Рынок невзаимозаменяемых токенов (Non-Fungible Token — NFT) долгое время стоял особняком от крипторынка и интересовал лишь узких специалистов по цифровому искусству. Однако существуют предпосылки для того, чтобы эта технология приобрела массовый характер. В России это может произойти благодаря сервису VK NFT, с помощью которого любой пользователь «ВКонтакте» может связать с NFT свой объект цифрового искусства и продать его покупателю из любой точки мира.
Технология NFT появилась в 2017 г., и ее единственная функция — «привязать» к любому файлу, будь то фотография, анимированное изображение или аудио, уникальную цифровую метку. Это в том числе решает уже достаточно старую проблему современного искусства, связанную с тем, что его объекты легко тиражируемы. С начала широкого распространения фотографии ценители искусства задавались вопросом, как можно продавать даже очень известный снимок по цене картины с учетом того, что таких фотографий можно напечатать сколько угодно. Эта проблема отчасти решалась путем создания номерных снимков. Например, можно было объявить, что с одного негатива было напечатано всего пять фото, но с появлением цифровых фотографий, а затем и компьютерной графики дело запуталось окончательно.
Необычные NFT-работы
Технология NFT дала продавцам цифрового искусства относительно понятый инструмент. Классический пример нового подхода — компания Yuga Labs, которая получила известность благодаря коллекции из 10 тыс. изображений обезьян, в лучшие времена цены на эти изображения доходили до $2,8 млн. Естественно, любую картинку из коллекции любой желающий мог скачать бесплатно, но без NFT-метки изображение ничего не стоило.
Есть несколько иной подход, можно привязать NFT к некоему объекту реального мира, а затем уничтожить этот объект, тем самым как бы переводя произведение искусства в цифровой мир. К примеру, весной 2021 г. американская блокчейн-компания Injective Protocol за $95 тыс. купила у галереи копию работы Бэнкси и сожгла ее в прямом эфире. После этого оцифрованную копию произведения превратили в уникальный виртуальный актив. Но в целом материальная составляющая для создания NFT-объектов не очень нужна. К примеру, в марте 2021 г. генеральный директор Twitter Джек Дорси продал первый опубликованный твит как NFT за $2,9 млн.
Как бы экстравагантно ни выглядело все происходящее, технология NFT прижилась в мире серьезного искусства. В октябре 2021 г. старейший в мире аукцион Sotheby’s открыл проект Sotheby’s Meta, который занимается NFT-объектами. Аналогичные проекты открыли другие топовые галереи, в том числе Pace с проектом Pace Verso и König Gallery с проектом misa.art. По данным Artprice (международная онлайновая база данных цен на произведения искусства), в 2020 г. около 5% продаж объектов современного искусства у крупнейших мировых аукционных домов были реализованы через механизм NFT.
Россияне на этом рынке тоже представлены. Весной 2021 г. российский художник Арсений Пыженков (более известный как Покрас Лампас) продал NFT-объект Transition — изображение, спроецированное на крупнейшую на Северном Кавказе Чиркейскую ГЭС, — за $28,7 тыс. Среди других наиболее дорогих объектов, созданных российскими авторами — инсталляция Arrival, которая была показана в выставочном пространстве «Севкабель порт». Работа была оценена в $86 тыс. Деньги с продажи ушли на благотворительные цели. Авторы — дуэт петербургских художников, группа 404.zero: Александр Лециус и Кристина Карпышева.
Стрит-артист Миша Most токенизировал на Foundation.app свою работу из физического мира. Его мурал (огромное изображение) был сделан в декабре 2020 г. в Лос-Анджелесе. Покупатель произведения, глава криптобиржи Binance в России Глеб Костарев, заплатил за NFT $8,9 тыс. Однако в целом российские художники, как и большинство других авторов NFT-работ, продают свои произведения на специализированных биржах за суммы от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.
В контакте с NFT
Большинство площадок по торговле NFT-объектами расположены вне России, однако холдинг VK, владеющей соцсетью «ВКонтакте», может это изменить. В декабре 2022 г. компания представила проект VK NFT. Согласно озвученным планам, платформа будет поддерживать минтинг (создание токена) NFT на основе изображений, видео и аудиороликов, GIF и т. д. Готовые NFT можно будет разместить на маркетплейсе «ВКонтакте», чтобы заработать на их продаже.
В апреле этого года соцсеть провела первый дроп собственной коллекции: 90% токенов пользователи раскупили за полчаса, а вся коллекция из 8 тыс. токенов разошлась менее, чем за час. Всего на продаже коллекции соцсеть собрала больше 2,7 млн руб., которые пойдут фонду «Внимание» на восстановление памятника архитектуры — дома Бака в Санкт-Петербурге.
Крупные компании могут вдохнуть новую жизнь в рынок NFT, который несколько просел вместе с криптовалютой, переживающей не лучшие времена. Например, компания Sony рассматривает возможность интегрировать NFT в видеоигры, а Amazon сообщила о планах запустить NFT-маркетплейс. При этом такие бренды, как McDonald’s, Gucci, Louis Vuitton, Coca-Cola и другие, уже выпускали собственные NFT-коллекции. Здесь важно упомянуть, что NFT-объекты могут использоваться не только как «чистые» объекты искусства, а также и как инструмент лояльности. Тот же проект Mutant Ape Yacht Club от Yuga Labs задумывался и как клуб для богатых. Обладание картинкой с забавной обезьянкой открывало доступ на закрытые вечеринки и давало другие привилегии. Таким же образом NFT могут использовать и более массовые бренды.