Для стабильно растущей экономики необходима налаженная внешнеэкономическая деятельность, важной составляющей которой является экспорт. Москва сегодня один из драйверов российского несырьевого неэнергетического экспорта, на долю столицы приходится около четверти от всего объёма. Так, в 1 полугодии 2021 года несырьевой неэнергетический экспорт Москвы составил 15,38 млрд долларов США, что на 31,5% больше, чем в прошлом году. Чтобы помочь действующим и начинающим экспортёрам выходить на зарубежные рынки в столице работает Центр поддержки экспорта «Моспром», подведомственный Департаменту инвестиционной и промышленной политики Москвы.

Институциональная поддержка государством экспортёров существует почти в каждом регионе России. Главное отличие Центра «Моспром» от подобных организаций – это индивидуальный подход к каждому клиенту и подробная аналитика. Специалисты Центра подбирают компаниям релевантные рынки сбыта, исходя из предпочтений и возможностей экспортера, и детально его изучают: анализируют макроэкономический отчет, рисковый профиль, в том числе барьеры входа, состояние конкурентной отрасли на целевом рынке и ее зависимость от экспорта и импорта, анализируют потребительский рынок и потенциал сбыта.

Одна из главных задач Центра «Моспром» — помочь компаниям преодолеть существенную часть экспортных барьеров, среди которых сложности с поиском зарубежного торгового партнера и верификация зарубежного контрагента, а также адаптация маркетинговых материалов для последующей презентации продукта. Также «Моспром» может помочь с разработкой стратегии выхода на зарубежные рынки с учетом индивидуальных пожеланий клиента. Однако, прежде чем выводить бизнес на внешние рынки, необходимо оценить его экспортный потенциал. Сделать это можно с помощью созданного специалистами Центра цифрового теста экспортной готовности ADEPT 7. На первом этапе анализа — квалификации — оценивается общая готовность компании к выходу на экспорт, ее сильные и слабые стороны. Второй этап — валидация — позволяет определить, насколько экспортер может быть успешен на конкретном рынке с определенным продуктом. Оценка экспортной готовности компаний дается на основании различных ключевых параметров: человеческих ресурсов, финансовых возможностей, инфраструктуры внешнеэкономической деятельности компании и адаптивности ее управленческой модели, среды, внедрения, мотивации и цели, а также уникальности продукции. Таким образом, предприниматели получают развернутый анализ конкурентоспособности своей продукции на выбранном зарубежном рынке.

«Моспром» сумел успешно адаптироваться к пандемийным реалиям и перевёл все свои меры поддержки, в том числе байерскую программу, в онлайн. Первая бизнес-миссия в новом формате состоялась уже спустя две недели после введения повсеместных ограничений. Одно из передовых новшеств Центра поддержки – это внедрение VR-технологии в свою деятельность, которые, были успешно апробированы на международной промышленной выставке в китайском Гуанчжоу, где был организован коллективный стенд московских производителей. При помощи оборудования виртуальной реальности посетители стенда могли посмотреть производство компаний, удалено встретиться и провести переговоры с столичными производителями, которые находились в Москве. Технологии, используемые на китайской выставке, стали основой для новой меры поддержки, оказываемой столичным экспортёрам. Это «технологический тур» — возможность для зарубежных покупателей удалено посетить производство московских компаний. Находясь на другом конце мира, байеры с помощью специального оборудования могут лично ознакомиться со всем технологическим процессом.

В 2020 году в рамках оказываемых мер поддержки Центр «Моспром» организовал участие московских экспортёров в 20 бизнес-миссиях и выставке в Китае. За это время было проведено более 1000 b2b-встреч с потенциальными покупателями продукции. В этом году сотрудники Центра «Моспром» провели 9 бизнес-миссий в страны ближнего зарубежья, Латинской Америки и Ближнего Востока, Китай и Нигерию, организовали международный телемост «Москва-Африка», а также участие московских компаний в выставке «Иннопром. Большая промышленная неделя в Узбекистане» и пищевой выставке InterFood Azerbaijan 2021.

На выставке в Узбекистане был представлен новый продукт московских компаний – сформированная кооперативная цепочка, с помощью которой производители различных, но взаимосвязанных товаров поставляют свою продукцию в рамках единого комплексного предложения, а между московскими предпринимателями и узбекскими партнерами было проведено более 150 b2b-встреч. По итогам выставки в Баку долгосрочные контракты о поставках продукции заключили сразу три столичных компании. Два производителя кондитерской продукции подписали долгосрочные контракт на поставки своей вафельной продукции в торговые сети Азербайджана, а столичный производитель органической продукции подписал соглашение о намерении поставлять свою продукцию в страну на период до 2024 года.

Развитие экспортной активности московских компаний одна из главных целей Центра «Моспром». Помощь оказывается всем без исключения средним и крупным компаниям, которые зарегистрированы в Москве и не имеют налоговых задолженностей. Для того, чтобы получить услуги, достаточно заполнить заявку на сайте prom.moscow.