Содержимое для авторизованных пользователей

Вызовы и трамплины цифровой трансформации корпораций

Флагманы цифровизации

Снижение доли совокупного экспорта у IT-компаний отражает их переориентацию на внутренний рынок. Этот процесс касается больше всего сервисных компаний, многие из которых прежде вообще не работали на внутреннем рынке. При этом основным идеологом внедрения в жизнь цифровых решений выступают крупные корпорации — такие, как Ростех.

Курс на внутренний рынок

По оценкам ассоциации «Руссофта», к концу 2020 года в России работало не менее 4,2 тыс. «устойчивых» компаний, профессионально занимающихся разработкой программного обеспечения, не считая стартапов, которые не имеют регулярного дохода. Ежегодно количество софтверных компаний растет примерно на 2,5-4%. Внешнеэкономическую деятельность, по данным ассоциации, ведет не менее 2,5 тыс. российских игроков.

Согласно данным ЦБ РФ, денежные средства за предоставленные «компьютерные услуги» в 2020 г. получили из-за рубежа около 9 тыс. компаний. Разница между 2,5 тыс. и 9 тыс. также, как и по общему количеству софтверных предприятий, объясняется тем, что одна и та же компания в понимании «Руссофта» может продавать свои услуги и решения через несколько связанных с ней юридических лиц. Кроме того, доход от «компьютерных услуг» могут получать компании, которые софтверными считаться не могут, поскольку для них разработка ПО не является основным направлением деятельности, пояснили составители отчета.

Как прогнозируют аналитики IDC, в 2022 г. объем российского ИТ-рынка сократится на $12,1 млрд, или на 39%, относительно 2021-го и составит $19,1 млрд. По их предварительным оценкам, ИТ-затраты в РФ по итогам 2021 года измерялись $31,2 млрд. Впрочем, компания много раз ошибалась с прогнозами объема продаж ИТ в России и часто пересматривала свои оценки.

По словам специалистов, главной причиной сильного спада российской ИТ-отрасли станут западные санкции, которые были введены в ответ на проведение специальной операции РФ на территории Украины. ИТ-руководители говорят, что из-за санкций возникнет дефицит технологического оборудования, а что касается программного обеспечения, то заменить зарубежные продукты на локальные альтернативы или решения с открытым исходным кодом будет непросто. В IDC отмечают, что еще в 2017 году правительство России предписало большинству государственных компаний начать замену иностранного софта на отечественный, однако к февралю 2022-го, когда началась российская спецоперация, многие из этих организаций все еще сильно зависели от зарубежного ПО. В России уже созданы программные продукты, которые по своим функциям похожи на западные решения: например, «МойОфис» может заменить Microsoft, а «1С» имеет ряд функций, которые есть в ПО SAP, признал вице-президент IDC в России и СНГ Роберт Фариш.

Первые наработки

Крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» предлагает операторам связи сервис (чат-бот) для стандартизации и роботизации служб технической поддержки и баз знаний, основанный на искусственном интеллекте, рассказали в пресс-службе компании. Чат-бот общается с пользователями и отвечает на типовые вопросы с применением виджета на сайте, мессенджеров, электронной почты, социальных сетей, объединяя все информационные каналы общения с клиентами в едином интерфейсе оператора. Искусственный интеллект чат-бота позволяет вдвое сократить время, затрачиваемое на решение клиентского обращения и осуществление продаж, взяв на себя всю типовую и рутинную работу оператора: ответы на вопросы, регистрацию заявок и отслеживание статуса, массовые оповещения. Кроме того, чат-бот можно использовать, чтобы помочь сотрудникам технической поддержки компании ориентироваться во внутренних положениях, документации, процедурах, кадровой информации и других внутренних системах. Разработчиком чат-бота является российская компания AutoFAQ.

Преимуществами предложения «Ростелекома» является трехкратное сокращение расходов заказчика на техническую поддержку (по сравнению с фондом оплаты труда сотрудников), автономность, позволяющая почти половину обращений решать без участия человека, и оперативность ответа клиенту при решении типового вопроса. Бот как телесуфлер сможет предложить варианты ответа оператору и показать всю доступную информацию из баз знаний.

В 2021 году на базе АНО «РТ-Цифровая трансформация» был проведен анализ более ста проектов по разработке и внедрению отечественных IT-решений организациями корпорации «Ростех» на сумму более 5,1 млрд рублей. По итогам конкурсных отборов были одобрены проекты цифровизации производств Объединенной двигателестроительной корпорации, холдинга «Росэлектроника», Уралвагонзавода. Объем государственного финансирования одобренных заявок составил более 325 млн рублей. «Каждое предприятие Ростеха с учетом своей специфики разрабатывает стратегию цифровой трансформации. Цель этой работы – увеличить объем выпускаемой продукции, повысить производительность труда, сократить операционные и административные расходы до 25%. В настоящий момент утверждены стратегии холдингов «Вертолеты России», «Сибер», ОДК, «Высокоточные комплексы», «Нацимбио». У 22 организаций Ростеха стратегии находятся в финальной стадии готовности. Анна Шарипова имеет большой опыт управленческой работы и глубокое понимание внутренних процессов Корпорации. Ей поставлены задачи активизировать работу по всем нацпроектам, что крайне важно сейчас, в сложный для страны момент», – заявил заместитель генерального директора Ростеха Александр Назаров.

Поделиться:
Прокрутка наверх