Содержимое для авторизованных пользователей

«Одно окно» на всех

К концу 2023 года все государственные услуги будут оказываться в проактивном электронном виде. Распоряжение об утверждении концепции перевода всех госуслуг в электронный формат подписал премьер-министр России Михаил Мишустин. Однако эксперты предупреждают, что это увеличивает риск атак на государственную инфраструктуру.

Государственный подход

«Теперь все процессы оказания государственных и муниципальных услуг будут последовательно переводиться в цифровой формат и предоставляться проактивно», — заявил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами. По его словам, кроме экономии бумаги, времени и денег цифровой формат позволит усилить контроль за работой органов исполнительной власти. Функции по выдаче справок и выписок на бумаге возложат на МФЦ, а в регионах к третьему кварталу 2022 г. создадут центры оптимизации и разработки проектов описания целевых состояний государственных и муниципальных услуг. С начала 2023 года Минцифры и Минэкономразвития начнут проводить ежемесячный мониторинг качества оказания госуслуг.

«Потребительское качество государственных и муниципальных услуг должно быть приведено в соответствие с ожиданиями граждан — физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, сформированными с использованием коммерческих интернет-сервисов, в том числе банковских приложений и электронных торговых площадок», – говорится в концепции. В частности, заявителям предлагается решать свои задачи в любой момент времени в «один клик» интуитивно понятным способом. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме должно избавлять заявителей от необходимости личного присутствия для подачи документов и собственноручного подписания документов. При этом результат предоставления государственных и муниципальных услуг может быть использован с согласия заявителей работодателями, компаниями ЖКХ и иными контрагентами. А внутренние процессы при предоставлении услуг должны быть формализованы и оцифрованы.

Перспективы внедрения

В России по состоянию на начало 2022 г. заявители получали более 600 федеральных услуг и более 2 тыс. региональных и муниципальных услуг. По таким федеральным услугам в 2020 г. зафиксировано 617 млн обращений, из них 48 млн обращений — через многофункциональные центры, 79 млн обращений — в органы власти и организации и 490 млн обращений — через электронные каналы связи. За региональными и муниципальными услугами заявители в 2020 г. обращались 79 млн раз, из них 10 млн раз — через многофункциональные центры, 50 млн раз — в органы власти и организации и органы местного самоуправления и 19 млн раз — через электронные каналы связи. Однако на поверку все не так позитивно: часть обращений заявителей через электронные каналы связи впоследствии дублируется очными обращениями заявителей из-за правовых и иных препятствий для исключения явки заявителя.

По данным мониторинга, проведенного Минэкономразвития, 34% федеральных услуг, размещенных на едином портале, не имеют интерфейсов для онлайн-обращений, а 15% таких интерфейсов неработоспособны. В более чем половине случаев заявители не получают оповещений о ходе получения государственных и муниципальных услуг, 35% сведений о федеральных услугах на едином портале неактуальны или ошибочны. За большинством государственных и муниципальных услуг нельзя обратиться в онлайн-режиме. Для государственных и муниципальных услуг, входящих в перечень услуг, предусмотренных Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, такой возможности нет у 21% государственных и муниципальных услуг, а 38 процентов сведений о таких услугах, опубликованных на едином портале или на региональных порталах предоставления государственных и муниципальных услуг, неактуальны или ошибочны. Впрочем, во время пандемии коронавируса кратно увеличилось количество запросов на предоставление государственных и муниципальных услуг в онлайн-режиме. В течение года на единый портал были выведены более 740 новых государственных и муниципальных услуг и сервисов, предоставляемых в проактивном непрерывном режиме.

«Идея перевести все на единый стандарт и, тем более, на единую технологию может служить методом стандартизации услуг и следовательно, сокращения издержек, но одновременно это увеличивает риски. Риски были бы ниже, если бы мы были лидерами по производству систем хранения данных, крупными производителями собственного телекоммуникационного оборудования и пользовались российской «операционкой» на российских смартфонах», – говорит аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. По его словам, в ситуации, когда диски для хранения данных способны скачком подорожать в разы, оборудование импортируется, а операционную систему ставят американские компании Google и Apple, а хакеры атакуют каждый день, безопасность перевода всего в цифру вызывает вопросы. «Лес у нас есть, целлюлозные заводы работают, бумагу, пусть и не высшего качества, у нас не отнять. А вот при росте цен на электронные компоненты, может оказаться, что заверить какое-нибудь свидетельство будет стоить достаточно дорого», – предупреждает он.

Поделиться:
Прокрутка наверх