать их интеропераберабельность и независимость от вендоров.

— «Газпром нефть» пропагандирует принцип открытости ТЭК. Но у нас компании привыкли конкурировать, а не кооперироваться.  Как быть с этим?

— У нефтегазовой отрасли есть значительный потенциал для своего развития, и его реализация будет зависеть в том числе от того, насколько активно мы будем внедрять современные цифровые решения в бизнес-процессы цепочки создания стоимости: от геологоразведки до сбыта.

По оценке «Газпром нефти», экономический эффект от цифровой трансформации отрасли составит до 1 триллиона рублей уже к 2030 году. Но для того, чтобы этот потенциал реализовать, безусловно, нужна консолидация усилий всех участников отраслевого рынка.

С этой целью мы создаем Индустриальный консорциум. Соглашение о его создании было подписано в рамках ПМЭФ представителями ведущих российских компаний. В состав объединения войдут ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть», АО «Зарубежнефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НОВАТЭК», АО «Росгеология», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Татнефть» и ПАО «Транснефть».

Основная цель Консорциума — технологическая независимость нефтегазовой отрасли. Консорциум совместно с отечественными ИТ-компаниями займется обеспечением полного цикла разработки индустриального ПО на основании единых отраслевых принципов и платформенных решений. В числе приоритетных направлений —системы геомоделирования и предиктивной аналитики, лабораторные программы, комплексы диспетчерского контроля, сервисы управления цепочками поставок, цифровые двойники инфраструктуры, платформы автоматизации и управления производством, а также роботизированные решения. Также предусмотрено развитие открытой платформы промышленной автоматизации на базе открытых ИТ-стандартов взаимодействия между программами и устройствами, которая позволяет совместить различное программное обеспечение для производственных объектов вне зависимости от производителя.

Мы также рассчитываем на то, что в будущем потенциальными участниками консорциума смогут стать компании и технологические партнеры из дружественных стран.

Прокрутка наверх