Содержимое для авторизованных пользователей

Жизнь в облаках: проблемы и перспективы цифровой трансформации государственного управления

GovTech сейчас переживает бурное развитие во многих странах. Всемирный банк ежегодно выпускает отчет о трендах цифровой трансформации государственного сектора в мире, согласно которому Россия является одним из лидеров в этом направлении. Станут ли государственные инициативы стимулом развития ИТ-технологий и каковы перспективы GovTech в России — рассказывает директор Центра технологического консалтинга одного из крупнейших российских интеграторов РДТЕХ Светлана Иванова.

1 апреля 2023 г. президент России Владимир Путин подписал указ о создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с применением единой цифровой платформы «Гостех». ​​«В целях повышения эффективности реализации мероприятий, связанных с созданием, развитием и эксплуатацией государственных информационных систем, постановляю: правительству РФ обеспечить к 1 апреля 2023 г. функционирование единой цифровой платформы Российской Федерации «Гостех» в соответствии с требованиями о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах» , — говорится в документе.

Согласно указу, создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем с использованием платформы в отношении федеральных информационных систем будут осуществляться с 1 апреля 2023 г., а региональных — с 1 января 2024 г.

С учетом общего тренда формирования технологической независимости «Гостех» может стать драйвером развития технологий разработки в России. Во всяком случае, показательна отсылка идеологов платформы к опыту Сингапура, где, благодаря аналогичному проекту, государство является основным работодателем для ИТ-специалистов. 

Стоит отметить, что тренд цифровизации государственных сервисов является общемировым. Согласно данным GovTech Maturity Index (GTMI) Всемирного банка, по итогам 2022 г. 154 из 198 стран (78%) запустили инициативы цифрового правительства (или GovTech), а 147 стран (74%) имеют соответствующие стратегии для решения проблем цифровой трансформации. 

Применяемый подход к управлению созданием решений по оказанию государственных услуг является частью мирового тренда гибридного управления разработкой. С учетом скорости рыночных изменений, традиционные вендоры, очевидно, не успевают за динамикой спроса во всех сегментах рынка. В этой связи крупные компании и государства во всем мире встают перед выбором: организовывать собственную разработку, акселератор стартапов или потерять время, дожидаясь решений вендоров. Да и сами вендоры прошли путь от собственной разработки через приобретение готовых решений к акселерации стартапов и созданию сообществ разработчиков. Кроме того, большинство из них сделали ставку на облачные решения, пытаясь снизить затраты и оптимизировать денежный поток.

Гибридная структура управления предполагает создание внутренних центров компетенций, обеспечение их ресурсами и новыми знаниями путем формирования независимых сообществ разработчиков и акселераторов стартапов. Подобная модель активно эксплуатируется по всему миру. Ее внедрение позволяет быстро формировать и поддерживать необходимую компетенцию при оптимальном уровне затрат. В то же время гибридная модель легко масштабируема и позволяет вовлекать в процесс цифровизации широкий круг участников рынка.

Не секрет, что как минимум в части обслуживания частных лиц распространенность и качество ИТ-сервисов государственных и муниципальных услуг в России существенно превышает зарубежные аналоги. Это означает, что в России накоплен большой опыт в проектировании и реализации таких сервисов. 

Согласно GTMI, Россия входит в десятку наиболее зрелых стран в области цифрового развития. Первые три позиции заняли Южная Корея, Бразилия и Саудовская Аравия. Индекс зрелости GovTech Всемирного банка измеряет ключевые аспекты по четырем приоритетным направлениям (на основе показателей, отражающих степень внедрения цифровых технологий в сфере госуслуг, налоговой и бюджетной сферах, в образовании и здравоохранении): «Основные государственные системы» (Core Government Systems Index), «Предоставление государственных услуг» (Public Service Delivery Index), «Вовлеченность населения» (Digital Citizen Engagement Index) и  «Институциональное обеспечение» (GovTech Enablers Index). По индексу зрелости страны распределяют по группам с рейтингом от A до D, от лидеров к отстающим. Россия по всем четырем субиндексам оказалась в группе с А-рейтингом.

Стоит отметить, что с учетом имеющегося высокого уровня технологического развития GovTech в России, а также практического опыта реализации цифровой трансформации государственного управления, российские технологии и компетенции могут быть востребованы в рамках развития взаимоотношений с другими странами, прежде всего, с государствами Центральной Азии, где в данный момент есть потребность в развитии этого направления.

В текущих условиях формирование единой технологической платформы — логичное продолжение цифровой трансформации. С технологической точки зрения единая платформа позволит решить вопрос синхронизации справочников государственных и муниципальных учреждений, интеграции процессов оказания государственных и муниципальных услуг. В результате должны повыситься качество и скорость оказания услуг. Кроме того, благодаря использованию единой библиотеки решений кратно возрастают возможности разработки новых сервисов. Потенциально проект «Гостех» имеет все шансы привлечь лучших разработчиков, создать российскую экосистему разработки новых технологий и решений. 

Надо констатировать, что в России в данный момент отсутствуют успешные примеры в этой области. На мой взгляд, это связано с общим уровнем культуры ведения разработки и бизнеса в целом. Российские поставщики программного обеспечения и технологические компании уже имеют опыт развития собственных экосистем разработки, однако, как правило, взаимодействие участников в рамках таких проектов и, соответственно, их результаты пока нельзя назвать успешными. 

Ключевыми факторами успеха, по моему мнению, являются: квалификация участников проекта (как на стороне «платформы», так и на стороне консультантов и разработчиков), прозрачные и конкурентные механизмы принятия технологических и финансовых решений, а также квалифицированное освещение проекта для общественности. 

С точки зрения обеспечения качества, соблюдения сроков и бюджета проектов «Гостех» наиболее правильным подходом является независимая технологическая и проектная экспертиза. Как на этапе принятия решений, так и на этапе реализации проектов. В данный момент этот вопрос практически не проработан. Экспертная функция централизована в рамках федерального казенного учреждения (ФКУ «Гостех»). Развитие независимой экспертизы позволило бы существенно расширить рамки проекта, повысить качество архитектурных и технологических решений, дало бы принципиально иные возможности развития платформы.

Очевидно, что реализация платформенного подхода в части оказания государственных и муниципальных услуг, влечет за собой существенное увеличение информационной прозрачности деятельности компаний и каждого человека в отдельности. В этой связи, помимо технологических аспектов информационной безопасности, важнейших фактором успеха является корректное выстраивание законодательного и информационного поля. 

Кроме того, все участники проекта и широкая общественность должны быть уверены в защищенности своих данных, в качестве сервисов и обоснованности стоимости их использования. 

Поделиться:
Прокрутка наверх