Содержимое для авторизованных пользователей

Непростые времена российского автопрома

Оказавшись в тисках санкций, российский автопром развернулся на Восток, готовится к массовым продажам автомобилей из Ирана и достает из закромов бренд «Москвич».   

Российский автопром переживает не лучшие времена из-за западных санкций. К началу 2023 г. в России не досчитались значительного числа иномарок. Так, из России полностью ушли Renault, Nissan, Infiniti и Ford. Компании Mazda, Mercedes-Benz, BMW прекратили производство на территории РФ. Свою деятельность и заводы заморозили все представленные бренды из Volkswagen Group, а также Kia, Hyundai, Stellantis и Mitsubishi. Это привело к прекращению потока новых моделей и дефициту запчастей и комплектующих.

Поставки зарубежных авто сохраняются благодаря ввозу физлицами и по параллельному импорту, но это не меняет ситуацию в целом. В апреле 2023 г. у автодилеров осталось около 300 иномарок средней ценовой категории. В ближайшем будущем у российских автолюбителей останется выбор преимущественно между китайскими и отечественными машинами.

Разворот на Восток

По словам посла Китая в России Чжан Ханьхуэй, за прошлый год доля китайских автомобилей на российском рынке увеличилась в 2 раза. Сейчас на компании из Поднебесной приходится уже треть нашего рынка новых авто. В основном это автомобили Chery, Haval, Geely, Omoda, Changan и JAC. Пока одни китайские компании поставляют автомобили в Россию из Китая, другие успешно наладили сборку и производство моделей на российских заводах.

Great Wall Motors, которой принадлежит бренд Haval, одной из первых начала поставки автомобилей в нашу страну. На данный момент это единственный китайский автопроизводитель, который построил и запустил собственный завод в России. В 2020 г. Haval подписал соглашение с Министерством промышленности и торговли РФ и обязался локализовать ключевые компоненты автомобиля: двигатель, коробку передач, электронные блоки и систему управления. Предприятие открылось в июне 2019 г. на территории индустриального парка «Узловая» в Тульской области. Сейчас там собирают пять моделей Haval — кроссоверы F7 и F7x, Dargo и Jolion, а также внедорожник H9. В конце 2023 г. автопроизводитель планирует завершить строительство моторного завода рядом с основным производством.

Калининградский завод «Автотор» раньше собирал корейские Kia, Hyundai и немецкие BMW, но вследствие санкций производство было прекращено. Сейчас российской компании удалось договориться о сборке автомобилей сразу трех китайских производителей. Первым из них стал Kaiyi. Седан Kaiyi E5 начали собирать в январе 2023 г. А в начале апреля была запущена сборка автомобилей под маркой BAIC. Пятиместный кроссовер BAIC X35 и седан BAIC U5 plus будут выпускаться одновременно на одной конвейерной линии. Также калининградским властям удалось договориться о сборке китайских кроссоверов SWM G01/F и SWM G05 Pro. К концу 2023 г. «Автотор» планирует освоить выпуск 14 моделей этих трех брендов.

В апреле 2023 г. на российском рынке появился иранский седан Tara автопроизводителя Iran Khodro (IKCO), по цене от 1,5 млн руб. с механической коробкой передач. К его продажам приступил автодилер «Ральф», который планирует привести еще две модели седанов этого же производителя — Soren и Dena. С июня 2023 г. компания «Бест Моторс» планирует начать продажи в России автомобилей иранского бренда Saipa. К этому времени в Россию параллельным импортом планируется доставить около 1 тыс. седанов Saina, Shahin и хэтчбеков Quik. Цены на них будут варьироваться от 1 млн до 1,7 млн руб.

Если спрос на модели будет высоким, то в планах Saipa локализовать свое производство. Сборку иранских автомобилей могут осуществлять на заводе в Шушарах, где раньше собирались грузовики MAN. Однако главный редактор автопортала Quto.ru Максим Ракитин предостерегает от долгосрочных планов на эти авто: «С Ираном пока ничего не ясно, мы пока не понимаем, как они будут взаимодействовать с нами в плане гарантии, запчастей и всего прочего. Мы знаем, как они выглядят, но не знаем, как они едут».

Отечественный автопром

Российские компании не отказываются от планов по выпуску своих собственных автомобилей. Так, «АвтоВАЗ» на мощностях тольяттинского завода сейчас выпускает седан Lada Granta и внедорожники Lada Niva Legend и Lada Niva Travel. В марте «АвтоВАЗ» перезапустил производство Lada Vesta, спустя год после остановки конвейера, поэтому вскоре у автодилеров появится обновленная версия Lada Vesta NG. Кроме того, в 2023 г. производитель начнет выпуск других автомобилей Lada на площадке бывшего петербургского завода Nissan. Первый такой автомобиль, Lada X-Cross 5, будет клоном китайской модели FAW Bestune T77 и выйдет летом 2023 г.

