Содержимое для авторизованных пользователей

Цифровые метры

Строительство считается одной из наиболее консервативных отраслей, а застройщики зачастую не готовы к инновациям. При этом у отрасли есть огромный потенциал для применения прорывных технологических продуктов.

Первым делом – продажи

«В целом строительная отрасль считается одной из наименее «цифровизованных», уровень ее цифровизации в России эксперты оценивают всего в 2-3%», – говорит директор по цифровым продуктам группы «Самолет» Павел Гуштюк. По его словам, традиционно в девелоперских компаниях лучше всего оцифрован блок продаж и работы с клиентами, для команды которого важно создать максимально комфортный и быстрый процесс приобретения недвижимости для клиента. «В 2020 году мы увидели качественный рывок в части цифровизации у многих девелоперов и банкиров, связанный с пандемией и временной недоступностью офисов продаж. В это время были внедрены многие решения, позволяющие
получить полную информацию об объекте, выбрать квартиру, получить одобрение по ипотеке и даже оплатить квартиру онлайн», – говорит эксперт.

В последние года довольно-таки большой процент участников рынка применяет хотя бы один инструмент, позволяющий оцифровать ту или иною часть своих процессов. «По моему мнению, быстрое развитие цифровизации строительного сектора связано с запросами клиентов (качество и сроки строительства), девелоперов (сокращение издержек на строительство и уменьшение себестоимости квадратного метро), а также политикой Минстроя России», – говорит директор департамента IT Glorax Илья Пащенко. По его словам, у крупных девелоперов оцифрованы практически все процессы: проектирование, поставки, производство, контроль строительства, продажи. Небольшие компании не могут похвастаться высоким уровнем цифровизации, так как это большие и долгие инвестиции. Как отмечает коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев, в российских строительных компаниях не больше 0,5% инвестиций идут на цифровизацию, разработку интеллектуальных систем и программных продуктов, тогда как в других отраслях – до 9%. «Одна из основных проблем с цифровизацией в девелопменте – это трудно прогнозируемый результат. Больше всего интеллектуальные системы требуются на стройплощадке, непосредственно в процессе возведения здания. Это системы виртуальной и дополненной реальности, распознавания объектов, информационного моделирования, роботы и дроны», – говорит он.

По словам заместителя директора по продажам ГК «Гранель» Сергея Нюхалова, у застройщиков в наибольшей степени оцифрован блок продаж и маркетинга. В компании выстроен полный цикл продаж: есть собственный отдел продаж, колл-центр, через который идет реализация квартир, маркетинговые компетенции. При большом количестве проектов такой формат удобен и рентабелен. В частности, он позволяет быстро адаптироваться к изменениям рынка, контролировать качество услуг, применять новые наработки. «Вся база лотов в наших объектах есть на сайте компании, там же можно подобрать квартиру по определенным параметрам. Кроме того, мы разработали механизмы по бронированию и покупке жилья онлайн. При этом цифровые сервисы помогают ускорить проведение сделок и упростить процесс приобретения квартир», – добавляет эксперт.

В разных сегментах недвижимости сегодня есть современные проекты, которые реализованы или проектируются с использованием технологии информационного моделирования и инструментах основанных на BIM. «Популяризацию BIM также стимулирует и Минстрой, который еще несколько лет сделал обязательным использование информационного моделирования при реализации государственных заказов», – говорит управляющий партнер Dombook, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. Впрочем, по ее словам: пока немногие используют подобные инструменты, поскольку это требует наличие в штате компетентных сотрудников и в целом себестоимость зданий, которые проектируются и реализуются с помощью информационного моделирования и различных инструментов на основе BIM, как правило, выше.

Первые ласточки
Группа «Самолет» активно проводит цифровизацию своего бизнеса уже три года. «С самого начала мы внедряли ИТ-инструменты в каждом из четырех блоков: коммерческом, финансовом, девелопменте и УК. Таким образом, спланированный и структурированный подход позволил нам трансформировать не отдельные функции, а положить начало созданию целостной интегрированной системы решений по всем направлениям деятельности компании», – говорит Павел Гуштюк. По его словам, в рамках цифровизации в компании «Самолет» уже выделились отдельные крупные платформы по продажам и УК, такие как
Самолет+, Умные решения Самолет (умный район, дом, квартира), а в направлении проектирования и строительства – экосистема ИТ-продуктов Pro.Samolet, которая интегрирована с ТИМ моделями и сопровождает пользователей на всех этап девелоперского цикла.

