Главное деловое мероприятие по цифровой экономике и технологиям в России – конференция ЦИПР – состоится с 19 по 22 мая 2026 года, а городской фестиваль «Тех-Френдли Викенд» – с 22 по 24 мая. Все события в рамках технологической недели пройдут в Нижнем Новгороде на территории «Нижегородской ярмарки» и молодежного центра «Высота».
Михаил Лебедев, ГК «АЛМИ»: «Экосистемы разработки ПО – необходимость на нашем рынке»
Российская индустрия программного обеспечения уверенно движется вперед, формируя собственные экосистемы и укрепляя позиции на рынке. Такой подход позволяет создавать продукты, которые не только соответствуют мировым стандартам, но и зачастую превосходят их по уровню безопасности и адаптированности к требованиям российских заказчиков. О том, что для этого необходимо и какую роль в процессе достижения зрелости рынка софта играют экосистемы, рассказал председатель правления группы компаний «АЛМИ» Михаил Лебедев.
— Многие эксперты говорят, что ключ к успешному развитию российской отрасли разработки ПО – в создании экосистем. Что вы понимаете под термином «экосистема ПО»?
— Часто этот термин понимается узко, как некое семейство программных продуктов, которые совместимы друг с другом и могут работать в бесшовной связке. Однако, это гораздо более широкий термин: совокупность всех участников, процессов и технологий, которые взаимодействуют друг с другом в процессе софтверной разработки.
Их, в свою очередь, объединяют стандарты и правила. Они позволяют обеспечить эффективность процессов, сформировать у разработчиков компетенции и навыки. Кроме того, правила и стандарты лежат в основе совместимости разных компонентов экосистемы, их способности к взаимной интеграции. От них зависит и безопасность систем, и в, конечном счете, качество всех продуктов, которые входят в состав экосистемы.
— В чем преимущества экосистемы?
— Современное ПО – сложные продукты, которые далеко не всегда способны интегрироваться друг с другом. Но необходимость интеграции разных систем возникает в любом проекте. Приходится тратить много ресурсов на то, чтобы обеспечить их простое и надежное взаимодействие, а для этого необходимо провести тестирование работы каждого программного продукта, его доработку или даже разработку дополнительного инструментария.
Экосистема позволяет обходиться без решения этих трудоемких задач. Из продуктов, которые входят в экосистему, гораздо проще составить полноценный сервис, в рамках которого они интегрируются практически бесшовно, надежно работают и взаимодействуют друг с другом.
В качестве примера успешной экосистемы можно привести решения нашей компании. Операционная система «АльтерОС» — обеспечивает надежную и безопасную платформу для бизнеса и государственных структур. В сочетании с офисным пакетом «АльтерОфис», который предлагает полный набор инструментов для работы с документами, таблицами, почтой и презентациями, компании получают комплексное отечественное решение для цифровой трансформации.
Интеграция «АльтерОС» и «АльтерОфис» позволяет организациям быстро и безболезненно перейти на отечественное ПО, сохраняя привычный уровень комфорта и функциональности. При этом мы комплексно подходим к работе, развиваем партнерские связи, проводим обучение пользователей, обеспечиваем техническую поддержку. Это все способствует формированию устойчивой цифровой среды, где российские продукты становятся реальной альтернативой зарубежным аналогам.
— С формированием экосистем связан еще один тренд российской индустрии ПО – создание и расширение горизонтальных связей между игроками.
— Да, расширение сотрудничества между разными игроками рынка ПО неизбежно. Казалось бы, ушедшие из России западные вендоры оставили нам огромный рынок, на освоение которого уйдут годы. И рынок в последние годы показывает стабильный рост: по данным Strategy Partners, сейчас это на уровне 12% год к году.
Но потенциал этого роста конечен и рано или поздно, если мы продолжим развиваться экстенсивно, он прекратится. Не будем забывать и о том, что российские заказчики весьма требовательны и с точки зрения качества ПО, и в отношении экономики его внедрения. Поэтому наша задача – не просто насытить рынок, а предложить ему продукты, которые соответствуют самым высоким мировым стандартам, а то и превосходят их требования.
