Содержимое для авторизованных пользователей

Геоаналитика позволяет развивать инфраструктуру и туристический потенциал в регионах

ML-модели учитывают сотни признаков: от обезличенного портрета аудитории, трафика и туристических потоков до прогноза товарооборота, среднего чека и каннибализации существующих точек новыми. Об особенностях работы аналитических сервисов рассказал Роман Стятюгин, директор центра аналитических продуктов VK Predict.

Роман, расскажите, чем занимается ваше направление?

– Мы разрабатываем и развиваем аналитические сервисы на базе массивов данных и технологий ИИ. Изначально это были продукты для клиентской аналитики. Со временем мы накапливали экспертизу, масштабировали технологии и расширили направление. Сейчас наши продукты затрагивают около десяти областей, включая сервисы геоаналитики, системы поддержки принятия решений, low-code / no-code инструменты для быстрой проверки гипотез. Они помогают решать задачи внутри VK и в бизнесе наших партнеров из разных отраслей: банковском секторе, телекоме, FMCG, недвижимости, строительстве и в других. В любой индустрии есть потенциал для внедрения дата-сервисов.

Насколько в принципе востребованы такие решения и какие из них более популярны среди бизнеса? 

– Сравнивать продукты по популярности не совсем корректно — они находятся на разных этапах зрелости. Например, мы много лет работаем с маркетинговыми задачами, профилированием аудитории и поиском инсайтов. В прошлом году одним из наиболее быстрорастущих стримов стали дата-сервисы для телеком-операторов, которые помогают оценивать качество связи и доли рынка. В этом году мы представили новое решение — сервис геоаналитики для бизнеса ГеоКурсор. Он оценивает потенциал локаций для развития бизнеса в офлайне. ML-модели оценивают более 500 параметров: обезличенные признаки аудитории, инфраструктуру района, пешеходный и автомобильный трафик, покупательскую активность. На их основе сервис анализирует и прогнозирует продажи, товарооборот, средний чек и другие бизнес-показатели. Данные анализируются в радиусе 40 метров от указанной локации, что снижает влияние побочных показателей на просчёт.

Каким компаниям может быть полезна ML-геоаналитика? 

– Для любого бизнеса, у которого есть сеть точек в офлайне, поставщиков, дистрибьюторов, застройщиков и т.д. Например, если вы развиваете сеть супермаркетов, ПВЗ, открываете новые отделения банка, рассматриваете открытие магазина в торговом центре и так далее. Мы сами используем сервис перед выбором точки для открытия флагманских магазинов VK Store или развития продаж умных колонок «VK Капсула». Алгоритмы анализируют привлекательность торговых центров для размещения в партнерских торговых точках и прогнозируют трафик в них, позволяют находить новые каналы и точки роста. Сервис стремительно развивается, мы проводим пилоты с ВкусВиллом и другими партнерами, в том числе из финансовой индустрии.

Интерес к сервисам геоаналитики приходится только на крупный бизнес в крупных городах или вы видите потребность в таких решениях и в регионах?

– Мы видим потребность в качественной геоаналитике — и описательной и предиктивной — не только среди бизнеса. Геоаналитика позволяет развивать инфраструктуру и туристический потенциал в регионах на базе реальных данных и следить за динамикой изменений, учитывая уникальные потребности и особенности региона или бизнеса. ML-модели учитывают сотни признаков: от обезличенного портрета аудитории, трафика и туристических потоков до прогноза товарооборота, среднего чека и каннибализации существующих точек новыми. Если просто, подсказывают, где построить новый спортивный комплекс, где нужно развивать транспортную систему, а где — инфраструктуру для туристов.

Что может показать аналитика в регионе?

– Вместе с нашим партнером Profi Travel мы проводим исследования для разных регионов. В этом году провели большое исследование для Республики Дагестан, где определили в том числе специфику, интересы и особенности поведения туристов из разных регионов. Например, гости региона приезжают в среднем на три-четыре дня, на июль и август приходится 42% всех туристических поездок в республику. Туристы из соседних регионов начинают расширять сезон и приезжают не только в пиковые месяцы — они могут стать опорой для развития новых турпродуктов. Такие исследования помогают развивать не только большие регионы, но и повышать инвестиционную привлекательность малых городов с учетом культурных, географических и экономических условий.

Как вы оцениваете перспективы развития дата-сервисов?

– По данным нашего исследования VK Cloud и ArenaData, в 2022 году более 60% компаний на российском рынке уже работали с технологиями Big Data. Исследование Ассоциации больших данных показывает, что к 2024 году индустрия больших данных вырастет на 90% по сравнению с 2021 годом. Мы разделяем эти оценки: объем данных кратно растет с каждым годом, развитие технологий ускоряется. Дата-сервисы уже сейчас упрощают развитие продуктов, бизнеса и целых регионов. Они помогают снизить риск ошибки, дают более объективную картину и позволяют принимать объективные решения, ускоряют время вывода продуктов на рынок. Именно поэтому потребность в технологических дата-решениях и их функциональность будет развиваться экспоненциально.

Прокрутка наверх