Своя платформа ближе к телу
В июле 2021 г. Минпромторг разработал стратегию цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности до 2030 года. Однако министерство называет и риски трансформации, среди которых безработица, отток российских кадров в представительства зарубежных компаний и вероятность техногенных аварий.
Постановка задачи
По данным Минпромторга, к проблемам промышленных предприятий при цифровом проектировании относится полная или частичная импортозависимость, сложности с взаимодействием предприятий в части интеграции из-за разных форматов данных, несоответствие ПО необходимому уровню информационной безопасности. Доля российского рынка ни по одному из ключевых классов систем не превышает 30% — это крайне низкий показатель для решения таких задач, как обеспечение преобразования промышленности посредством внедрения отечественных программных продуктов. В обрабатывающей промышленности министерство также отмечает низкую производительность труда, нерациональное использование ресурсов, низкую эффективность производственных мощностей, высокую долю брака, длительный цикл вывода продукции на рынок, высокую стоимость владения продукцией, а также высокие трансакционные издержки и сложность формирования ответственных кооперационных цепочек.
«Перед российской промышленностью стоит поставленная президентом задача перехода от импортных ИТ-технологий к технологиям, разработанным в нашей стране. Раньше многие наши предприятия не спешили услышать эту задачу, а теперь у них нет выбора», – говорит аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. Впрочем, по его словам, логика предприятий понятна, ведь за прошедшие три десятилетия все рациональные ИТ-компании предпочитали низкорисковый и низкомаржинальный путь системной интеграции, то есть попросту внедрения решений западных компаний.
«Это, конечно, тоже технически сложная задача, но она не требует таких инвестиций, которые потребовались бы для создания собственных технологий. Задача цифровизации быстрее всего решалась путем внедрения готовых западных технологий. Но тем, кто поспешил, возможно, придется провести импортозамещение цифровизации, то есть начать вск сначала», – отмечает Делицын. Поэтому, по его словам, с учетом необходимости использовать российские технологии можно сказать, что процесс цифровизации у большинства снова находится в начальной стадии. В этом можно найти положительную сторону, поскольку на начальной стадии обычно наивысшие темпы роста, добавляет он.
Главные сложности
«Основная проблема не в гонке за цифровизацией всей промышленности, а в менеджменте. Большинство предприятий слабо представляют, какие есть программы поддержки и развития предприятий связанных с производством. Какой смысл вкладываться той или иной компании в дорогостоящие станки и оборудование, если компании не готовы к более высоким темпам окупаемости ресурсов», – говорит доцент кафедры информатики РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Тимофеев. По его словам, большая часть предприятий ни разу не выходила на максимальные мощности и это вопрос о менеджменте и успехах. Получается что руководство не может обеспечить продукцию спросом, готовая продукция залеживается на складах, тогда как они должны быть пустыми.
Вторая проблема – это организация перемещений материалов и трудовых ресурсов внутри компании и сокращение цикла производства. «Необходимо картировать цикл производства и оптимизировать, что есть. Конечно, современные технологии дают рывок в развитии, но если на начальном этапе все не исправлять, то часть проблем буднт нарастать комом», – отмечает Александр Тимовеев.
По данным Минпромторга, существуют экономические риски, которые обусловлены «неудовлетворительным текущим финансовым положением значительной части промышленных компаний» (низкая прибыльность или убыточность текущего производства), высокой финансовой нагрузкой на компании (практически все компании на данный момент имеют значительные портфели кредитов), сложностью возврата кредитов из-за больших сроков окупаемости и отсутствием свободных оборотных средств для осуществления программ цифровой трансформации. Помимо этого, министерство отмечает высокий уровень межрегиональных различий в развитии инфраструктуры, кадрового потенциала, качества государственных институтов, что может снизить общий эффект от предпринимаемых мер по стимулированию цифровой трансформации промышленности.
По словам Александра Тимофеева, на мировом уровне все оценили японскую модель бережливого производства, как и то, что качественный менеджмент стоит дорого. Именно поэтому в России появились центры компетенций, способные помочь многим предприятиям воспользоваться «шаблонами» решений с их последующей доработкой. «Если мы говорим о цифровой промышленности, что в ведущих отраслях нужно понимать, что, например, при выпуске автомобиля участвует не один завод, множество заводов, производящих тысячи деталей, и для такого масштаба необходимо обеспечить каналы обмена информацией, базы данных, библиотеки, доступ к ним, разграничение ответственности за процессы, шаблоны, алгоритмы поиска решений ситуаций, настройки аналитики, многие процессы сразу многих заводов должны работать на автомате», – отмечает Тимофеев.
По его словам, здесь необходима большая площадка, возможно гибридная – инфраструктура и экосистема с большим числом сервисов, работающих на автомате в режиме онлайн. Нужно учитывать, что любой продукт после выхода на рынок может иметь длительный срок пользования, возможности повторного использования с ESG, возможной модификации или докомпановки. «Скорее всего, нужен новый стандарт для такого объема. Какие-то выпуски товаров могут быть и готовым товаром, и полуфабрикатом, частью пакетного решения, частью или агрегатом большего, а также «винтиком» в будущих проектах», – добавляет эксперт. Поэтому, по его словам, необходимо учитывать R&D в стратегии развития.