Одним из драйверов цифровой трансформации в области защиты окружающей среды…
Что сделает российские ИТ-продукты более конкурентоспособными
О перспективных направлениях в отрасли информационных технологий рассказал генеральный директор ГК Softline Владимир Лавров.
— В прошлом году компания отметила 30-летие. Это серьезная цифра для ИТ на российском рынке. Каких результатов удалось достичь?
— В течение последних лет мы активно расширяли портфель востребованных ИТ-решений и продуктов собственного производства. Эта стратегия позволила компании стать бенефициаром изменений рыночной конъюнктуры и кратно увеличить бизнес: только за прошлый год мы достигли исторически рекордных значений по основным финансовым показателям: оборот достиг 91,5 млрд рублей, увеличившись на 29% по сравнению с показателем, зафиксированным по итогам 2022 года. Валовая прибыль за 2023 год составила 23,6 млрд рублей, продемонстрировав практически двукратный рост год к году. При этом в структуре валовой прибыли более 60% ее доли пришлось на собственные решения Группы.
В прошлом году мы трансформировали бизнес-модель в соответствии с изменениями ИТ-рынка. Укрепить свои позиции на рынке нам позволили в том числе семь сделок слияния и поглощения. Так, приобретение Bell Integrator усилило экспертизу в заказной разработке для финансовых учреждений. Покупка компании «Цитрос» и других предприятий ГК «Аплана» расширила наш портфель бизнес-приложений и укрепила позиции в области машинного обучения и HRM-решений. В прошлом году мы также утвердили стратегию развития бизнеса до 2030 года. Основным ее приоритетом являются укрепление позиции Softline как эксперта в достижении технологического суверенитета и выход на международные рынки. Мы продолжаем развивать бизнес в СНГ и дружественных странах, где есть спрос на альтернативные западным ИТ-продуктам решения.
— Кризисы зачастую становятся трамплином для развития бизнеса. Какие перспективы вы видите для себя?
— Выход, несмотря на непростые условия, на публичный рынок осенью прошлого года открыл для нас новую главу. Мы стремимся к большей открытости и прозрачности в отношениях с инвесторами. Помимо укрепления доверия потенциальных партнеров и клиентов, выход на биржу дает нам возможность привлекать дополнительные финансовые ресурсы, в том числе для расширения бизнеса за счет новых сделок M&A и освоения новых рынков. Практически сразу после выхода на биржу акции компании были включены в перечень ценных бумаг высокотехнологичного сектора экономики. Это не только привлекло дополнительный интерес инвесторов к акциям перспективного и быстрорастущего инновационного сегмента, но и создало более выгодные условия для наших акционеров благодаря налоговой льготе. В целом мы очень довольны результатами первичного публичного размещения акций на фондовой бирже. Рекордные объемы торгов с самого первого дня на Мосбирже показали привлекательность для инвесторов акций компании. В ноябре 2023 года состоялось вторичное размещение, в котором поучаствовало более 6,5 тыс. новых инвесторов: ликвидность акций выросла, нам удалось привлечь дополнительные инвестиции.
— Портфель Softline в прошлом году пополнился новыми решениями, какие направления и разработки более востребованы?
— Мы наблюдаем большой рост запросов на решения, связанные с машинным обучением и технологиями искусственного интеллекта (ИИ). Федеральные проекты и нацпрограмма «Цифровая экономика» нацелены на повышение автоматизации в госорганах и бизнесе, что активизирует интерес к подобным решениям. Заказчики в условиях дефицита высококвалифицированных специалистов все больше внимания обращают на цифровых ассистентов (такие решения предлагает вендор SL Soft в нашей ГК): им передают рутинные задачи, а сотрудники могут решать более сложные или нестандартные вопросы. Цифровые помощники эффективны в финансовых, юридических, закупочных, HR-подразделениях, отделах ИТ, делопроизводства и бухгалтерии. Мы также видим интерес к решениям с предиктивным анализом больших данных и текстовых массивов, которые позволяют организовать интеллектуальное хранилище обработанной информации и обеспечить быстрый доступ к ней.
