С 14 по 16 ноября 2024г. в Шеньчжэнь прошла крупнейшая технологическая выставка в Восточной Азии China Hi-Tech Fair (CHTF-2024). В рамках мероприятия ЦИПР совместно с правительством Нижегородской области второй раз представили совместный стенд с российскими решениями для международного рынка. В состав российской делегации вошли представители ключевых технологических компаний – МТС, Фирмы «1С», «Дао Тех», STM Labs, а также ряда нижегородских компаний, которые презентовали разработки и достижения региона.
«Базис»: не замещать, а опережать импортные решения
Генеральный директор компании «Базис» Давид Мартиросов рассказал о том, что происходит на рынке инфраструктурного ПО и как Россия достигает технологического суверенитета в этой области.
— В каком состоянии сейчас находится российский рынок инфраструктурного ПО? Как на него повлиял уход зарубежных поставщиков?
— После ухода зарубежных поставщиков все какое-то время пребывали в вакууме – иностранные решения занимали, в зависимости от сегмента, до 90% рынка. Однако с тех пор прошло два года, и отечественные поставщики, в том числе «Базис», могут предложить полнофункциональные отечественные решения для замены иностранных.
Если посмотреть на цифры, то в этом году российский рынок инфраструктурного ПО должен достигнуть объема приблизительно в 70 млрд. рублей, что соответствует показателю 2021 года. Т.е. можно говорить о том, что рынок восстановился. Однако на мой взгляд, рынок по-настоящему и не падал: массового сокращения инфраструктуры не было, наоборот, только в 2023 году было введено более 10 тысяч серверных стоек, теоретически, это почти полмиллиона серверов. Сокращение в денежном отношении было вызвано тем, что компании продолжали использовать иностранное ПО, но уже без поддержки и приобретения новых лицензий, плюс, отечественные решения стоят дешевле зарубежных аналогов, т.е. при том же количестве лицензий дают меньший вклад в объем рынка.
— Многие ли компании продолжают эксплуатировать иностранные продукты? Почему не мигрируют на российские платформы? С чем связаны основные сложности миграции?
— По нашей оценке, доля иностранных продуктов на рынке все еще велика: у госкомпаний это 20-30%, у коммерческих доля еще больше. Причин у этого несколько. Кто-то еще не закончил миграцию – у крупной компании с офисами по всей стране этот процесс может занять 1,5-2 года. Кто-то не готов тратить ресурсы на замену ПО или ждет пока окупятся уже приобретенные ранее иностранные решения. Тем не менее, мы видим положительную динамику по рынку в целом, причем компании с государственным участием и госорганы выступают в качестве примера активного и последовательного перехода на отечественные решения.
Что касается сложностей, то главное – при переносе сохранить инфраструктуру и данные заказчика, не помешать бизнес-процессам компании. Бывает, что перечисленное требует такого количества времени и сил, что по затратам становится для заказчика сопоставимым со стоимостью лицензий на новое ПО. И тут заказчик понимает, что помимо вопроса «На что мигрировать?» существует не менее важный вопрос «Как мигрировать?», и он требует ответа. В итоге мы сделали ставку на собственные автоматизированные механизмы перехода на экосистему «Базис» и смогли ответить на оба вопроса, предложив клиентам специализированный инструмент Basis Migration Assistant, который экономит им до 80% расходов на миграцию. Ставка оказалось верной, в этом можно убедиться, посмотрев на нашу отчетность за 2023 год.
— Какие успешные кейсы импортозамещения инфраструктурного ПО уже существуют на отечественном рынке?
— Таких кейсов немало, и большую их часть реализовал «Базис». Один из самых успешных наших проектов – это сотрудничество с платформой «ГосТех», по итогам которого мы стали стандартом виртуализации; кроме того, более 120 ГИС и ИС, в том числе «Госуслуги», сейчас работают на решениях «Базиса». Однако 70% наших заказчиков относятся к коммерческому сектору, поэтому там кейсов не меньше. Например, четыре банка из ТОП-10 перешли на решения Basis Workplace и Basis Dynamix, а это десятки тысяч виртуальных машин, сотни тысяч пользователей. Поэтому я могу с уверенностью говорить о том, что полноценное импортозамещение достижимо.
