Содержимое для авторизованных пользователей

«Т Плюс»: Технологическая независимость с помощью цифровых продуктов

В рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) компания «Т Плюс» представила свои цифровые решения в области теплоэнергетики. Эти инновационные продукты поддерживают бизнес-процессы, упрощают работу персонала, делают технологические процессы более прозрачными, повышают эффективность системы теплоснабжения. Александр Фролов, заместитель генерального директора «Т Плюс», рассказал о перспективах внедрения цифровых решений для энергетической отрасли.

— Какие передовые цифровые решения «Т Плюс» продемонстрировала на ЦИПР-2025?

— Одна из главных наших разработок — автоматизированная система управления теплоснабжением (АСУТ). Комплекс создан ПАО «Т Плюс» с использованием российского программного обеспечения. Система онлайн-мониторинга позволяет отслеживать более 500 объектов теплоснабжения. Она оптимизирует гидравлические и тепловые режимы, автоматизирует управление тепловым узлом и в итоге снижает теплопотери и улучшает качество отопления и горячего водоснабжения. С помощью АСУТ можно контролировать параметры отопления и горячего водоснабжения в реальном времени, восстановительные работы, включая расположение бригад, охранно-пожарную систему объектов теплоснабжения. Пилотным регионом для внедрения этой системы стал Пермский край. В дальнейшем мы планируем распространить ее и на другие территории присутствия компании.

На ЦИПР мы представили еще несколько собственных разработок. В частности, система «Мониторинг повреждений тепловых сетей» (МПТС) автоматизирует процесс отслеживания, анализа и регистрации повреждений, фиксирует ограничения подачи ресурсов, причины и условия возникновения дефектов. Система «Мобильные инспекции и мониторинг» (АС МИиМ) предназначена для автоматизации процессов обхода и осмотра оборудования, сбора данных и контроля параметров технического состояния оборудования. Информационный комплекс «Производственная аналитика, мониторинг и расчет» (ИК ПАМИР) разработан для интеграции плановых и фактических показателей производственной деятельности в единый информационный комплекс, а также для контроля текущих параметров и аналитической обработки данных.

— Чем обусловлены разработка и внедрение цифровых продуктов в «Т Плюс»?

— Наши задачи — обеспечение высокого качества услуг теплоснабжения и разработка цифровых решений — стали ответом на запросы наших клиентов. Эти программы позволяют минимизировать время простоев в системах теплоснабжения, обеспечивать соответствие параметров горячей воды, установленным санитарным нормам, поддерживать оптимальные температурно-влажностные режимы в помещениях.

Каковы масштабы внедрения цифровых технологий на предприятиях «Т Плюс»?

— На всех наших объектах проведена большая работа по цифровизации и повышению прозрачности технологических процессов. Одним из первых примеров стала цифровизация теплосетевого комплекса Кстовского района. Все котельные, тепловые пункты, насосные станции работают в автоматическом режиме без оперативного персонала и управляются из единой диспетчерской. Система уже длительное время демонстрирует свою эффективность.

В Екатеринбурге впервые в России создан цифровой двойник ТЭЦ, который используется как тренажер для обучения персонала.

В целом сейчас в компании действует 736 программ и 1075 информационных систем. Мы создали под наши потребности даже системы документооборота, такие как направление писем, резолюций, уведомления клиентов.

— Можно ли уже оценить экономический эффект от внедрения цифровых технологий?

— Мы наблюдаем значительное снижение повреждаемости на всех тепловых узлах «Т Плюс». Количество инцидентов уже снизилось на 20%, и мы прогнозируем дальнейшее улучшение ситуации. Это стало возможным благодаря внедрению новой методики приоритизации тепловых сетей, которую мы представили в Минстрое России.

Главная идея приоритизации — выделение ключевых трубопроводов, которые часто выходят из строя. При этом важно учитывать и социальный эффект. Поэтому мы разработали методику с применением показателей SAIDI-SAIFI, которая учитывает длительность переключений и количество отключённых потребителей.

Эта методика учитывает последствия перекладки трубопроводов. Для каждого теплового узла мы создали модель, используя данные за последние три года. Это касается систем теплофикации.

А для систем генерации мы применяем искусственный интеллект, который анализирует и оценивает техническое состояние оборудования в реальном времени. Это позволяет нам прогнозировать и предотвращать возможные проблемы. Мы выбрали нейросеть от CyberPhysics и разработали на её основе алгоритмы для мониторинга парогазовых блоков. При любых изменениях система сразу оповещает персонал.

В будущем мы планируем использовать эту технологию на всех объектах.

— А есть в планах коммерциализация собственных разработок на рынке?

— Да, интерес к нашим разработкам уже есть. И в будущем, с партнерами, мы планируем создавать продукты с учётом пожеланий каждого клиента.

Какова стратегия компании в области цифровой информации на ближайшие годы? Какие новые разработки планируются?

— Стратегия компании направлена на достижение технологической независимости с помощью цифровых продуктов. Мы замещаем импортные программные решения, внедренные в прежние годы. Это трудоемкий и длительный процесс.

Однако в одиночку, конечно, невозможно полностью изменить работу предприятий и оперативно перейти на отечественные технологии. На ЦИПР мы подписали десять соглашений о совместной разработке цифровых продуктов, тиражировании готовых решений и подготовке ИТ-специалистов. Сотрудничество с лидерами ИТ-индустрии открывает для нас новые перспективы, в том числе, в области импортозамещения.

Еще одна важная задача — работа с большими массивами данными. Наши сотрудники ежедневно выполняют множество операций, и мы активно внедряем искусственный интеллект для их оптимизации. Это помогает расставить приоритеты и автоматизировать производственные процессы.

Прокрутка наверх