Содержимое для авторизованных пользователей

Социальные сети

Погоня за лайками

Хотя использование социальных сетей считается тщательно изученным, все еще не ясно, что на самом деле заставляет пользователей взаимодействовать с другими людьми в онлайне, причем иногда с выраженной одержимостью. Самой яркой стратегией поведения в Интернете ученые называют так называемую «погоню за лайками».

Психологические причины

Поведение в социальных сетях, а именно стремление получить как можно больше лайков, следует шаблону «вознаграждения за обучение», считают ученые из Бостонского университета, Цюрихского университета и Каролинского института Швеции, которые сравнили поведение в соцсетях с известными механизмами работы мозга животных. Результаты научной работы были опубликованы в издании Nature Communications. Для этого авторы проанализировали более миллиона сообщений от более чем 4000 пользователей Instagram и других сайтов. Ученые обнаружили, что люди размещают свои посты таким образом, чтобы максимально увеличить количество лайков. Поэтому они публикуют посты чаще в ответ на высокий процент лайков и реже, когда получают меньше лайков. Затем исследователи использовали вычислительные модели, чтобы показать, что этот паттерн соответствует известным механизмам обучения с вознаграждением. Это давно устоявшееся психологическая концепция, согласно которой поведением можно управлять, а также закреплять его через вознаграждение.

Анализ показал, что взаимодействие с социальными сетями обусловлено схожими принципами, которые побуждают животных выполнять определенные действия, чтобы получить еду. «Оказывается, использование социальных сетей следует основным межвидовым принципам обучения с вознаграждением. Наши результаты помогут лучше понять, почему социальные сети доминируют в повседневной жизни многих людей. Также мы надеемся найти корни «проблемного» поведения в онлайне — например, чрезвычайной зависимости от Интернета», — объясняют авторы исследования.

В статье с описанием механики реакций человека на работу в соцсетях ученые сравнивают людей с лабораторными крысами в ящике Скиннера. Это лабораторное устройство создано в 1930-1931 годах Берресом Фредериком Скиннером для изучения закономерностей психологии. В ящике был установлен рычаг, который подавал еду внутрь, каждый раз, когда крыса в ящике нажимала на него. Ученые подавали в ящик еду случайным образом и с разной периодичностью и заметили, что крыса все чаще нажимает на рычаг, чтобы получить вознаграждение. Нажатия производятся до тех пор, пока животное еще способно поглощать еду. В результате опытов, ученые сделали выводы, что гораздо эффективнее заставить животное сделать что-то с помощью поощрений, чем наказаний. Позже выяснилось, что подобная психологическая реакция работает и с людьми.

Подход соцсетей

Создатели социальных сетей воспользовались уязвимостью человеческой психики, заставив аудиторию с помощью лайков уделять сервисам больше времени. В 2017 году бывший президент Facebook и основатель Napster Шон Паркер заявил, что соцсеть была создана для эксплуатации слабостей. «Каждый лайк или комментарий к фото или записи способствует выработке дофамина и заставляют пользователя больше времени проводить в Facebook и создавать контент ради новых лайков и комментариев. Это замкнутый круг, в котором используются человеческие слабости. Я, Марк Цукерберг и Кевин Систром из Instagram понимали это, но не останавливались», — рассказал он в интервью изданию Axios. Однако со временем крупные онлайн-сервисы  и социальные сети стали бороться с «погоней за лайками».

Весной 2019 года YouTube постепенно стал округлять количество подписчиков каналов, а летом того же года стало известно, что Instagram начал отключать счетчики лайков под публикациями некоторых пользователей из семи стран. Позже к такому эксперименту присоединилась Facebook (которой принадлежит Instagram). Российская соцсеть «ВКонтакте» тоже решила последовать примеру конкурентов из США. К 2021 году сервисы пошли дальше — YouTube позволил авторам отключать дизлайки под видео, а Instagram распространил скрытие лайков на все страны (но нововведение по-прежнему доступно не всем пользователям) и начал прятать цифру просмотров в сториз.

В Instagram новшество работает таким образом: подписчики видят никнейм только одного пользователя, который оставил лайк, и подпись «и другие». В то же время автор публикации по-прежнему сможет узнать, сколько человек его лайкнули и кто именно. Возможность скрыть отметки добровольная и включается пользователями самостоятельно. В YouTube дизлайки тоже будут видны автору видео, а пользователи смогут нажать на перевернутый большой палец, но вот увидеть количество негативных оценок им не удастся. Причем округление счетчиков подписчиков работает для всех аккаунтов, у которых более 1 тыс. зрителей.

 

Поделиться:
Прокрутка наверх