Содержимое для авторизованных пользователей

Передовики производства

Переход к цифровой трансформации невозможен без развития новых производственных технологий. Российские компании уже предлагают решения в этой сфере, в том числе одним из пионеров на этом направлении выступает государственная корпорация «Ростех».

Стартовая позиция

По данным Минкомсвязи, российский рынок решений в сфере искусственного интеллекта (ИИ) к 2024 году, как ожидается, вырастет в 80 раз – с 2 млрд руб. в 2018 г. до 160 млрд рублей. Значительная часть объема рынка придется на производство и энергетику. Промышленные предприятия и ТЭК используют рекомендательные системы, с диагностикой нетипичного поведения оборудования и прогнозированием его выхода из строя, предсказанием риска поломок и исчерпания ресурса техники на основе мониторинга текущих процессов, рекомендациями по оптимизации (например, в управлении тепловыми режимами), превентивным ремонтом и пр.

В январе 2022 г. холдинг «Росэлектроника», входящий в «Ростех», завершил разработку программной платформы «Цифровое производство» для промышленных предприятий, говорится в сообщении госкорпорации. «Решение позволяет перевести в «цифру» ключевые процессы по управлению, включая разработку производственных планов, формирование графиков поставок, контроль работы и состояния оборудования», — рассказали в пресс-службе «Ростехе». Разработка программного продукта велась при поддержке Минпромторга РФ в рамках программы создания и развития высокотехнологичной продукции.  В госкорпорации пояснили, что платформа «Цифровое производство» включает в себя подсистемы «Технология», «Планирование», «Мониторинг и диспетчеризация», «Управление нормативно-справочной информации» (MDM, Master Data Management), в ней применяются такие сквозные технологии, как VR и AR (виртуальная и дополненная реальность), а также искусственный интеллект и big data.

В частности, подсистема «Технология» предназначена для создания и ведения технологической документации производства продукции и позволяет вести цифровой паспорт производства изделия, разработки единичных и типовых технологических процессов, формирования сквозного технологического процесса предприятия. А «Планирование» создает внутрицеховой и межцеховой планы производства, графики поставок материалов и комплектующих, ведет учет выполненных работ. В свою очередь подсистема «Мониторинг и диспетчеризация» построена на основе платформы промышленного интернета вещей собственной разработки IIoT.Istok, она собирает информацию со встроенных в оборудование датчиков, позволяя в режиме реального времени контролировать его работу и состояние комплексных производственных линий.

«За такими системами – будущее промышленности. Программный продукт позволяет систематизировать процессы управления производством, сбора данных, создавать цифровой двойник инфраструктуры предприятия и производственных процессов. Он уже используется в реальной производственной практике на нашем предприятии и готов к внедрению в широких масштабах на предприятиях различных отраслей», – рассказал директор по цифровой трансформации НПП «Исток» Виталий Александров.

Первые примеры

Госкорпорации Ростех уже создала цифровое подразделение — Rostec.digital как службу технического заказчика для управления проектами цифровой трансформации. Структура будет разрабатывать требования к информационным системам и обеспечивать управление контрактацией при их разработке для диджитализации процессов в федеральных и региональных органах власти. Трехуровневый подход Rostec.digital обеспечивает проведение цифровой трансформации «под ключ» — от планирования до результата. На стадиях целеполагания и предпроектирования будущих систем будет проводиться оценка «цифровой зрелости» существующей IT-экосистемы. Затем на основе полученных результатов будут сформированы проекты для интеграции в Стратегию цифровой трансформации. Реализация стратегии будет проходить при непосредственном участии службы технического заказчика Rostec.digital. «Мы согласовали с регуляторами правовую модель функционирования техзаказчика, не требующую внесения изменений в действующее законодательство. Служба техзаказчика — преимущество комплексного подхода, который позволяет органам власти сквозным образом решать задачи цифровой трансформации. Это позволяет ускорить и удешевить создание новых информационных продуктов и сервисов для граждан. Решение уже поддержано руководителями органов государственной власти», — сказал директор по цифровой трансформации Госкорпорации Ростех Рачик Петросян.

В числе преимуществ работы с техническим заказчиком Rostec.digital — оперативное привлечение передовых разработчиков IT-решений, взаимодействие сторон в единой цифровой среде, возможность уточнения технического задания на всех этапах реализации проекта и оперативная замена субподрядчиков без потери времени и средств, гибкость в процессе разработки и внедрения цифровых решений. Все вместе позволяет значительно ускорить и удешевить появление новых информационных систем и сервисов для граждан, заведомо закладывая в них принципы интероперабельности. Таким образом достигается более высокая клиентоориентированность самих систем. Ростех уже приступил к реализации ряда соглашений с федеральными и региональными органами власти. В частности, в Пермском Крае была проведена оценка уровня цифровой зрелости и сейчас ведется работа над стратегиями цифровой трансфрмации по ключевым отраслям. А в Нижегородской области ведется запуск службы техзаказчика.

Поделиться:
Прокрутка наверх