Российский «Трансмашхолдинг» (ТМХ) прорабатывает проекты по оборудованию системой виртуальной сцепки пассажирских локомотивов, ожидает её применения на других направлениях, помимо Восточного полигона, сообщил управляющий директор по развитию интеллектуальных систем управления «Трансмашхолдинга», гендиректор «ТМХ Интеллектуальные Системы» Андрей Романчиков.
От кибербезопасности — к цифровому иммунитету: куда движется отрасль

Технологическая сфера очень динамично развивается. Автоматизация и цифровизация переросли в экономику данных, теперь бизнес может извлекать из них существенную выгоду. Это трансформирует всю отрасль и одновременно повышает необходимость в комплексной кибербезопасности. В интервью Анна Кулашова, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ, рассказала об актуальных киберугрозах, тенденциях и о том, как компании в России движутся к цифровому иммунитету.
— Как вы оцениваете ситуацию с кибератаками в этом году?
— Решения «Лаборатории Касперского» ежедневно фиксируют по всему миру примерно 411 тысяч новых образцов вредоносного ПО. Всего же за 2023 год решения «Лаборатории Касперского» отразили 6,1 миллиард кибератак. В этом году основные угрозы сохраняются, поэтому ожидать падения количества инцидентов компаниям, к сожалению, не приходится. Более того, продолжается политически мотивированный хактивизм, в даркнете появляются новые инструменты, которые упрощают атаки для злоумышленников, растет интерес к атакам на цепочки поставок. Злоумышленники чаще применяют нейросети для создания убедительного контента. Как следствие, попытки мошенничества становятся более изощрёнными.
— Какие типы атак преобладают? Какие «тренды» сейчас в этой области?
— Если говорить об угрозах для организаций, то основной — вне зависимости от отрасли — остаются шифровальщики. В 2023 году с ними был связан каждый третий инцидент, к которому привлекали нашу глобальную команду по реагированию на компьютерные инциденты. На сегодняшний день предпосылок к тому, чтобы злоумышленники перестали атаковать организации, способные выплатить значительный выкуп, мы не видим. Подобные инциденты могут приводить к перебоям в операционной деятельности жертвы, на производстве и в поставках. За 2023 год по сравнению с 2022-м количество кибергрупп, проводящих целевые атаки с использованием программ-вымогателей, увеличилось в мире на 30%, а число их жертв — на 70%.
Что касается того, как именно злоумышленники проникают в корпоративные сети, то в 2023 году одним из самых распространённых способов стали кибератаки через подрядчиков.
— Как это влияет на развитие отрасли?
— Мы видим, что технологическая сфера очень динамично развивается, и в области информационной безопасности, и в ИТ. Автоматизация и цифровизация переросли в экономику данных, теперь бизнес может извлекать из них существенную выгоду. Это трансформирует всю отрасль.
В кибербезопасности мы видим движение к цифровому иммунитету. Во-первых, активно развиваются современные ИБ-подходы: XDR, SASE, безопасная разработка, кибериммунитет. Кибериммунитет — это инновационная концепция, которая подразумевает безопасность, заложенную в дизайн цифрового решения. Помимо этого, движение к цифровому иммунитету тесно связано с развитием технологий машинного обучения. Мы инициировали и продолжаем активно продвигать многосторонний диалог, цель которого — выработать единые практики использования технологий машинного обучения в кибербезопасности. Наиболее актуальный на сегодняшний день генеративный искусственный интеллект (ИИ) создает как новые угрозы, так и возможности для индустрии. Злоумышленники активно используют генеративный ИИ, например, для персонализации фишинговых сообщений и обхода существующих систем защиты. В то же время генеративный ИИ может быть помощником для специалистов по кибербезопасности: сокращать рутину, выявлять потенциальные угрозы в автоматическом режиме, оповещать об аномалиях, задетектированных комплексными ИБ-решениями.
— Как рынок реагирует на текущие изменения? Каких решений на рынке стало больше?
— Самое важное – кибербезопасность становится всё более реальной, а не бумажной. Причем на это влияет как высокий уровень кибератак, так и требования регуляторов. Компании понимают, что важно внедрять комплексные меры киберзащиты, которые действительно позволят предотвратить инциденты. Эту тенденцию подтверждают и наши финансовые результаты. Продажи продуктов и сервисов по кибербезопасности «Лаборатории Касперского» в России в 2023 году увеличились на 36%, причем наиболее сильный рост мы видим в области специализированных и сложных решений.
Ярко наметился интерес к внедрению XDR, который я уже упоминала. Это экосистема для автоматического проактивного выявления угроз на разных уровнях инфраструктуры, реагирования на них и противодействия сложным атакам. В случае внедрения XDR компания одномоментно закрывает все потребности в области киберзащиты. Мы в авангарде этого движения и готовы предложить как нативный, моновендорный XDR, так и открытый. В последнем случае в систему можно интегрировать решения нескольких поставщиков.
Более серьёзно подходить к вопросам борьбы с кибератаками повышенной сложности начал средний бизнес. В связи с этим в конце 2023 года мы предложили рынку линейку Kaspersky Smart. Она построена на базе решений, ранее доступных только крупным компаниям, — SIEM-системы и продукта для передовой защиты конечных устройств от сложных угроз.
Компании поняли важность создания стратегии по кибербезопасности, она регулярно пересматривается в зависимости от изменений на рынке или в требованиях регуляторов. Чтобы помочь заказчикам ориентироваться в нормативных документах, в конце прошлого года мы представили регуляторный хаб. Это база знаний в сфере информационной безопасности, где любая компания сможет посмотреть текущие требования и рекомендации для своей отрасли.
Из сложностей, с которыми компании сталкиваются сегодня — на рынке по-прежнему наблюдается большой дефицит кадров, и в совокупности с остальными вызовами (кибератаки, импортозамещение и дедлайны перехода на новые решения) заказчики всё чаще начинают обращать внимание на сервисную историю (MDR-сервис от ИБ-вендора, услуги MSSP провайдеров и SECaaS). Более того, много ресурсов вкладывается в обучение, повышение квалификации специалистов: постоянно проводятся хакатоны, развиваются киберполигоны, очень востребованными стали учебно-методологические материалы для сотрудников самого разного уровня.
— И в завершении – мы уже несколько лет говорим об импортозамещении. Как вы оценивается ситуацию с этой точки зрения?
— Российский сегмент в целом всегда был достаточно насыщен качественными решениями в области информационной безопасности в различных сегментах. События последних двух лет повлияли на расширение перечня игроков рынка и расширение функционала. Уход международных вендоров заставил многие компании, которые не специализировались на разработке, рассмотреть возможность создания собственных программных решений. И сегодня с импортозамещением в области ИБ в целом у нас всё достаточно хорошо.
Сейчас перед отраслью стоит задача достичь технологического суверенитета, то есть перейти от ситуационного импортозамещения к импортонезависимости. Эта работа ведётся по нескольким направлениям: популяризация операционных систем с открытым исходным кодом; слияние регуляторных требований к ИБ с реальной кибербезопасностью; развитие кадров.
Помимо ПО с открытым исходным кодом активно используется технология контейнеризации. Она позволяет «упаковывать» в так называемые контейнеры отдельные части кода, отвечающие за разные функции, и формировать из них приложения. Это делает процесс разработки более лёгким и гибким. На это отреагировал и рынок информационной безопасности. В 2023 мы вывели на рынок новый продукт для обеспечения контейнерной безопасности, и к нему уже большой интерес.