Растет спрос на отечественное оборудование, в ответ на это мы расширяем портфель продуктов: уже выпустили новые ноутбуки серии Silver. Портфель продуктов пополнили также моноблоки, серверы и периферийные устройства. Осенью прошлого года наши системные блоки и моноблоки были успешно включены в реестр Минпромторга РФ. Вместе со спросом на оборудование на российском рынке развивается интерес к электронным компонентам. Мы, например, запустили собственную линию поверхностного монтажа, что позволяет производить собственные материнские платы и оперативную память. Этот стратегический шаг дает возможность представить на рынке и другие комплектующие в составе собственных технологических решений.
— Все больше компаний стремится создавать собственные ИТ-продукты под конкретные потребности бизнеса. Увеличились ли масштаб и объем проектов заказной разработки?
— Объем и масштаб проектов однозначно выросли. Заказная разработка в 2023 году работала на импортозамещение по всем фронтам: от перехода на отечественные системы для управления ресурсами предприятия (ERP) и продажами (CRM), а также миграции с ушедших SAP и Oracle до замены продуктов стеков Atlassian и Microsoft. Компания «Девелоника», которая входит в группу Softline, отмечает, что наиболее активно проявляют себя заказчики из государственного и финансового секторов, ИТ-отрасли, медицины, промышленности; им интересен в том числе формат выделенных центров разработки.
В рамках проектов импортозамещения бизнес стремится не просто повторить, но и улучшить софт: убрать неэффективный или устаревший функционал, внести новые технологии, например в связке с ИИ. Растут запросы на автоматизацию. Одновременно с этим на высоком уровне держится интерес к цифровизации бизнеса. Компании также приходят с вопросами о внедрении систем управления бизнес-процессами (BPM) и решений автоматизации (RPA), инструментов разработки программного обеспечения (ПО) без кода — low- и no-code. При этом отечественным организациям нужны самые разные горизонтальные решения: порталы и платформы, системы электронного документооборота (ЭДО), софт для работы с большими данными (включая хранение и анализ).
— То есть компании все больше не заменяют отдельные решения, а полностью строят ИТ-инфраструктуру на отечественных продуктах и решениях?
— Да, действительно, вместо фокуса на отдельных продуктах клиенты предпочитают создавать ИТ-инфраструктуру на базе российских разработок. Главная потребность компаний — обеспечение бесперебойной работы, расширяемости и совместимости инфраструктуры с предлагаемыми на рынке ИТ-продуктами. Отечественные разработчики активно создают продукты, адаптированные к особенностям российского рынка. И хотя по количественному функционалу они еще могут уступать западным решениям, в целом российские продукты успешно решают ключевые задачи бизнеса. В будущем российские продукты составят серьезную конкуренцию зарубежным аналогам. Чтобы помочь бизнесу развивать ИТ-инфраструктуру на базе отечественных решений, мы создали продукт Softline Enterprise Agreement. Подписывая единое соглашение с клиентами от имени всех вендоров, включенных в пакеты ПО, компания предоставляет удобный способ покупки российского софта и управления лицензиями.
— Насколько легко заказчики перестраиваются на российские решения, ведь замена инфраструктуры требует серьезных финансовых вложений?
— Миграция на отечественные программные продукты, модернизация и развитие собственной инфраструктуры требуют привлечения дополнительных средств и увеличения ИТ-бюджетов. Создание в 2019 году программы рассрочки в рамках направления Softline Finance дало нашим клиентам конкурентное преимущество быстрой адаптации к изменениям на рынке: они могут оперативно и удобно получить средства и внедрять отечественные решения сразу по необходимости. Программа востребована во всех отраслях и сегментах бизнеса. Также мы запустили инструмент для долгосрочного финансирования — лизинг, который идеально подходит для ИТ-проектов с преобладанием в составе оборудования. Кроме того, мы предлагаем услуги аренды оборудования, включая операционную аренду для ускоренного обновления инфраструктуры, а также факторинг в партнерстве с банками для краткосрочной отсрочки платежа в крупных проектах. Наш подход к финансированию ИТ-проектов обеспечивает максимальную гибкость и комфорт для клиентов, позволяет им добиться импортонезависимости.
