Содержимое для авторизованных пользователей

Цифровизация для малого бизнеса: возможности или угрозы

«Необходимо вести просветительскую кампанию»

Цифровизацию зачастую называют угрозой для малого бизнеса, особенно с точки зрения роботизации рабочих мест. О том, какие возможности для «малышей» предоставляет переход к цифре, рассказал исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин.

Какие возможности предоставляет цифровизация для малого бизнеса? Какие производственные процессы она помогает упростить?

Прежде всего, надо понять, что мы понимаем под цифровизацией малого бизнеса. Например, внедрение программного обеспечения несет за собой большие сдвиги с точки зрения производственного и торгового бизнеса, добавляет новые компетенции и обеспечивает перестройку бизнес-процессов внутри компании. Чтобы внедрить электронный документооборот, приходится заставлять сотрудников переходить на новый формат работы, писать им инструкцию, которая становится обязательной к исполнению. Но такая система повышает производительность труда и увеличивает скорость принятия решений, а также минимизирует риски невыполнения задача. Впрочем, все равно справедливо говорить, что у нас малый бизнес неактивно все эти наработки внедрял, потому что предпочитал пользоваться более человеческим ресурсом, но последнее время ситуация начала меняться, в том числе за счет инструментов государственной поддержки. Например, Минцифры запустило программу, по которой предприятия малого и среднего бизнеса получают скидку 50% на российское программное обеспечение, тем самым стимулируется спрос, а компании внедряют все эти современные продукты себе в работу.

В каких отраслях цифровизация малого бизнеса шагнула далеко вперед, а какие отрасли еще отстают?

В первую очередь это все, что связано с сектором услуг, например, активно внедряется программное обеспечение в ресторанном бизнесе — автоматизация от приема заказа до размещения на кухне, все шаги просматриваются. У туроператоров тоже есть единая сервисная система, они работают в полностью оцифрованной реальности. У производственного бизнеса ситуация обстоит чуть сложнее, но обычно у них есть система учета складирования заказов, но в конечном счете все зависит от собственника бизнеса: внедряет он эти решения или нет. В малом бизнесе иногда нет такой необходимости для такой автоматизации, потому что вся статистика ведется максимум в табличке на компьютере. Например, франшизы в России все оцифрованы, и учет за деятельностью франчайзи идет в онлайн-формате. В свою очередь онлайн-кассы помогают предпринимателям анализировать аудиторию, узнавать средний чек, время покупки и собирать в принципе масштабную маркетинговую информацию про товар. В итоге предприниматель может менять режим работы, увеличивать количество продавцов, смотреть состав потребителей и варьировать стратегию развития точки.

Насколько цифровизация упрощает для предприятий малого и среднего бизнеса доступ к заказчикам? Можно ли сказать, что работать с крупными заказчиками субъектам МСП становится проще?

Напрямую такой связи нет, но любой заказчик должен видеть отчетность компании и ее опыт, в первую очередь с точки зрения качества работы. Далеко не всегда цифровизация является гарантией качества и долгосрочной эффективности работы, здесь в большой степени важна работа самого руководителя, прямой корреляции здесь нет в чистом виде.

Могут ли предприятия малого бизнеса участвовать в цифровизации крупной промышленности? Какие функции они могут на себя взять?

Встроиться всегда можно, но не секрет, что у нас в России идет укрупнение экономики, крупные холдинги внутри себя все переваривают, важно выстраивать кооперационные связи, делать систему доращивания, смотреть технологические провалы, эффективность производственных процессов внутри холдинга, но нужно оценивать конкретную ситуацию по классу товаров или услуг.

Какие возможности для цифровизации малого бизнеса предлагает государство? Насколько достаточна эта поддержка?

Для всех ИТ-компаний государство объявило о снижении страховых взносов и налогов. Мы считаем, что нужно также увеличивать лизинговые программы и субсидировать программы переоборудования предприятий. К тому же необходимо вести просветительскую кампанию, о российских ИТ-решениях и продуктах. Мне кажется, что в этой части не хватает ликбеза, какой-то информационной кампании отечественных программных решений.

Какие вызовы создает цифровизация для предприятий малого бизнеса? Есть ли угроза с точки зрения роботизации рабочих мест? В каких отраслях эта угроза наиболее серьезна?

У нас сейчас идет большая дискуссия по маркетплейсам, которые агрегируют кучу сервисов. С одной стороны это удобство для граждан, которые могут выбрать одним кликом услуги, но с другой стороны они оттаскивают на себя бизнес малых компаний. Поэтому надо искать баланс, например, не секрет, что «Яндекс» и «Авито» создают рабочие места для малого бизнеса, есть сервисы, которые позволяют встраиваться в  эту систему и зарабатывать. Мы видим по сервисам такси как изменилась цена для населения и повысилось качество. А с точки зрения роботизации рабочих мест нам говорили еще недавно, например, что не будет юристов, но юристы, как были, так и есть. Поэтому, современному МСП необходимо понимать какие тренды есть на рынках и учиться встраиваться в кооперационные связи.

Поделиться:
Прокрутка наверх