В свою очередь ГК «ПИК» в 2019 г. первая среди девелоперов реализовала оплату недвижимости картой онлайн на сайте pik.ru, а в 2020 г. запустила полноценные ипотечные онлайн-сделки, без присутствия клиента в офисе продаж. ГК «ПИК» также отказалась от офисов продаж, полностью адаптировав онлайн-процесс покупки квартиры под нужды покупателей, рассказывают в компании. В 2019 г. компания также запустила собственную систему умного дома ПИК.Смарт, благодаря которой можно управлять климатом и освещением с помощью голоса, контролировать открытие дверей, расход электроэнергии и протечки труб, наблюдать за происходящим в квартире с экрана смартфона через систему видеонаблюдения.

В свою очередь, по словам Дмитрия Голева, в квартале «Прайм Парк» в Москве системы доступа, безопасности, коммунального учета, информатизации полностью автоматизированы и оцифрованы. Так, жителю комплекса, который возвращается домой, даже не нужно самому вызывать лифт – как только он заходит в свой корпус ему автоматически подается лифт, который поднимет его на нужный этаж. В квартирах, в домах, на прилегающих территориях все сервисы интегрированы и представлены в мобильном приложении жителя. Со смартфона фактически можно управлять всей жизнью в «Прайм Парке» – от оплаты «коммуналки» и заказа столика в ресторане на первом этаже до регулирования температуры дома или предоставления доступа гостям, обслуживающему персоналу и курьерам.

Вопрос выгоды

«В рамках внедрения автоматизации за текущий год было оптимизировано более 50 производственных процессов по 4 направлениям. Один из наших основных inhouse разработок это экосистема ИТ-продуктов PRO.Samolet», – говорит Гуштюк. По его словам, это глобальная экосистема, которая состоит из 12 ИТ-продуктов и обеспечивает повышение операционной эффективности и прозрачности на всех этапах девелоперского цикла от этапа финансового планирования, проектирования, стройки до передачи ключей жильцам. Это система служит для повышения скорости и качества девелоперского проекта, а также минимизации финансовых рисков. За счет оптимизации целого ряда процессов к концу первого года решение позволило получить выгоду в 500 руб. с каждого возводимого квадратного метра. А по итогу 2022 года эта цифра должна достичь 1000 руб. с квадратного метра. «Внедрение различных программных продуктов позволили нам в Glorax детализировать затраты и приблизиться к отклонениям от смет в районе 3-5%, а это существенная сумма при реализации проекта», – отмечает Илья Пащенко.

Экономический эффект цифровизации также подкрепляется возможностью сократить временные затраты на некоторых участках работы над проектами. Так, группа «Самолет» создала цифровое решение, позволяющее сократить время расчета с подрядчиками по актам выполненных работ с 30 до 4 дней. На текущий момент средний показатель времени расчета составляет 7-8 дней, а в рамках работы над проектом жилого комплекса «Томилино Парк» показатель достиг беспрецедентных 4 дней.

«BIM-технологии с грамотно сформулированными алгоритмами проектирования сокращают как сроки проектирования и строительства, так и сроки координации и согласований при разработке документации. Таким образом, мы существенно минимизируем количество ошибок и одновременно работаем над большим количеством проектов без потери качества и с прогнозируемой себестоимостью этих проектов», – рассказывают в ГК «ПИК». Компания также разработала «Градостроительный робот (R2)» — он собирает огромный массив информации о земельном участке (использует спутниковые снимки, базы данных БТИ, 2ГИС и т.д), а после строит будущий объект «в цифре». Помимо типичных расчетов, программа берет на себя анализ уровня освещенности в квартире и даже вида из окна, определение оптимальной этажности и близости социальной инфраструктуры.

«Любой электронный сервис — это в первую очередь  автоматизация устоявшихся процессов в компании. Цифровизация направлена на снижение трудоемкости и передачу рутинных операций от сотрудника компьютеру», – объясняет Сергей Нюхалов. Например, по его словам, сервис, позволяющий заполнять одну анкету для одобрения заемщика во все банки, вместо заполнения отдельных анкет для каждого банка, в несколько раз сокращает затраты сотрудников и позволяет выполнять задачу меньшим составом и с более высоким качеством. «Любой сервис внедряется в компании только тогда, когда он экономически эффективен. Компания внимательно следит за появлением новых сервисов, анализирует, пробует и принимает окончательное решение о его внедрении в компании», – отмечает Нюхалов. Впрочем, по его словам, цифровые сервисы сегодня направлены на автоматизацию рутинных операций и в любом случае неспособны заменить человека в процессе общения.

Поделиться:
Прокрутка наверх