В апреле в средствах массовой информации появилась новость, что якобы австрийский бизнесмен и член наблюдательного совета Porsche Зигфрид Вольф в тайном письме предложил президенту России Владимиру Путину восстановить российский автопром и наладить выпуск машин «Волга» и «Победа». Для этих целей Вольф предложил использовать заводы группы Volkswagen, где предложил вначале выпускать модель Skoda Rapid, а затем наладить производство Octavia, Kodiaq и Karoq под брендами легендарных советских автомобилей. В конечном счете эта информация не подтвердилась, а недавно правительство одобрило продажу завода Volkswagen в Калуге. Его купит российский автодилер «Авилон», а его производственным партнером может стать китайский автоконцерн Chery. Благодаря этому китайская компания сможет локализовать свое производство в России.

В Татарстане на территории особой экономической зоны «Алабуга» вместо коммерческих моделей Ford компания «Соллерс» под собственным брендом запустила производство двух новых малотоннажных грузовых автомобилей «Атлант» и «Арго». В Липецкой области «Моторинвест» организовал производство электроавтомобилей российского бренда Evolute. Сейчас на мощностях завода собирают кроссовер i-Joy и седан i-Pro, которые являются копиями китайских электрокаров Dongfeng. Вскоре линейка пополнится новой моделью i-Sky.

Новые «Москвичи»

Московский автомобильный завод «Москвич», который еще год назад принадлежал компании Renault, возобновил свое производство в конце 2022 г. На мощностях столичного завода теперь собирают кроссовер «Москвич 3» и его электрический вариант «Москвич 3е» — перелицованные китайские модели JAC JS4 и JAC Sehol E40X соответственно. Самый дешевый «Москвич 3» в базовой комплектации стоит от 1,97 млн руб. 

За электромобиль покупателю придется отдать уже 3,5 млн руб. Цены на эти модели выше, чем на их китайские аналоги, поэтому рядовой покупатель не бежит в салон за новым «Москвичом». Из-за высокой цены для массового потребителя автомобиль пока не может стать народным, каким он и должен быть, уверен автоэксперт Максим Ракитин. За первый квартал 2023 г. в салонах продали около 500 «Москвичей». Китайские лидеры российского рынка компании Chery, Haval и Geely за этот же срок продали 19 тыс., 17 тыс. и 13 тыс. машин соответственно. 

Исправить ситуацию должны государственные закупки и контракты с бизнесом, такси и каршерингом. С «Яндексом» у «Москвича» подписано соглашение о поставке 5 тыс. автомобилей, 2 тыс. из которых будут электрическими. Всего в этом году в Москве планируют собрать 50 тыс. автомобилей, из которых около 10 тыс. будут электрическими.

Столичная компания в скором будущем планирует расширить модельный ряд. Недавно автопроизводитель показал, как будет выглядеть «Москвич 6», который планируется начать собирать летом 2023 г. Новый седан С-класса станет клоном модели Sehol A5 Plus, которую выпускает все та же китайская JAC. Также до конца 2023 г. должны запустить производство еще двух крупных кроссоверов. Предположительно, это будут копии моделей Sehol X6 и JAC X7.

Ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что продажи автомобилей «Москвич» будут зависеть от того, по какой цене покупателю будут предлагать те или иные технические характеристики, комплектации и дизайн. «Перспективы у этих автомобилей есть, но им предстоит выдержать серьезную конкуренцию со стороны других марок, и для закрепления на рынке потребуются время и средства», — резюмирует он.

Локализация завода «Москвич» будет проходить в три этапа. Сейчас на предприятии занимаются только крупноузловой сборкой машин, которые собираются в Китае, затем разбираются и отправляются на столичный завод. К концу 2023 г. ключевые кузовные детали планируют производить на мощностях московских компаний. Ряд элементов обещают покупать у других российских фирм. На последнем этапе локализации в «Москвиче» создадут электромобиль на собственной универсальной платформе. Сделать это планируют до конца 2025 г. К этому времени на заводе должны производить собственные батареи, редукторы и электродвигатели для этих авто. Сейчас работа идет над созданием пула производителей автомобильных компонентов.

Выпуск электромобиля на собственной платформе — верный шаг, считает Максим Ракитин. По его словам, создать электроавтомобиль сейчас не так сложно, ведь платформы для них все уже разработаны. Кроме того, производство электрокаров — менее трудозатратный процесс и более выгодный бизнес, чем выпуск машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Так, на сборку электрического двигателя и батареи уходит на 40% меньше времени, чем на ДВС и коробку передач. А на производство одного электромобиля нужно на 30% меньше рабочего времени и на 50% меньше производственных площадей, утверждает Bloomberg.

