Содержимое для авторизованных пользователей

Стимулы и темпы перехода на отечественные PLM-решения в промышленности

В интервью Богдан Ключников, заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами АО «Топ Системы», поделился мнением о переходе на отечественное ПО, а также рассказал о современных технологиях для развития промышленности и росте спроса на кадры в сфере PLM-решений.

— Богдан, на ваш взгляд, текущий год будет успешнее предыдущего в плане перехода с зарубежного на отечественное ПО?

— Переход с одного ПО на другое, особенно когда речь идет о PLM, всегда трудоёмкий и сложный процесс. Подобные миграции затрагивают ключевые процессы компаний и меняют устоявшиеся практики работы людей. Эта работа требует тщательной подготовки и планирования, вовлечённости и значительных усилий специалистов, которые реализуют переход на предприятии. При планировании следует учесть множество факторов для перенастройки процедур, проработать сценарии для перехода, параллельной работы и вывода из эксплуатации замещаемых технологий, а также обеспечить подготовку и поддержку персонала в освоении нового ПО.

В то же время, процесс перехода на отечественные технологии является объективным и естественным процессом, который открывает новые возможности для развития инженерных и производственных практик, методов и инструментов. «Лед тронулся» более года назад, и процесс перехода идет по нарастающей, поэтому в этом году стоит ожидать еще больших результатов.

Как вам кажется, компании, переходящие на отечественное ПО, обращают внимание на риски, связанные с потерей доступа к инженерному ПО западного происхождения. Если да, то какие это риски?

— Конечно, основные риски, лежащие на поверхности — это потеря доступа к инструментам, обеспечивающим деятельность предприятия, потеря или повреждение данных, которые были созданы с помощью этих инструментов. Остальное, если не считать потенциальные шпионаж и вредительство, можно рассматривать как производные риски.

Одним из важных моментов является обеспечение технической поддержки ПО. Это касается возможности получать регулярные обновления ПО с исправлениями и запрашивать помощь при обнаружении ошибок и возникновении проблем с программой. Также важно иметь поддержку всего стека технологий, которые лежат под инженерным ПО: от операционной системы до пакетов системного и промежуточного ПО, обеспечивающего работоспособность конечного прикладного ПО.

Другой, наиболее серьезный, фактор — это перенос данных и перезапуск процессов. Для приложений, управляющих различными видами данных, требуется миграция данных в новое ПО, так как при остановке системы эти данные могут оказаться «запертыми» внутри, и их извлечение без исходного ПО может стать невыполнимой задачей. В связи с этим, предприятиям необходимо как можно скорее определиться с планами перехода на отечественные системы, даже если текущее ПО все ещё прекрасно работает.

Если говорить об инструментах создания инженерных данных, к которым относятся системы моделирования, то здесь к задаче переноса данных добавляется вопрос конвертации их для последующего использования. Математический аппарат и устройство систем отличаются друг от друга в различных системах проектирования. Добиться полной конвертации данных не получится, и нужно принимать решение: брать данные в виде конечного представления для использования в контексте изделия или проводить работы по реинжинирингу для воссоздания в формате нового ПО полноценной модели с возможностями ее дальнейшего развития и модификации. Трудоемкость конвертации и воссоздания инженерных данных очень высокая, эти задачи нужно планировать заранее, отталкиваясь от потребностей и планов компании.

— Многие компании уже начали переход на инженерное ПО от российских производителей либо планируют это сделать в ближайшее время. В связи с этим вопрос: возрастает ли потребность в квалифицированных инженерных и производственных кадрах? Если да, то высокая ли она?

— Вследствие происходящих в стране и мире изменений произошла трансформация парадигмы в отношениях компаний и государств в сторону развития суверенных технологий и конечных продуктов, произошел пересмотр цепочек поставок. В связи с этим фокус смещается на локальные разработки и производство, что тут же вызвало всплеск потребности в людях с инженерными специальностями и профессиями производственного профиля. Переход на российское ПО повысил спрос на отечественные системы и инициировал увеличение потока требований к ПО и его развитию.

Для разработчиков инженерного ПО также встал вопрос о расширении команд по разработке и аналитике, где востребованы специалисты со знанием предметной области. Похожие процессы происходят в компаниях-интеграторах, которые выполняют консультирование заказчиков и внедрение систем. Сейчас это идет по восходящей траектории и, учитывая большую текущую потребность, продлится несколько лет.

— В связи с ростом потребности в кадрах, многие учебные учреждения проявляют большой интерес к современным IT-решениям для промышленности. Богдан, как Вы считаете, отразится ли это в будущем, и если да, то каким образом?

— Сегодня интерес со стороны учебных учреждений обусловлен высокой потребностью в соответствующих кадрах. Если говорить о современных решениях, подходах и тенденциях, учебные программы нужно также развивать, чтобы использование технологий PLM стало частью навыков выпускников. Развитие процессов разработки и подготовки производства изделий привело к возникновению новых ролей и специальностей, и это нужно обязательно включать в программы подготовки кадров.

Взаимопроникновение подходов и технологий от индустрии к индустрии, а также тенденция на усложнение изделий требуют от специалиста наличия навыков коллективной деятельности, которые можно развивать в рамках практических работ и проектов. Для воспроизводства кадров учебным заведениям потребуется устанавливать и развивать тесные связи с производственными компаниями, для которых готовят специалистов, чтобы анализировать потребности и адаптировать содержание программ обучения.

