Содержимое для авторизованных пользователей

От вызовов к фокусам ИТ-рынка: Игорь Зельдец (К2Тех) о преодолении ключевых вызовов промышленного сектора и приоритетах ИТ-рынка на 2025–2030 годы

Как промышленность справляется с ключевым вызовами, какие ИТ-решения использует рынок, как проходит процесс импортозамещения, как решается проблема с кадрами и какие тенденции будут наблюдаться на ИТ-рынке в ближайшие 5 лет, рассказал Игорь Зельдец, заместитель генерального директора ИТ-компании К2Тех.

— Какие ТОП-3 вызова сегодня стоят перед рынком промышленности?

— Главные вызовы промышленного рынка на ближайшие несколько лет: повышать эффективность бизнеса, в том числе при помощи ИТ, ускорять импортозамещение и развивать квалифицированные кадры. Чтобы справиться с ними, ключевым игрокам промышленного рынка — государству, заказчикам, вендорам и интеграторам — нужно работать совместно. Каждая сторона должна использовать свою экспертизу и способствовать достижению общих целей.

Вызов 1. Повышать эффективность ключевых отраслей промышленной индустрии при помощи цифровых технологий

— Какие ИТ-решения и услуги сегодня наиболее востребованы на рынке промышленности?

— По части бизнес-решений актуальны системы управления производственными и бизнес-процессами и системы управления ресурсами. Востребованы решения по интегрированному планированию, они способны повысить точность моделей планирования до 98%, сократить время на задание сценариев до 75%, многократно увеличить сходимость плана и факта производства. Все чаще применяются решения и технологии с искусственным интеллектом: цифровые двойники, системы поддержки принятия решений, системы видеонаблюдения с элементами ИИ, интернет вещей, предиктивная аналитика, анализ больших данных и другие. Причем заказчики ожидают получить от них реальные экономические эффекты. Так, по данным совместного исследования К2Тех и Arenadata, от технологии больших данных 40% промышленных заказчиков ожидают увеличения прибыли, 30% — снижения издержек, 28% — информации для принятия обоснованных управленческих решений.

Востребованы также решения уровня АСУ ТП. Важно, что постановление Правительства РФ №1912 с 2030 года запрещает использование импортных решений на значимых объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). Поэтому промышленные предприятия стремятся использовать российское ПО и оборудование по части АСУ ТП. Однако производство «железа» для АСУ ТП в России развито недостаточно, отечественный бизнес использует китайские аналоги, а в комплекте с «железом» обычно идет ПО того же разработчика. Поэтому доля российских решений на рынке АСУ ТП очень небольшая, но с течением времени она вырастет под влиянием запроса от заказчиков. Кроме этого, развивается концепция Открытой АСУ ТП. Она состоит из модульных, совместимых и взаимозаменяемых решений и помогает, во-первых, не зависеть от одного конкретного вендора, во-вторых, легко совмещать решения между собой, в-третьих, использовать в ОАСУ ТП современные технологии из мира ИТ.

Остаются актуальными и решения по части ИТ-инфраструктуры — вычислительной, сетевой и инженерной. Среди последних тенденций по части ИТ-инфраструктуры можно выделить запросы заказчиков на экосистемы ПО и ПАКи (программно-аппаратные комплексы). Это связано со сложностями выбора и использования имеющихся на рынке отечественных продуктов — их очень много, они имеют разный уровень зрелости и произведены разными вендорами. Значительно проще и часто эффективнее работать с экосистемами ПО (включают продукты от одного производителя) или ПАКами с настроенной и проверенной на совместимость средой. В них все аппаратные и программные решения укомплектованы для быстрого закрытия конкретной задачи заказчика, а поддержка осуществляется в режиме единого окна. Кроме того, в таких условиях растет спрос на ИТ-консалтинг в области инфраструктуры: заказчики отдают в руки ИТ-партнера и выбор, и интеграцию, и внедрение решений.

