Одним из драйверов цифровой трансформации в области защиты окружающей среды…
Цифровая трансформация строительства: как она происходит и в чем сложности
Компания «Осмокод» разрабатывает платформу для сквозной цифровизации строительных процессов ЦУС (Цифровое управление строительством), которая внедрена на многих объектах с госучастием.Начальник управления по внедрению и развитию ПО Константин Алешкин рассказал, как сквозная цифровизация процессов помогает строительству, какую пользу приносят сервисы для управления,как по итогам трансформируется стройотрасль.
— Почему сложно создать единую среду данных для заказчика, проектировщика, подрядчиков и строительного контроля?
— Тут можно назвать несколько причин.
- У каждого участника уже есть своя среда, в которой они взаимодействуют. У заказчика — свой сервис управления строительством, у проектировщиков — система для проектирования и какая-то другая для согласования проектно-сметной документации. Подрядчики чаще всего используют 1С. У стройконтроля тоже может быть что-то свое.Конечно, чтобы добиться сквозной цифровизации, их можно объединить в единую мастер-систему с едиными процессами, но это очень сложно и дорого, и должен быть инициатор — либо заказчик, либо подрядчик. Плюс это зависит от уровня. Если заказчик внедряет систему, ему проще влиять на своих контрагентов. А если мы внедряем процесс где-то в середине цепочки, то есть с подрядчика, то у него меньше рычагов влияния на заказчика. Когда мы заходим на территорию подрядчика, он так и говорит:«Если вы сможете продать эту историю заказчику, лоббировать дополнительное соглашение об электронном документообороте, то мы готовы». Тогда мы пытаемся выстроить диалог с заказчиком и показать пользу системы, но это непросто.
- Подрядчик не всегда хочет прозрачности: заказчику выгодно оцифровать все процессы, а подрядчик, наоборот, не готов к тому, чтобы у заказчика был дополнительный инструмент контроля его действий.
- И классический вариант — это желание оставаться на бумаге. Бумага все стерпит, можно подписать документы задним числом. Цифра блокирует такие варианты. Плюс многим кажется, что бумага надежнее в случае проверки. Более того стройка — консервативная отрасль. Большинство людей привыкли работать определенным образом и не хотят всё перестраивать и переучиваться или даже делать двойную работу — вести документооборот и на бумаге, и в цифровом формате.
— Какие проблемы возникают, если нет сквозной цифровизации процессов? Приведите примеры.
— Вот пример: проектировщик сформировал том проектной документации, направляет его по почте на адрес заказчика, том прибывает в канцелярию, дальше может гулять по директорам и замам. Работу с проектной документацией делегируют конкретным исполнителям, они пишут замечания, и, наконец, документация пойдет обратно примерно по такому же длинному маршруту. Не исключено, что в процессе какие-то замечания затеряются, плюс это все затягивается на очень длинный срок.
Маршрут покороче, но тоже с изъянами — по электронной почте. Кто-то почту пропустил, кто-то в отпуске и не прочел письмо вовремя, в итоге подписали не четвертую, а вторую версию изменений — это тоже типичная картина.
Даже если у всех участников есть цифровые сервисы для управления стройкой, интеграцию все равно организовать сложно. Рассмотрим почти идеальный вариант: интеграция систем уже есть, но на стыке данные по-прежнему теряются, в части атрибутивного состава, например. Либо это выгрузка данных из одной программы и загрузка в другую, и тут тоже действует человеческий фактор — загрузили не ту версию, загрузили с ошибками и т.д.
Обобщая, можно сказать, что, независимо от способа работы, — бумажный носитель, почта или электронная система — человеческий фактор, потеря данных и заметный лаг во времени по-прежнему имеют место быть.
Верификация данных — большое проблемное место. В электронной почте кто-то написал «согласовано», и это «согласовано» так в почте и осталось. Или в лучшем случае распечатал чертеж, на нем написал «согласовано», отсканировал и переслал опять по электронной почте. Получатель это положил в папочку на свой жесткий диск, потом он уволился или сменил компьютер — все, у других нет доступа к документу.
— Какие главные цифровые процессы должны быть сквозными, то есть реализованы в единой среде данных, чтобы участники почувствовали эффект от цифровизации?
— Важно учитывать нормативную документацию — какие-то процессы она не сковывает, а какие-то регламентирует. Например, не сковывает планирование, отчетность, фотоотчеты, которые так любят заказчики.
Основные и самые важные процессы — это контрактация и финансирование, целевое освоение денежных средств согласно договору. Также исполнительная документация — тут выигрывает определенный сегмент, который завязан на исполнительную документацию и ее выполнение. Оцифровка создания и подписания акта выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ позволяет почувствовать эффект в связи с оперативностью их согласования — это 1–2 дня. Если подписали, есть основание у подрядчика получить оплату за выполненные работы в более сжатые сроки.
— Что уже реализовано в продукте ЦУС?
— Все вышеуказанное реализовано в ЦУС: контракты, финансирование, закрывающие документы в электронном виде — вообще вся исполнительная документация. Но ценность даже не в разветвленном функционале, а в сквозном цифровом процессе. Вся функциональность встроена в один общий сервис для управления строительством. От старта объекта все задачи в одном месте: проектно-изыскательские работы, сметы, графики производства работ, график финансирования, который привязан к договору. Таким образом, работа методично отслеживается, пока не будут выполнены все работы и подписаны все итоговые акты.
— Какие в ближайшее время произойдут трансформации в цифровой повестке строительства после внедрения приказов Минстрой РФ об электронных журналах работ, которые вступят в силу с 01 сентября 2023 года?
— Основное изменение, которое все ждут, — общие журналы работ в электронном виде. Когда государственный строительный надзор будет регистрировать его в электронном виде, выдавать его заказчику, а заказчик будет спускать до подрядчика, выполняющего работы, — вот это позволит нам полностью отказаться от бумажных документов.
Практически все стройки, даже удаленные, обеспечены сейчас интернетом — это прописывается во многих подрядных договорах. Поэтому на практике заполнение журнала работ в цифровом виде не должно быть проблемой. Но как заверять каждую запись с помощью электронной подписи, как это будет работать в целом, надо, конечно, проверять на практике.
— Как это повлияет на развитие рынка в целом и платформы ЦУС?
— На нас это уже повлияло. Для разработки программы мы учитывали регламенты Минстроя, в части ведения общего журнала работ тоже. Исполнительная документация должна вестись в том числе в формате xml — для определенного перечня документов на сайте Минстроя опубликованы xml-схемы, и это мы берем в работу. В ЦУС мы реализовали все эти схемы — акты автоматически генерируются в xml, общий журнал работ также должен быть в xml. Таким образом, все платформы, которые захотят соответствовать требованиям Минстроя, должны будут предусмотреть у себя эту возможность.
Мы готовы делиться опытом реальной цифровизации крупных заказчиков и проконсультировать, как лучше реализовать тот или иной проект по цифровизации на практике.