В 2025 году ожидает ли компания АО «Топ Системы» роста рыночного спроса на отечественные решения в области PLM?

  В связи с тем, что инсталляционная база ПО от зарубежных производителей достаточно велика, по мере вывода импортного ПО из эксплуатации, спрос на отечественные PLM-решения будет расти. Компания «Топ Системы» работает в проектах различного масштаба, и рост спроса подтверждается на практике. Эксперты из Strategy Partners в отчете «Обзор российского рынка инженерного ПО и перспективы его развития» от октября 2024 заявили о ежегодном росте на 16% и достижении российскими производителями 93% рынка к 2030 году, что является вполне реальной оценкой.

На ваш взгляд, будет ли в 2025 году активно развиваться искусственный интеллект (ИИ) в области PLM?

— На сегодняшний день применение элементов ИИ в PLM ограничено и фрагментировано. Это, в основном, применение в области работы с анализом данных: проверка требований, поиск по структурированным и неструктурированным данным, выявление аналогов и закономерностей, консультирование пользователей через чат-боты. Осуществляются попытки связывания простого языка запросов с инструментами моделирования в единый механизм для генерации инженерных решений в виде простых деталей. Мы обращались к теме ИИ ранее в статье «Параметризация vs искусственный интеллект: соперники или союзники». Применение ИИ для решения инженерных задач это новая малоизученная область. В 2025 году и в ближайшей временной перспективе работа по использованию ИИ в инженерных системах будет связана с поиском способов применения и наращиванием степени зрелости ИИ-технологий для PLM.

Богдан, как вам кажется, будут ли развиваться новые технологии в производстве, например, 3D-печать с использованием новых материалов?

— Сейчас активно развиваются и применяются на практике нанобиоинженерные и информационно-коммуникационные инновации. Использование нано- и природоподобных технологий придаст импульс разработке новых материалов с программируемыми свойствами и создаст дополнительные возможности для «выращивания» компонентов. Комбинация технологии оптимизации геометрии, 3D-печати и применения новых материалов позволяет достичь беспрецедентно высоких инженерных и потребительских характеристик изделий. Также наблюдается развитие подходов, когда производство перемещается как можно ближе к конечному потребителю, а инженерные ресурсы становятся все более мобильными и распределенными. Все это ведет к тому, что использование 3D-печати изделия становится востребованными с коммерческой точки зрения.

Ожидаете ли вы расширения взаимодействия с предприятиями, которые планируют переход на отечественные технологии?

— Постоянное взаимодействие с предприятиями является одним из основных бизнес-подходов нашей компании. При разработке нашего программного комплекса T-FLEX PLM мы руководствуемся принципами опережающего развития: создание продуктов, которые смогут удовлетворить потребности заказчика, возникающие по мере развития технологий и подходов. Для этого необходимо постоянно следить за тенденциями, собирать информацию об опыте использования наших продуктов и о потребностях предприятий различного масштаба. На сегодняшний день у нас имеется портфель проектов с заказчиками из разных отраслей, с которыми определены планы перехода на наши технологии. Это позволяет идентифицировать и закрывать пробелы, а также содействовать внедрению комплекса T-FLEX PLM на новых предприятиях. По мере роста доли отечественных решений на рынке PLM мы ожидаем увеличения количества заказчиков и проводим мероприятия по развитию компании как по количественным, так и по качественным параметрам.

  Какие главные успехи были достигнуты компанией «Топ Системы» в 2024 году?

— Успехи компании «Топ Системы» в 2024 обусловлены выполнением тактических шагов, которые были запланированы на этот год в рамках глобальной стратегии. Это касается развития технологий, выработки ключевых решений по усовершенствованию комплекса T-FLEX PLM с учетом требований предприятий и индустрий к разработке продукции любой сложности при полном контроле работ в этих проектах. Часть решений уже реализованы и скоро будут доступны нашим заказчикам, также завершены плановые этапы особо значимых проектов с флагманами отечественной промышленности. Мы ведем работу по расширению технологического партнерства, что позволяет предоставлять пользователям дополнительную среду для работы наших приложений и расширять программный комплекс T-FLEX PLM специфическими инженерными инструментами и программами. И, конечно, в список достижений стоит добавить выход на новых заказчиков.

  Какие глобальные цели поставлены компанией на 2025 год?

— Согласно глобальной стратегии компании «Топ Системы» основные цели на 2025 год следующие: продолжить развитие инструментов и программ комплекса T-FLEX PLM, поддержать переход предприятий на отечественные технологии для обеспечения опережающего развития промышленности в нашей стране.

По материалам Корабел.Ру

 

О компании «Топ Системы»

АО «Топ Системы» — одна из ведущих российских компаний по разработке инженерного программного обеспечения и программных решений корпоративного уровня для управления полным жизненным циклом изделий. На рынке разработки комплексных решений для промышленности компания работает с 1992 года.

Топ Системы разрабатывает и внедряет программный комплекс T-FLEX PLM — полномасштабную промышленную платформу для разработки изделий, управления данными о них и информационного сопровождения процессов разработки и подготовки производства на протяжении всего жизненного цикла, включая эксплуатацию и утилизацию. Программный комплекс T-FLEX PLM используется промышленными предприятиями и концернами из различных индустрий: авиастроения, автомобилестроения, судостроения, станкостроения, космической отрасли и других секторов производства.

Прокрутка наверх