В мире санкций

По данным Росстата, в январе-феврале 2023 г. российские автозаводы выпустили около 54 тыс. легковых автомобилей, что на 74% меньше показателей 2022 г. Выпуск грузовиков сократился на 31% до 19 тыс. Наибольшие трудности российский автопром испытал весной прошлого года. Ситуация начала исправляться летом, после того как правительство смягчило требования к выпускаемым автомобилям и разрешило производство упрощенных моделей — без подушек безопасности, ABS и электронных систем. Это позволило ряду предприятий возобновить выпуск машин. Ожидается, что выпуск легковых машин по итогам этого года может составить 500–550 тыс. штук.

Ракитин считает, что нынешняя ситуация схожа с той, в которой мы оказались 20 лет назад. Из-за того, что все это время мы импортировали комплектующие, у нас нет производства основных запчастей. Например, новая Lada Vesta титаническими усилиями локализована на 70%. Но на оставшиеся 30% приходятся критические комплектующие, такие как ABS, подушки безопасности, вариатор. «Эти 30% более важные, чем те 70%, которые у нас есть», — объясняет эксперт.

В такой ситуации российскому автопрому необходимо время. Потребителям придется ждать, переплачивать и оплачивать услуги посредников. А в это время игроки рынка будут развивать свое производство автомобилей и комплектующих и локализировать автомобили, которые собираются на российских мощностях. Поэтому в ближайшее время рынок ждет тесное взаимодействие с Китаем. В свою очередь, по словам эксперта, партнеры из Поднебесной пока не готовы это делать в больших масштабах из-за опасений попасть под вторичные санкции и потерять крупнейшие рынки США и Европы.

Исправить ситуацию с запчастями для ремонта автомобилей недавно попытались в Государственной думе РФ. Депутаты предложили создать индустрию восстановления и использования бывших в употреблении автозапчастей, в том числе для ремонта автомобилей по ОСАГО и КАСКО. Правительство поддержало инициативу. Теперь для реализации проекта требуется принять законы о порядке утилизации и обязать компании восстанавливать детали на территории России.

Чего ждать?

По расчетам Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в первом квартале 2023 г. в России продали почти 154 тыс. легковых автомобилей, что на 45% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Самый популярный российский производитель Lada с начала года увеличил продажи на 22% и реализовал около 65 тыс. авто. За этот же период ГАЗов продали 9,5 тыс., а УАЗов — 5,5 тыс. Это на 2% меньше, чем в аналогичный период годом ранее.

Из-за последствий санкций подскочили и цены на автомобили. Всего машины в России в прошлом году в среднем подорожали на 24%, при этом иномарки — на 40%. В 2023 г. цены на автомобили продолжат расти. Сказываются ослабление рубля к доллару и юаню, недостаток средств на льготное кредитование и подорожание транспортировки автомобилей из-за рубежа.

Поддержать спрос на новые отечественные автомобили могла бы помочь более лояльная программа автокредитования. На данный момент в 2023 г. она работает только для работников сфер образования и медицины, участников спецоперации и членов их семей, которые смогут получить скидку 20-25% в зависимости от региона. При этом стоимость автомобиля не должна превышать 2 млн руб. В ближайшее время программу распространят и на новый «Москвич», цена за который превышает эту сумму. При этом льготный кредит на электромобили сохраняется для всех категорий россиян и составляет 25%, но не более 625 тыс. руб.

Повысить продажи российских автомобилей поможет и возобновление программы утилизации, которую отменили в 2019 г. Выгодно это будет и государству, если индустрия восстановления и использования подержанных автозапчастей все же будет создана.

В целом в 2023 г. на российском рынке будет наблюдаться дефицит автомобилей, включая новые и подержанные иномарки. Китай лишь частично восполнит дефицит в среднем ценовом сегменте. В новых условиях ожидается, что некоторые российские потребители пересядут на отечественные автомобили. 

Дмитрий Баранов из «Финам Менеджмент» считает, что производство автомобилей в стране продолжит развиваться благодаря нескольким факторам. Во-первых, это важный сегмент машиностроения, который способствует технологическому суверенитету России. Государство будет сохранять и развивать автопром, всячески поддерживать не только производителей, но и потребителей и весь рынок в целом. Во-вторых, в стране сформирован спрос на отечественные автомобили, и многие потребители выбирают их и продолжат делать это в будущем. В-третьих, отмечает эксперт, отечественные производители в своей массе справились с введенными ограничениями. Они нашли новых поставщиков комплектующих как в других странах, так и внутри России, поэтому смогут продолжить выпускать автомобили.

Поделиться:
Прокрутка наверх