Цифровизация на экспорт
Уход с российского зарубежных IT-компаний создает выгодные условия для российских игроков, которые все активнее поставляют свою продукцию на экспорт. При этом Минцифры активно предлагает инструменты поддержки для таких игроков, а РЭЦ обещает перевести всю поддержку экспортеров в цифровой формат.
Результаты работы
В декабре 2021 года «Руссофт» выпустил исследование, уточняющее положение дел на российском рынке экспорта программного обеспечения. В 2020 г. российские разработчики поставили за рубеж софт на общую сумму $8,6 млрд рублей, что на 4,3% больше, чем годом ранее. При этом в 2019 году темпы роста были существенно выше — около 17,5%. В то же время эксперты отмечают, что соотносить абсолютные величины 2018 и 2019 гг. некорректно, учитывая, что часть компаний перестали считаться российскими. В рублях экспортные доходы в 2020 году увеличились на 16,5%. Примерно такая же динамика наблюдалась в сегменте продаж продуктов внутри России.
Совокупный оборот предприятий софтверной отрасли России по итогам 2020 года составил 1,305 трлн руб., увеличившись на те же 16,5%. Согласно докладу, около 59,8% российских производителей ПО получают менее 10% доходов от экспорта. Доля такой выручки превышает 75% лишь у 12,3% участников рынка. По итогам 2019 года нулевой доход от экспорта имели 14,3% опрошенных компаний, но в предыдущие годы таковых было не менее 25%, что более точно отражает реальную ситуацию в отрасли. В 2020 году таких компаний оказалось 30%, что также ближе к реальному положению дел. Повышение доли отчасти связано с тем, что небольшим компаниям, которые ранее не очень активно работали за рубежом и еще не имеют хорошей репутации, особенно сложно было заключать новые контракты в условиях пандемии коронавируса COVID-19, поясняют авторы исследования.
Экспорт российских ИТ-компаний сфокусирован в значительной степени в странах Латинской Америки, Африки и Азии, заявил замминистра цифрового развития Максим Паршин. По его словам, российские решения на этих рынках уже успешно конкурируют с глобальными ИТ-продуктами, добавил он. Россия – одна из немногих стран наряду с США и Китаем, которая имеет обширный стек собственных разработок, от соцсетей до офисного ПО и продуктов для автоматизации различных процессов. Причем они развивались в конкурентной среде, когда на рынке присутствовали крупнейшие глобальные ИТ-компании, отмечает Паршин. Этот же задел будет способствовать импортозамещению, которое в ближайшее время пойдет усиленными темпами, открывая больше возможностей для российских компаний по развитию внутри России. Замминистра отмечает, что существующие наработки позволят в дальнейшем многое импортозаместить.
Помимо уже принятых новых мер поддержки отрасли, для применения которых сейчас идёт принятие необходимых нормативных актов, пересматриваются и модели финансирования на уровне организаций, через которые осуществляется грантовая поддержка. Так, например, гендиректор РФРИТ Александр Павлов рассказал, что их организация провела серию встреч с ИТ-компаниями, по итогам которых ведется разработка новой конкурсной документации для отбора проектов-претендентов на гранты и необходимых изменений в нормативную базу. По словам Павлова, в РФРИТ рассчитывают изменить и условия софинансирования проектов. Сейчас софинансирование осуществляется в пропорции 50/50, но это недостаточно эффективно, нужно 20/80, где последнее – это доля грантового финансирования.
Поддержка компаний
По данным некоммерческого партнерства «Руссофт», меры стимулирования экспорта программного обеспечения пока недостаточны. В частности, экспортеры софта жалуются на бюрократические сложности сочетания региональных и федеральных мер поддержки, а также необходимость дорабатывать инструменты поддержки в части «мягких» мер, которые включают в себя продвижение российских технологий на новых рынках или внедрение обучающих программ по отечественным программным продуктом. Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) договорился с комитетом по экспорту «Руссофта» о совместном формировании перечня мер поддержки экспортеров. Российский экспортный центр, в свою очередь, выразил готовность к индивидуальным встречам с экспортерами для корректировки мер поддержки и решению проблем при их получении.
К 2024 . РЭЦ намерен перейти на оказание помощи бизнесу в цифровом виде. Это означает, что организация постепенно будет отказываться от приема бумажных заявок от предпринимателей, заявил вице-президент РЭЦ Алексей Солодов. По его словам, внедрение цифровой системы оказания мер поддержки коснется бизнеса, работающего на экспорт в сфере агропромышленного комплекса. «Мы сегодня развиваем цифровизацию, уходим от бумажных носителей, уходим от заявок в бумажном виде. В частности, наша транспортная поддержка реализована сейчас в одно окно. Экспортеры чувствуют, что стало удобнее. Движемся в стороны оцифровки всех субсидий в одном окне, чтобы все меры поддержки были цифровизованы, к 2024 году планируем, что все будет цифровизовано», – сказал Солодов. По данным РЭЦ, в сфере АПК наиболее востребованы поддержка при транспортировке продукции, ее сертификации и патентовании, а также возмещение части затрат на участие в выставках.
Цифровая платформа «Мой экспорт» предоставляет онлайн-доступ к государственным и бизнес-сервисам, сопровождающим выход компаний на экспорт. Сервисы платформы обеспечивают решение основных задач на каждом этапе экспортного цикла. ИС «Одно окно» является одним из фокусов национального проекта «Международная кооперация и экспорт», который направлен на увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров. Также в планах на 2022 год по развитию цифровой платформы «Мой экспорт» — расширение сферы коммерческих услуг, представленных на маркетплейсе «Профессионалы экспорта», на такие сектора, как юридические и таможенные услуги, патентные исследования и не только.