Развитие цифровой экономики существенно меняет модель функционирования большинства видов экономической деятельности и туризм не стал исключением. О том, как путешествия по стране влияют на другие отрасли и о лучших цифровых практиках рассказала CPO туристического сервиса RUSSPASS Наталья Михейкина.

— Наталья, вы с командой стали свидетелями и участниками глобальных изменений в сфере внутреннего туризма. Расскажите чуть подробнее о вашем опыте.

— Индустрия туризма — перспективная отрасль для развития России. Она составляет 4% ВВП, этот показатель может и должен быть намного выше, потому что у России огромный потенциал. Мы все только в начале пути, но к сегодняшнему дню сделано уже немало. Особый импульс для развития индустрия получила в 2020 году, когда поездки за рубеж были ограничены и возрос интерес к внутреннему туризму. В связи с этим появилась необходимость улучшать инфраструктуру, создавать условия для путешествий, развивать услуги и сервисы.

Цифровизация стала ключевым трендом в современном туризме. Покупка билетов, бронирование отелей, заказ туров, экскурсий и других услуг онлайн стали уже привычными. Помимо этого, в digital-среду ушла и коммуникация с пользователями, а также бизнес-процессы. Компании развивают CRM-системы, инструменты для постановки задач и контроля за ними.

Примером цифровизации туристической отрасли стал сервис RUSSPASS. Он был запущен в июле 2020 года по инициативе Правительства Москвы. Реализацию проекта курирует городской Комитет по туризму совместно с Департаментом информационных технологий.

Интересно, что RUSSPASS был задуман задолго до того, как туристической отрасли понадобилась антикризисная поддержка. В 2019 году в Москве побывало более 25 млн гостей из российских регионов, ближнего и дальнего зарубежья, а объем их трат превысил 1 трлн рублей. Новый проект в первую очередь был ориентирован на иностранных туристов, приезжающих в Москву. Однако после запуска в июле 2020 года стало понятно, что сервису следует ориентироваться на внутреннее турпредложение и оказывать поддержку отрасли.

— Удается ли приучить путешественников доверять свой отдых приложениям и сайтам, а не туроператорам?

— Менее, чем за два года RUSSPASS стал персональным ассистентом в планировании путешествий и организации досуга. Мы применяем современные модели и подходы в работе, которые уже стали понятными для пользователей цифровых продуктов. Туристы должны планировать путешествия так же легко, как заказывать доставку еды в приложении, выбирать товары на маркетплейсе, и оплачивать это все так же просто.

— Если говорить о RUSSPASS, то это едва ли не единственный цифровой сервис для организации путешествий от поиска идеи до сопровождения в поездке. Вас можно назвать первопроходцами. На что вы опираетесь?

— Мы ориентируемся на лучшие практики телекома, финтеха и e-commerce. Например, стараемся максимально сократить количество полей заполнения для оформления заказа, чтобы сэкономить время пользователя. Еще мы используем обогащение заявки и профиля данными по клиентам и партнерам из открытых источников и внутренних систем, чтобы упростить процедуру оформления. На нашем сервисе доступна оплата в один клик с помощью того же SberPay. А для быстрого подключения к системе и обмена информацией по заказам мы используем открытые API и адаптеры.

— Как и любая компания, вы наверняка оцениваете свою эффективность по продажам, но какие еще данные задают вам вектор для работы?

Для развития цифровизации в туротрасли важна непрерывная аналитика. Например, мы получаем статистику по самым востребованным направлениям для поездок на тот или иной период, собираем не только данные по продажам, но и по интересам (лайкам) внутри сервиса. Здесь мы напоминаем маркетплейсы, где также легко отследить предпочтения пользователей. Смежные «look a like» по портретам путешественников и подготовка предложений на их основе позволяют сделать коммуникацию максимально персонализированной. В развитие данной темы также отмечу функционал «умного помощника» RUSSPASS, который помогает спланировать маршрут по «лайкам». Пользователь сохраняет в разделе «Избранное» понравившиеся места и события, а система сама распределяет их в зависимости от даты и темпа поездки, а также определит примерное время и бюджет.

— Одними из показателей экономического роста являются развитие предпринимательства и здоровой конкуренции. Какие вы видите перспективы для бизнеса в туристической отрасли?

— Цифровизация туризма имеет огромный потенциал. Далеко еще не все процессы переведены в цифру, но мы видим колоссальные возможности. Путешествия остаются важной и необходимой сферой жизни людей и необходимо сделать так, чтобы планирование, покупка и оплата необходимых услуг стали так же доступны, как товары в e-commerce. Думаю, что в ближайшее время на рынок еще будут выходить новые проекты в сфере туризма и в смежных отраслях. Туриндустрия является комплексообразующей, и ее цифровизация влечет за собой изменения и в других сферах. Учитывая туристический потенциал России, можно сказать, что его развитие открывает серьезные возможности для цифровой экономики страны. Я считаю, что молодые команды и стартапы могут сейчас легко занять свою нишу и стать востребованными, особенно в своем городе.