Содержимое для авторизованных пользователей

Метавселенная: как открываются новые возможности для медиа

Сооснователь конференции ЦИПР и CEO группы медиа компаний RTVI Ольга Пивень о потенциале метавселенной и переходе средств массовой информации в виртуальную реальность.

Что такое метавселенная и почему о ней говорят?

С появлением интернета изменились многие привычные для человечества явления: начиная от онлайн-знакомств с людьми из разных уголков планеты, заканчивая покупкой цифрового искусства. Вместе с этим постепенно начала стираться и грань между реальной жизнью и виртуальным миром. Сейчас этому способствует стремительное развитие метавселеннной, о которой не говорят разве что только те, кто о них еще не знает. Одно можно сказать точно: пока что метавселенная — это самая совершенная форма виртуальной реальности.

На первый взгляд концепция метавселенной может показаться совершенно новой и непонятной, но на самом деле похожие концепции мы не раз наблюдали в массовой культуре. «Первому игроку приготовиться», «Бегущий по лезвию», «Матрица» — во всех этих популярных фильмах представлены разные варианты воплощения метавселенной. Одним из революционных проектов, в которых были показаны разные (и не всегда приятные) стороны геймифицированной жизни, стал сериал «Черное зеркало». В эпизоде «Пятнадцать миллионов заслуг» как раз показывается некое слияние реального и виртуального. Живя в небольшой комнате, оснащенной последними технологическими разработками, главный герой проводит большую часть своей жизни в виртуальном пространстве — зарабатывает деньги, покупает цифровые товары и даже участвует в шоу талантов. Многими фишками из популярного шоу мы уже регулярно пользуемся в реальной жизни: например, электронной валютой. В другой серии «Бросок Гадюки» женатый мужчина заводит роман со своим другом в игре виртуальной реальности, отрицая при этом их романтическую связь в жизни. Более того, один из них играл за персонажа женского пола, что сделало ситуацию еще более запутанной. Можно ли дружить в реальной жизни, но быть в отношениях в виртуальной? Считается ли это изменой или же все, что происходит в VR, остается в VR?

Судя по последним новостям, события в метавселенной очень даже реальны. Туда рвутся всем известные мировые бренды — Louis Vuitton, Gucci, Zara, Adidas, Nike. Они уже создают виртуальные товары — NFT-коллекции, которые имеют большой спрос. Пользователи покупают модные вещи за криптовалюту, одевают в них своих цифровых персонажей, а затем перепродают NFT на аукционах еще за большую сумму.

Так что же такое эта метавселенная? Термин «метавселенная» впервые появился в романе фантаста Нила Стивенсона «Лавина» и описывал будущий цифровой мир, который объединит физическую, дополненную и виртуальную реальности. А войти в метавселенную удалось с развитием социальных сетей, которые позволили создавать альтернативные личности интернет-аватаров и интерактивные виртуальные комнаты, а также с массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр, которые погружали пользователей в игру настолько, что цифровые предметы, от оружия и одежды до домов, имели реальную ценность. Если говорить простым языком, это постоянно работающее виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом, передавать информацию, строить здания, музеи, проводить концерты — и все это при помощи персонализированных аватаров. Подобными аватарами мы уже пользуемся при помощи функции мемоджи на iPhone, которая способна повторять наши движения и мимику. Примерно такой же аватар, но только в полный рост, передает пользователей в метавселенной.

В метавселенной даже можно заключить брак: в декабре 2021 года пара из Манчестера устроила первую в историю свадьбу у виртуального алтаря. Кстати, познакомились они как аватары в «виртуальном офисе» в октябре 2015 года. Правда, законы метавселенной еще не до конца изучены. Пользователям до сих пор не совсем понятно, что могут делать их аватары, а что им категорически запрещено. Так, в феврале 2022 года женщина заявила, что ее аватар в метавселенной Meta* Horizon подвергся сексуальному насилию со стороны других пользователей. По ее словам, несколько аватаров с мужскими голосами изнасиловали и сфотографировали ее аватара, прежде чем ей удалось установить специальный защитный барьер, который не позволяет другим пользователям взаимодействовать с аватаром. Можно ли это считать преступлением — не ясно, но с тех пор Meta* всячески стараются избежать подобных инцидентов. Раньше виртуальные персонажи в Horizon World могли свободно приближаться друг к другу, но теперь их расположили на расстоянии вытянутой руки. По словам Meta*, такие правила смогут установить поведенческие нормы для такой новой среды, как виртуальная реальность.

Ключевые игроки в метавселенной

Естественная потребность человека в общении натолкнула мир на мысль о том, что игры можно использовать как инструмент для социализации, площадку для обмена мнениями и передачи контента. Мысли-то такие были и раньше, но локдаун намекнул, что мысли давно пора воплощать в жизнь. Марк Цукерберг запрос понял и анонсировал свою метавселенную Horizon Worlds. Это первая версия крупной метавселенной от социальной сети Meta*, которая раньше была известна, как Facebook**. Одной из главных целей Марк Цукерберг ставит объединение пользователей, которые сейчас общаются в Telegram и Zoom, в одном месте. Миллиардер обошел стороной и Instagram**: платформа начала тестировать поддержку NFT, и уже сейчас некоторые пользователи могут использовать невзаимозаменяемый токен в качестве фото профиля.

