Содержимое для авторизованных пользователей

Торговля в виртуале

В 2021 г. топ-20 поставщиков ИТ в ритейл заработали 103,5 млрд руб., при этом по сравнению с прошлым годом рынок ИТ в ритейле вырос на 37,4%. Во многом это было связано с тем, что в ритейлеры уделяли пристальное внимание цифровизации, тестируя и внедряя самые инновационные технологии от big data до цифровых двойников.

Основные предпосылки

«Возможности цифровизации огромны. Мир меняется, и мы все глубже погружаемся в цифровую экономику, а цифровые технологии становятся все более понятны и удобны для использования как компаниями, так и клиентами», – говорит Юлия Сяглова, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС, директор образовательных программ бакалавриата и магистратуры. По ее словам, цифровизация ритейла в России демонстрирует уверенный рост, все больше и больше компаний внедряют в торговлю цифровые технологии. Эти технологии можно разделить на две категории, отмечает эксперт. Первые относятся к внешним процессам, направленным на коммуникацию с потребителем, например, устройства самообслуживания вместо классических касс с кассиром, цифровые устройства для проверки цен, умные весы, умные тележки, виртуальные примерочные, технологии дополненной реальности и так далее. Вторая категория технологий направлена на внутренние бизнес-процессы, такие как цифровые маркетинговые коммуникации и CRM-платформы, работа с большими данными, ERP-системы, фулфилмент на складах и в распределительных центрах, смарт-контракты с поставщиками, в целом электронный документооборот и пр.

В 2021 г. ритейлеры уделяли цифровизации самое пристальное внимание. Базовая информатизация торговли — давно пройденный этап, крупные магазины могут позволить себе тестировать и внедрять самые инновационные решения. «Магнит» уже объявил о том, что в 2021 г. реализация проектов прогнозирования промо и мониторинга доступности товаров на полках с использованием больших данных и искусственного интеллекта позволили ему увеличить показатель EBITDA на 1,5 млрд рублей. В 2022 г. компания планирует расширить масштаб проектов и получить не менее 2,5 млрд рублей. В 2021 г. эта сеть начала тестирование промышленного экзоскелета компании «Экзаурус» в логистических операциях. Решение может компенсировать около 20% нагрузки для сотрудника при подъеме тяжелых грузов, увеличить индивидуальную работоспособность до 10% и улучшить условия труда. В конце 2021 г. «Магнит» также объявил о запуске собственной медиаплатформы Shopper’s. Это деловое издание о торговле и всем, что с ней связано: о главных событиях ритейла и сферы услуг, электронной торговли, производителей товаров, агросектора, ESG, инноваций и технологий и др. — обо всех секторах экономики, связанных с потребителем и обществом, что нашло отражение в названии проекта.

В свою очередь торговая сеть «О’кей» сократила плечо доставки продукции от распределительных центров до магазинов более чем на 30% без увеличения затрат при помощи цифрового двойника. Также она запустила технологию голосового отбора в распределительных центрах сети. Голосовое решение позволило ритейлеру увеличить производительность сотрудников распределительных центров и улучшить скорость комплектации на разных товарных группах. А в сети «М.Видео» заработал искусственный интеллект, высчитывающий индивидуальную скидку для каждого покупателя.

Перспективы внедрения

По словам Юлии Сягловой, что касается успехов российских компаний в вопросах цифровизации, то изначально цифровые платформы – маркетплейсы типа Ozon, Wildberries, Сбермегамаркета, Яндекс.маркета и др., демонстрируют цифровизацию на всех этапах – от заключения контрактов с селлерами и цифрового фулфилмента склада до цифровых коммуникаций с клиентами. «А вот более мелкие интернет-магазины могут оцифровывать лишь часть процесса, например, только наличие товара на виртуальной витрине и получение заказа в статусе «Оформлен». Далее все процессы идут вручную. Для огромного маркетплейса, где основная метрика – это трафик и количество транзакций, цифровизация актуальна, значима и приносит результат из-за эффекта масштаба деятельности», – отмечает эксперт. Крупнейшие торговые сети продолжают развивать сервисы онлайн-заказа и доставки. В начале 2022 г. «Ашан» и «Сбермаркет» запустили доставку из 73 супермаркетов «Ашан» и «Атак». «Магнит» и Wildberries запустили пилотный проект экспресс-доставки товаров из магазинов у дома в Краснодаре. «Магнит» впервые представил свой ассортимент на маркетплейсе, а для Wildberries это выход в новый регион в сегменте экспресс-доставки продуктов питания.

«Без цифровых технологий в этом случае невозможно справится с бизнес-процессами взаимодействия с продавцами, товарами и клиентами. Здесь экономия налицо. Для маленьких же магазинов, которые работают в «полуручном» режиме, довольно часто цифровизация дорога, и приходится серьезно взвешивать эффект от приобретения технологий и внедрения их в деятельность. В этом случае, например, роботы, дополненная реальность, умные тележки, роботизация процессов, будут не совсем уместны с точки зрения экономической выгоды», – говорит Юрия Сяглова. Однако, с другой стороны, по ее словам, есть вещи и процессы в торговой деятельности, которые обязательно нуждаются в технологиях – например, CRM-системы, связанные с программами маркетинга и лояльности, цифровые коммуникации по различным каналам с клиентами, представленность сайта компании в Интернете, работа с данными и проведение платежей клиентов. «Так или иначе, идея цифровых продаж, например, или в целом применения цифровых технологий для продажи, имеет смысл тогда, когда она помогает клиенту сделать покупку удобнее и быстрее. А не когда создает ему дополнительные проблемы из-за того, что, например,  не работает сайт, не загружается приложение, товар показан на виртуальной витрине, а при подтверждении заказа оказывается, что его нет в наличии. Точно также цифровые технологии должны формировать ценность и для ритейлера и его сотрудников». – отмечает Сяглова. По ее словам, если команда не понимает смысл внедрения технологий, не умеет их использовать, то они только мешают продавать и в них нет никакого смысла.

 

Поделиться:
Прокрутка наверх