— Как и с какими структурами российским вендорам необходимо выстраивать партнерские отношения?
— Они должны создаваться на всем протяжении жизненного цикла продукта. Он начинается с найма разработчика, следовательно, необходимо взаимодействовать с системой образования и профессиональными сообществами, чтобы находить сотрудников, привлекать их и обеспечивать им возможность развития.
Еще одно направление – партнерство между разными компаниями. В рамках такой коллаборации можно вести совместную разработку продуктов, особенно в части их интеграции друг с другом.
Партнерство необходимо и с точки зрения экономики бизнеса. Мы не располагаем ресурсами, которые были бы сравнимы с ресурсами западных корпораций. Поэтому совместное финансирование исследований позволяет сократить расходы на НИОКР для каждого из участников партнерства.
Мы вместе можем использовать наработки, готовые решения и технологии. Думаю, что до 60% всех российских сложных программных продуктов в ближайшие 5 лет будут создаваться именно в рамках совместных проектов или взаимодействия разных компаний.
— Возможны ли инновации на нашем рынке без западных вендоров?
— На нашем рынке западные вендоры работали изначально. Было принято считать, что они обеспечивают конкуренцию и развивают в том числе российские ИТ. Но на деле не было ни конкуренции, ни развития. Была иллюзия.
В каждом из сегментов нашего рынка присутствовали один или два вендора, которые доминировали в нем. Их решения заполняли буквально весь рынок, не оставляя ни малейшего шанса российским разработчикам. Этому помогали огромные маркетинговые бюджеты и то, что принято называть «магией имени».
Уход доминирующих игроков показал: во многих сегментах рынка ПО есть российские вендоры, которые могут предложить хорошо продуманные и проработанные продукты, которые не уступают западным ни по уровню технологий, ни по числу инноваций.
В мире технологий не существует тайного знания: любую разработку можно повторить и даже превзойти по качеству и функциональности. Остается только преодолеть привычки и стереотипы пользователей. Именно это сейчас происходит в нашей стране.
— Но отказ западных вендоров от работы в России – только одна проблема. Одновременно и наши компании оказались отрезанными от международных рынков и технологий.
— Да, это так. За первый год экспорт российского ПО сократился почти вдвое. Тем не менее, несмотря на санкции, сейчас он восстанавливается. Интерес к нашим продуктам, к накопленной нашими поставщиками экспертизе и опыту создания импортонезависимых решений все равно есть. Интерес к созданию совместных решений, к интеграциям тоже растет.
Что касается развития технологий, то мы видим, что рынок успешно преодолевает затруднения. Технологии и возможности, востребованные в мире, у нас тоже актуальны. Даже если до ухода западных вендоров наблюдался разрыв в качестве и функциональности ПО, то сейчас усилия многих компаний дают свои плоды. Во многих областях мы уже можем обойтись без западных продуктов. В других дела обстоят не так благополучно, но проблема отставания решается.
— Что нужно сделать для того, чтобы мы больше не возвращались к вопросу о том, какое ПО лучше – иностранное или российское?
— Прежде всего, нам необходима кооперация внутри рынка. Она позволит создавать новые и совершенствовать существующие решения при помощи интеграции продуктов разных производителей. Так мы сумеем расширить функциональность и одновременно значительно сэкономить время и ресурсы, которые необходимы для разработки.
Второе направление развития — государственная поддержка индустрии ПО. На ее отсутствие, конечно, нельзя пожаловаться. Государство уже многое сделало для рынка. Это и активное импортозамещение — оно нацелено на обеспечение потребностей страны, в первую очередь безопасности, но одновременно помогает рынку, и предоставление льгот аккредитованным ИТ-компаниям, и целевые меры, такие как ИТ-ипотека или освобождение от призыва сотрудников ИТ-компаний. И конечно, важно развивать меры поддержки экспорта. Если российские решения будут востребованы на внешних рынках, это тоже будет служить позитивным сигналом для заказчиков внутри страны.