— На каких направлениях использования ИТ фокусируется К2Тех, чтобы помогать заказчикам получать реальные бизнес-эффекты?

— Мы стремимся к комплексности в ИТ-проектах и при этом делаем упор на направления, где заказчики чаще всего сталкиваются с вызовами и сложностями: инфраструктуре, бизнес- и промышленных решениях, сервисной поддержке. Отдельные подразделения К2Тех — K2 Cloud, K2 Кибербезопасность, К2 НейроТех — позволяют развивать экспертизу в более точечных, но не менее важных сегодня областях. Благодаря такой фокусировке экспертные команды могут быстрее и качественнее закрывать все запросы бизнеса и доводить проекты до необходимого результата.

Так, K2 Cloud — облачный провайдер, который мы запустили в 2024 году в ответ на запросы рынка. По данным iKS Consulting, российский рынок облаков в 2024 году вырос на 36,3%. В условиях высокой процентной ставки на кредитование многие компании не могут позволить себе крупные капитальные затраты (CapEx) на построение собственной ИТ-инфраструктуры. При этом облака обеспечивают высокий уровень технологичности, надежности и функциональности. За прошедший год мы наблюдали рост числа проектов в K2 Cloud примерно на 40%, во многом это связано с возможностью сократить капитальные затраты и перевести их в операционные (OpEx).

K2 Кибербезопасность имеет экспертизу от проектирования ИБ-систем с нуля до построения передовых концепций киберзащиты с мониторингом 24/7 и технической поддержкой. Это актуально, так как все больше атак направлены на разрушение инфраструктуры и остановку деятельности организаций. В прошлом году мы увидели двукратный рост спроса на ИБ-проекты для промышленности, в первую очередь в горнодобывающем комплексе, нефтегазе, химической и пищевой промышленности.

К2 НейроТех специализируется на ИИ-инфраструктуре и суперкомпьютерах. По данным исследования К2 НейроТех, применение ИИ связано с рядом сложностей: 26% отметили низкую зрелость существующих решений, 19% — нехватку вычислительных мощностей, 11% — сложности интеграции новых инструментов с уже используемыми системами. Чтобы помочь преодолеть вызовы, в К2 НейроТех создали ПАКи для задач машинного обучения (ПАК-ML) и искусственного интеллекта (ПАК-AI), а также готовую платформу для высокопроизводительных вычислений (ПАК-HPC).

Важно, что в каждом из направлений у нас есть успешные кейсы. Так, четыре наших проекта вошли в шорт-лист премии CIPR Digital 2025: проект по кибербезопасности в Газпром бурении, по миграции в Облако в ДИПО, по внедрению мультимедийных систем в МГТУ им. Н.Э. Баумана и проект по построению вычислительного кластера для «Федерального центра прикладного развития искусственного интеллекта».

Вызов 2. Ускорять импортозамещение

— На каком этапе перехода с западных ИT-решений находится российский бизнес?

— По данным исследования К2Тех и «Технологии доверия», в 2024 году инфраструктура компаний на российском рынке в целом была замещена лишь на 25%. При этом уровень импортозамещения находится на разном уровне в различных отраслях.

Лидерами в миграции на отечественные решения стали крупнейшие предприятия нефтегазовой и энергетической отраслей и госкомпании — уровень импортозамещения у них, по оценкам отраслевых лидеров рынка, превышает 70%. Причем это касается как базового инфраструктурного ПО, так и бизнес-решений. В нефтегазовой отрасли, по словам заместителя председателя Правительства РФ Александра Новака, к 2027 году ожидается практически полное импортозамещение.

— С какими сложностями при импортозамещении помогает справляться ИТ-интегратор?

— Сегодня только в реестре отечественного ПО ИТ-решений уже более 26 тыс. И это число продолжает стремительно расти. Из них нужно выбирать подходящие, тестировать, комбинировать, внедрять, совмещать между собой и с работающим ПО, а затем поддерживать и обучать пользователей работе с ними. При этом компаниям приходится заключать несколько прямых договоров с вендорами.

