Содержимое для авторизованных пользователей

Максим Богданов, «АСКОН»: «Промышленным предприятиям нужно активнее стартовать «пилоты» и «Linux-песочницы», определять конфигурацию импортонезависимой ИТ-инфраструктуры»

Индустриальное программное обеспечение считается одним из самых сложных для импортозамещения. Западные системы глубоко укоренились в российской промышленности, на них завязаны процессы проектирования, производства, строительства. Каким будет путь к технологическому суверенитету — рассказал Максим Богданов, генеральный директор российского разработчика и интегратора PLM и BIM-решений «АСКОН».

В этом году пленарная сессия ЦИПР была посвящена технологическому суверенитету промышленности.  Обсуждали как прикладные решения (САПР, PLM), так и крупные технологические стеки. Что происходит с инженерным ПО, когда появятся российские САПР на отечественных операционных системах и процессорах?

— Начнем с того, что такие системы уже есть. В инженерных расчетах это FlowVision, программный комплекс вычислительной аэро- и гидродинамики компании «Тесис», который работает на российских ОС на базе Linux и на процессорах «Эльбрус», — полностью доверенная среда для цифровых испытаний. Есть кроссплатформенная САПР электроники Delta Design от «Эремекс», тона тоже портирована на «Эльбрус».  Мы только что показали заказчикам «сигнальную» версию системы проектирования «КОМПАС-3D» на Linux. Что касается нашего PLM-решения для управления полным жизненным циклом изделия, то серверные части и клиентские веб-приложения систем ЛОЦМАН:PLM и ПОЛИНОМ:MDM уже можно запускать в промышленную эксплуатацию в среде Linux. В секторе строительства наша среда общих данных Pilot-BIM у многих заказчиков работает на Linux-серверах, есть возможность использовать ее в браузере на любой операционной системе.

Тогда в чем сложность, если готовые решения уже есть?

—  Задача стоит гораздо более сложная и масштабная, чем развернуть тот или иной продукт на отечественной ОС. Предстоит полная смена парадигмы, сравнимая с переходом от логики больших ЭВМ к логике Wintel (Windows + Intel). Нужно не просто обеспечить совместимость CAD или BIM-системы и «операционки». Речь идёт о создании целостной отечественной ИТ-платформы, где продукты вендоров, собственные разработки предприятий, системное и инфраструктурное ПО, вся программная обвязка аппаратной части будут работать совместно.

Готовы ли промышленность к столь радикальным переменам?

— Тех, кто реально занимается подготовкой своих ИТ-систем к новым требованиям к КИИ, становится все больше. Но пока это все равно десятки, а не сотни проектов. Очевидно, что предприятиям нужно активнее стартовать «пилоты» и «Linux-песочницы», определять конфигурацию импортонезависимой ИТ-инфраструктуры, переносить на Linux те решения, которые уже можно использовать.

По каким сценариям чаще всего идет импортозамещение инженерного ПО?

— Базовых сценария два. Первый — поэтапный, когда сначала решается наиболее массовая задача замены инструментальных программных продуктов CAD/EDA/CAE/CAM и только потом меняется система управления жизненным циклом изделия. Второй вариант — комплексный, с заменой всего PLM-контура, он характерен для крупных промышленных корпораций.

В строительстве обратная ситуация, когда сначала заменялась среда общих данных проекта. Иностранные СОД-платформы были облачными, и их практически сразу отключили, так что многим компаниям пришлось экстренно спасать свои данные.

Каким должен быть пилотный проект с российским ПО, чтобы замена софта прошла без потерь для производства?

— В настоящем, честном «пилоте» предприятие берет реальное изделие и начинает с ним работать в отечественном ПО. Не сравнивает в таблицах имеющиеся функции, не пробует на демопримерах, а отдает в руки инженерам. Пример грамотной организации пилотного проекта показал «БЕЛАЗ», всемирно известный производитель тяжелой карьерной техники. Оценивая возможности нашей системы «КОМПАС-3D» для замены западного ПО, конструкторы с ее помощью разработали цифровую модель карьерного экскаватора.

Ваши прогнозы по срокам импортозамещения?

— Чем больше проектов мы запускаем, тем сильнее убеждаемся в том, что наша промышленность еще минимум 10 лет будет использовать по два PLM-решения на предприятии, по две CAD-системы — иностранную и российскую. В какой ИТ-системе изделие было когда-то разработано, там оно и продолжает поддерживаться: PLM на переправе не меняют, иначе возможны сбои вплоть до остановки производства. Новые разработки начинаются уже в отечественном ПО, но с активным заимствованием данных из старых зарубежных систем. Таким образом, формируется гибридный ИТ-ландшафт. А это означает, что необходимо обеспечить работу в гетерогенной среде как минимум CAD-СAD под управлением отечественной PLM-системы, а зачастую и PLM-PLM.

Какие требования предъявляют к отечественному ПО в гибридном ландшафте?

— Уметь работать в мультиCAD-среде, когда изделие проектируется сразу в нескольких системах. Отечественная система выбирается главной, в ней проектируется нулевая сборка, и пользователь берет модели узлов и агрегатов (иногда до 50%) из иностранного ПО. Как говорится, чья нулевая сборка, того и CAD-система, но она должна работать с файлами в форматах зарубежных CAD-систем. Это новое требование, и мы учитываем его в разработке «КОМПАС-3D» и его ключевого компонента — геометрического ядра C3D. Аналогичное требование выдвигают и к отечественным BIM-решениям — работать с данными, сгенерированными в зарубежном ПО. В этом направлении неплохо продвинулась Renga Software: разработчики добавили автоматический перенос наработок из Revit в Renga.

А как меняются требования к интегратору в проектах импортозамещения?

— В крупных проектах интегратор должен выступать в одной лиге с ИТ-службой заказчика: говорить на одном языке, обладать схожим опытом и компетенциями. Число интеграторов на одном предприятии в принципе не может быть велико — один, максимум два. Это интегратор систем управления жизненным циклом изделия и интегратор систем управления предприятием. Совместно, с участием команды заказчика, они строят информационную систему предприятия.

Какие еще меры поддержки могут помочь процессу импортозамещения?

— На ЦИПР много внимания уделили особо значимым проектам, в которых участвуют государство в роли инвестора, предприятие как поставщик функциональных требований и вендор-разработчик продукта. На выходе должен получиться рыночный продукт, при этом ставится требование не только по его коммерциализации, но и экспорту. По нашему опыту, это уникальная мера поддержки. Но улучшенный продукт нужно внедрить, а на это у промышленности свободных средств не так много. Предприятия просили поддержку на внедрение и тиражирование доработанного ПО. Минпромторг анонсировал такую программу, думаю, она станет хорошим подспорьем.

 

 

Прокрутка наверх