Содержимое для авторизованных пользователей

Материалы из будущего

Российские предприятия, специализирующиеся на производстве новых материалов, имеют хорошие перспективы не только на внутреннем рынке, но и для экспорта. Это неудивительно, ведь в свое время Советский Союз занимал третье место по освоению композитов. Теперь созданию новых материалов в России способствует стратегия импортозамещения.

Условия работы

Как говорят эксперты, важную роль в развитии отечественной композитной индустрии сыграли санкционные ограничения на поставки подобных материалов из-за рубежа. К примеру, с 2019 года удалось полностью заместить импорт компонентов для российского пассажирского самолета МС-21-300, крыло которого целиком выполнено из композитных материалов. Используются российские композиты при производстве современных истребителей и БПЛА для нужд ВКС. В начале 2021 года в Научно-исследовательском институте космических и авиационных материалов в Переславле-Залесском Ярославской области был создан композит нового поколения «аристар». Пластина шириной 5 мм весом 2 г выдерживает груз массой более 500 кг. Американский аналог такого материала появился раньше российского, но значительно уступает ему по свойствам.

«К отрасли композитов у нас особый подход, мы видим в ней огромные перспективы для развития высокотехнологичных направлений промышленности. До 2030 года ожидается существенный рост потребления композитов на формируемом российском рынке ветроэнергетики и транспорта на газомоторном топливе. В этой связи я высоко оцениваю перспективы роста отечественной композитной отрасли, объем которой к 2024 году должен достигнуть 100 млрд рублей», – говорит заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов. В целом Минпромторг прогнозирует увеличение доли российского рынка композитов в мировом объеме с 1,2% (2020 год) до 3% (к 2030 году).

Первые проекты
В свою очередь СИБУР приступил к реализации проекта, который позволит увеличить мощности по выпуску окиси этилена и одновременно снизить показатели воздействия предприятия на окружающую среду, включая выбросы парниковых газов, в абсолютном выражении. Этот результат будет достигнут благодаря внедрению наилучших доступных технологий, рассказали в пресс-службе компании. В рамках проекта на производстве окиси этилена и гликолей (ПОЭиГ) будет установлено или частично заменено реакторное, динамическое, колонное, энергетическое и теплообменное оборудование. Это позволит использовать более дешевые и, вместе с тем, более селективные катализаторы, преобразовать образующееся в производственном процессе тепло в технологический пар, снизить потребление электроэнергии и воды. Продукция «СИБУР-Нефтехима» используется в производстве технических жидкостей для технологического оборудования, автомобилей и самолетов, материалов для бурения нефти и газа, сырья для выпуска синтетических нитей и пластиков, косметических средств, красок и лаков, сложных клеевых композиций и других товаров промышленного назначения и домашнего обихода, делающих жизнь людей комфортнее и безопаснее.

По итогам 2021 г. «Ростех» освоил 57 инновационных технологий, разработаны 233 инновационных продукта, заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным в мае 2022 года. В число более чем двух сотен инновационных продуктов «Ростеха» вошли, в свою очередь, самолет МС-21-300 с несущим крылом из российского композита и боевой дрон «Охотник». Кроме того, госкорпорация завершила глубокую модернизацию стратегического самолета-ракетоносца Ту-160-М, оснащаемого теперь новым двигателем НК-32. За минувший год госкорпорации также удалось зарегистрировать права на 834 патента и 474 ноу-хау. У этой работы есть цена — «Ростех» вложил в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы совокупно 170 млрд рублей.

Холдинг «РТ-Химкомпозит» Госкорпорации Ростех разработал инновационные материалы на основе полиметилметакрилата (ПММА) для остекления авиационной техники. Новые материалы разработаны на основе полиметилметакрилата и обладают термической стабильностью и устойчивостью к растрескиванию. По сообщению разработчиков, эти материалы можно применять для остекления сверхзвуковых боевых самолетов, а также в космической отрасли, судостроении и железнодорожном транспорте. Российские образцы соответствуют лучшим мировым аналогам, а серийное производство будет развернуто на базе АО «НИИ полимеров».

Инновационные органические стекла разработаны в рамках федеральной целевой программы при финансировании Минпромторга России. Основные преимущества новых материалов перед иностранными образцами – повышенная стойкость к поверхностному растрескиванию и сохранение прочностных характеристик после длительного нагрева в течение 100 часов при температуре 160 ºC, а также при кратковременном нагреве до 180 ºС. Именно до такого уровня может подниматься температура лобового остекления самолета при полете на сверхзвуковой скорости.

«Новые стекла по своим техническим и эксплуатационным характеристикам соответствуют лучшим мировым образцам. Они могут применяться не только в авиастроении, но и в космической отрасли, судостроении, в железнодорожном транспорте. Некоторые марки нового стекла уже прошли отраслевую сертификацию и получили допуск для применения в авиационной отрасли, они готовы к промышленному производству. Выпуск высокотехнологичных изделий конструкционной оптики предприятиями Ростеха гарантирует технологическую независимость отечественной промышленности в этой критически важной отрасли», – отметил исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко. Серийное производство новых высокотехнологичных стекол планируется развернуть на предприятии НИИ полимеров холдинга «РТ-Химкомпозит». На площадке уже организовано наукоемкое малотоннажное производство необходимых материалов.

«Мы намерены стать ведущим поставщиком оргстекла на основе ПММА для отечественной авиации. Стекла уже готовы к промышленному производству и могут быть использованы как в остеклении новейших сверхзвуковых истребителей (модификации Су-35, Су-30, Су-34, МиГ-29 и другие перспективные проекты), так и для иллюминаторов пассажирских лайнеров типа Sukhoi Superjet и МС-21», – отметил генеральный директор АО «НИИ полимеров» Вадим Луконин.

Поделиться:
Прокрутка наверх