Но тут же надо добавить, что одного импортозамещения недостаточно, нужно заниматься импортоопережением. Например, существует мировой тренд на отрыв программного слоя от «железа», DevOps, Cloud Native разработку, и, как следствие, растет спрос на программно-определяемые среды – сети (SDN) и хранилища (SDS). В России этот спрос будет даже опережать мировой, поскольку SDN и SDS позволяют строить качественную инфраструктуру на сравнительно недорогом и не слишком функциональном «железе», а в нашей стране сейчас желание строить такую инфраструктуру сочетается с невозможностью купить hi-end «железо». Работая на опережение, мы еще в прошлом году представили инструмент для организации программно-определяемого хранилища, уже есть первые продажи и множество пилотных проектов. В конце этого года мы представим свое SDN-решение, и у нас уже есть предзаказы.
— Как меняются запросы заказчиков, на что они обращают внимание при выборе решений? С какими вызовами вы сталкиваетесь при импортозамещении инфраструктурного ПО?
— Подавляющее большинство заказчиков эксплуатировало иностранное инфраструктурное ПО, поэтому требования к продукту у них соответствующие – устойчивость и масштабируемость на уровне мирового лидера и цена не выше зарубежных аналогов. Кроме того, многие хотят видеть «дорожную карту» продукта и иметь возможность влиять на нее.
Заказчики из госсектора, а следом за ними и крупный бизнес, обращают особое внимание на безопасность. В частности, на использование методов безопасной разработки, присутствие продукта в реестре отечественного ПО и наличие сертификации ФСТЭК. Мы можем только приветствовать такой подход, поскольку он способствует укреплению информационной безопасности и достижению Россией технологического суверенитета. В нашей экосистеме есть инструменты для обеспечения безопасности виртуальных сред, кроме того, мы сотрудничаем с отечественными компаниями-разработчиками защитного ПО. Соблюдение требований ФСТЭК также является одним из наших приоритетов при разработке, поэтому наши решения успешно проходят сертификацию.
— Какие перспективы развития и преимущества может принести стратегия импортозамещения инфраструктурного ПО для российской экономики данных?
— Инфраструктурное ПО лежит в основе инфраструктуры любого крупного национального проекта по цифровизации, в том числе проекта «Экономика данных». Поэтому можно говорить о том, что эти проекты будут драйверами рынка ближайшие годы. Но речь не только о вливании средств, реализация стратегии также мотивирует российских вендоров развиваться и предоставлять все более качественные и современные решения, чтобы обеспечить требуемую безопасность данных и технологический суверенитет.
— Какие прогнозы на 2025 год и ближайшие несколько лет вы можете озвучить уже сейчас? Что ждет рынок?
— Мы полагаем, что рынок инфраструктурного ПО будет расти примерно на 15-25% в год, в зависимости от сегмента, и в 2027 году перешагнет отметку в 100 млрд. Классическая виртуализация будет расти медленнее, передовые направления, такие как уже упомянутые мной SDN и SDS, Cloud Native разработка, платформы управления приложениями, – быстрее. Будет расти спрос на комплексные решения, предлагающие набор из полностью совместимых друг с другом средств организации виртуальной инфраструктуры, ее миграции, защиты, резервного копирования и т.д.
Кроме того, рынок будет консолидироваться. Сейчас на нем присутствует множество мелких игроков, например, только в области виртуализации в реестре отечественного ПО представлено порядка 50 компаний. Большая их часть в ближайшие несколько лет либо закроется, либо будет поглощена более крупными игроками, такими как «Базис». В итоге останутся несколько сильных компаний-разработчиков, которые будут развивать свои экосистемы и потенциально конкурировать уже на мировом уровне.