Самые популярные метавселенные сейчас — Decentraland, The Sandbox и Somnium Space. Все они тесно связаны с блокчейн-культурой и криптовалютами. Decentraland была основана в 2017 году на блокчейне Ethereum и имеет свой собственный токен MANA, с помощью которого можно взаимодействовать с виртуальными мирами. Еще до того, как Цукерберг анонсировал Meta*, на Decentraland прошел первый музыкальный фестиваль с участием более 80 реальных артистов, среди которых была небезызвестная Пэрис Хилтон. Мероприятие собрало более 50 тысяч посетителей, что больше, чем вместимость «Олимпийского». В The Sandbox, основанном в 2012 году, пользователи могут создавать, делиться и продавать активы в виртуальном мире. Другими словами, его можно назвать крипто-Майнкрафтом. Именно на Sandbox и обосновался известный рэпер Snoop Dog. Он был одним из первых селебрити, который присмотрелся к метавселенным, и даже обещал построить в The Sandbox свой собственный мир Snoopverse. Даже участок земли рядом с американским артистом продали за $450 000. А вот Somnium Space, предназначенная под VR-шлемы и навороченные компьютеры, планирует создать виртуальное пространство, которое позволит людям жить вечно и общаться с цифровыми копиями умерших людей.

И если вам все еще кажется, что метавселенная — это всего лишь очередной тренд «забавы ради», то это далеко не так. К этому явлению отнеслись всерьез даже политики. Например, Министерство иностранных дел и внешней торговли Барбадоса планирует создать первое в мире цифровое посольство. Государство подписало соглашение о приобретении виртуального участка земли осенью 2021, после которого в метавселенной можно будет получать электронные «визы» и перемещаться между мирами с помощью «телепортов». Действуют ли в метавселенной санкции на россиян, и смогут ли они получать виртуальные визы, правда, пока неизвестно.

Мимо нового тренда не прошли и власти Дубая – одного из самых прогрессивных городов планеты. Регулятор криптовалютного рынка Дубая готовится к открытию собственной штаб-квартиры в метавселенной The Sandbox, что позволит ему стать первым регулятором в виртуальном мире. Потенциал метавселенной оценил и Ватикан: уже в этом году откроется виртуальная галерея произведений искусства, в которой можно будет не только посмотреть на шедевры, но и купить их в формате NFT. То, что будущее стоит за метавселенной, признают даже государства, так что даже самым большим скептикам стоит приглядеться новой технологии.

На всех этих волнах развития и прогресса особенно остро встают вопросы трансгуманизма. Глобализация, повсеместная цифровизация, четвертая промышленная революция и активное продвижение идей трансгуманизма в теории может привести к появлению пост-человека сошедшего со страниц научной фантастики. Причем судя по темпам развития мира, эта новая реальность может наступить достаточно скоро.

Могут ли СМИ существовать в метавселенной?

В свете последних событий из метавселенной остается лишь наблюдать за ее развитием и пытаться успеть занять ее лучшие ниши. Перспектива открыть свое маленькое издание или музей в игровом мире, который населяют аватары-клоны людей сегодня вполне реальна. Кстати, эксперты оценивают, что уже к 2026 году 25% людей будут проводить в метавселенной не меньше часа в день. Развитием виртуального пространства сейчас активно занимается Глобальная федерация киберспорта, которая уже создала «Совет по метавселенной».

Так что метавселенные совершенно точно можно назвать следующим шагом в производстве и потреблении контента в интернете. Это говорит о том, что мир медиа уже меняется. Такие перспективы дают намного больше возможностей для самореализации, больше пространства для креатива, больше идей и инструментов для их воплощения.

Пионером использования технологий виртуальной реальности в СМИ была американка, автор The New York Times. Она создала сюжет, в котором зритель попадал в очередь на получение продуктов в одном из магазинов в США, а один из людей в ней терял сознание из-за приступа. Автор пыталась таким путем привлечь внимание людей к проблеме голода. Та же газета

The New York Times в прошлом году превратила свою колонку «Купите эту колонку на блокчейне!» в NFT. Фактически это был скриншот материала, который автор превратил во невзаимозаменяемый токен, выставил на аукцион на сервисе Foundation и получил за него 570 тысяч долларов. Скрин за полмиллиона — для кого-то это может прозвучать абсурдно, но теперь это наша реальность, к которой многим медиа стоит адаптироваться.

Американский TIME уже успел продать свои обложки в формате NFT, так что, возможно, аватары скоро начнут читать газеты и журналы прямо в метавселенной. А пока глянец всячески пытается прорваться в виртуальный мир. Например, французский модный журнал L’Officiel планирует представить коллекцию виртуальной одежды в метавселенной The Sandbox. Но это далеко не первый опыт L’Officiel в цифровом пространстве: осенью 2021 года журнал создал в The Sandboх собственный виртуальный музей в честь столетия издания. В нем были собраны архивные фото и изображения в NFT, которые рассказывали об истории журнала и его коллаборациями с такими известными брендами, как Dior и Tiffany.

В метавселенную входят и телеканалы: так, «Суббота!» в феврале 2022 провела премьеру своего сериала «Моя любимая Страшко» в метавселенной Roblox. Во время презентации даже выступила российская певица Mary Gu, аватар которой исполнил хит «Если в сердце живет любовь».

Хороший жизненный потенциал в метавселенной есть и у пользовательского контента. Аватары вполне могут начать создавать виртуальные площадки типа Яндекс.Дзена. Если в метавселенной уже существуют модные показы и концерты, то почему в них не могут быть средства массовой коммуникации? Виртуальная и дополненная реальности имеют вполне очевидные перспективы для СМИ: начиная с более «красочного» освещения общемировых проблем, заканчивая новыми формами подачи контента аудитории.

*Meta признана в России экстремистской организацией

**соцсеть принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена

Поделиться:
Прокрутка наверх