За помощью в решении этих задач компании часто обращаются к ИT-партнеру, у которого есть опыт работы, во-первых, с крупнейшими заказчиками из разных отраслей, во-вторых, с ИT-решениями западных, азиатских и российских разработчиков. Поэтому интегратор может эффективно реализовывать проекты по комплексному импортозамещению в ключевых сегментах промышленности: нефтегазохимии, энергетике, машиностроении, горнодобывающей отрасли и других.

Вызов 3. Развивать квалифицированные кадры

— Удастся ли победить кадровый дефицит на промышленном ИТ-рынке РФ?
— Решить проблему с кадрами удастся, но на это потребуется время и внимание со стороны государства и бизнеса. Важно, что шаги в этом направлении уже намечены.

Так, в рамках нового национального проекта «Экономика данных», рассчитанного на 2025–2030 годы, отдельно выделен федеральный проект «Кадры для цифровой трансформации», который обеспечит подготовку квалифицированных ИТ-специалистов. К 2030 году планируется обучить не менее 250 тыс. студентов, а общее количество работников ИТ-отрасли должно вырасти до 1,4 млн человек.

Важно, что реализация проекта невозможна без участия бизнеса, которому предстоит активно вкладываться в развитие кадров: например, инвестировать в создание программ обучения и привлечения молодых ИТ-специалистов. В К2Тех развитие кадров всегда в приоритете: наши HR-специалисты выступают на ИТ-конференциях; проводятся образовательные программы, в том числе для студентов. Например, недавно завершилась программа Linux Upscale — двухмесячное обучение для Linux-инженеров.

Кроме того, все больше рутинных операций будет выполнять ИИ, освобождая ресурсы специалистов и оптимизируя бизнес-функции. Уже сейчас внедряются различные ИИ-ассистенты, и их количество будет расти.

Все это должно снизить нехватку кадров в организациях на рынке промышленности.

— И в заключении: куда будет двигаться российский ИТ-рынок в 2025–2030 годах?

— Ближайшие 5 лет должны стать временем укрепления технологического суверенитета и одновременного включения в новую волну инноваций. Рынок будет стремиться найти баланс между обеспечением стабильности (созданием устойчивых отечественных аналогов ИТ-решений, формированием кадрового ядра, выстраиванием нормативной базы) и стремлением не отстать в гонке за перспективными технологиями.

К 2030 году Россия планирует значительно увеличить долю ИТ-сектора в экономике. Например, по словам Михаила Мишустина, к 2030 году вклад ИТ-сектора в ВВП должен вырасти до 5% (с 2,2% по итогам 2024 года). Это амбициозная цель, достичь которую можно за счет увеличения объемов внедрения ИТ в ключевых отраслях: нефтегазохимии, машиностроении, горнодобывающей отрасли, АПК, транспорте и других, а также за счет появления прорывных проектов на стыке технологий (например, автономных энергетических систем с элементами ИИ). Кроме того, будет увеличиваться экспорт надежных ИТ-решений в дружественные страны, что также позволит двигаться к росту доли ИТ-сектора в экономике.

Еще одна важная тенденция в 2025–2030 годах — консолидация. Продолжит увеличиваться число слияний и поглощений, а также партнерств в ИТ-секторе. Главными драйверами такого роста являются выход государственных компаний на рынок коммерциализации своих продуктов; сделки по приобретению компаний-разработчиков корпоративного ПО; увеличение Минпромторгом порога входа в Реестр отечественного ПО. В результате ИТ-рынок будет состоять из ограниченного количества крупных и более зрелых игроков, часть из которых будет состоять в партнерских отношениях друг с другом. Это позволит быстрее и легче справляться с вызовами рынка.

Читайте о К2Тех на ЦИПР

Прокрутка наверх