— Вопрос кибербезопасности не теряет своей актуальности. Киберучения — новый тренд?
— Введение требований перевода объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на отечественные решения подчеркивает, что кибербезопасность признается одним из ключевых требований к современной ИТ-инфраструктуре на государственном уровне. Растущая сложность кибератак и развитие требований законодательства в области информационной безопасности создают для бизнеса новые вызовы: компаниям необходимо обеспечивать непрерывность операционной деятельности при одновременном соблюдении нормативов. Softline помогает решать эти задачи при помощи инновационных ИБ-практик. В нашем портфеле есть ресурсы для аудита и внедрения средств защиты объектов КИИ, а также киберполигон. Мы развиваем практику киберучений, это тренировка сотрудников компаний в условиях смоделированных ситуаций, максимально приближенных к реальным угрозам. Причем в России растет спрос на импортонезависимые решения в области ИБ. Softline развивает собственный центр информационной безопасности (SOC), который интегрируется с другими продуктами компании. Совместно с вендорами мы развиваем единую экосистему управляемых сервисов ИБ (MSSP), включая сервисы управления доступом (IdM) и обнаружения угроз (EDR).
— Растет спрос бизнеса на облачные решения. Какие запросы и требования заказчиков к этим технологиям стали основными?
— Одним из ключевых запросов стало внедрение частных и гибридных облаков. Все наши крупные проекты были сосредоточены на этих решениях, и мы ожидаем, что спрос продолжит расти. Частные облака останутся востребованными по крайней мере до 2025 года. Малые и средние компании при этом предпочитают публичные облака, где важны цена и оперативность реакции. Легализация и локализация бизнеса в облаках требуют экосистемности и глубокой экспертизы. Наша стратегическая цель — развитие мультиоблачности, включая собственные решения, что позволит снизить риск зависимости клиентов от единственного провайдера. В 2024-25 гг. компании, включая крупные корпорации, будут стремиться к внедрению мультиоблачных технологий, и мы готовы предлагать соответствующие решения. Мы также развиваем публичное облако Softline. Наши площадки в разных городах, в том числе за пределами России, гарантируют стабильную работу, профессиональный клиентский сервис и лучшие финансовые гарантии на рынке. Нам важно поддерживать органический рост и увеличивать спектр услуг для клиентов, обеспечивая устойчивую и эффективную инфраструктуру.
— Помимо грамотной продуктовой стратегии, в чем секрет стабильности и успеха ИТ-компании на турбулентном рынке?
— Удовлетворенность сотрудников является ключевым элементом нашего успеха на ИТ-рынке. Мы постоянно работаем над совершенствованием рабочей среды и бизнес-процессов. Это тот фундамент, который укрепляет и повышает мотивацию и вовлеченность сотрудников. Нам важно быть для людей местом стабильности в мире полной неопределенности, вызывать у сотрудников доверие и желание разделять с компанией ее задачи. Поэтому мы создаем условия, в которых профессионалы могут развиваться вместе с компанией. В команде Softline более 8,4 тыс. человек. Значительная их часть остается с нами на протяжении длительного времени: почти 40% работает в компании более пяти лет, что превосходит средний стаж в отрасли (три года). Результаты анализа показателей удовлетворенности и лояльности, а также индекс eNPS компании по последним данным превысили средние показатели на рынке в целом. Индекс чистой лояльности eNPS вырос до 89%, уровень удовлетворенности — до 87%, а уровень лояльности — до 85%.
Интервью было подготовлено для РБК.