В последние годы государство делает упор на масштабную поддержку российской IT-отрасли, включая всю производственную цепочку. Отечественные решения все чаще используются при реализации госпрограмм и нацпроектов: сегодня российская техника и ПО поставляются в школы, больницы, органы власти. О реализованных проектах в области импортозамещения и механизмах регулирования рассказал Константин Солодухин, генеральный директор Национального Центра Информатизации (НЦИ, входит в Госкорпорацию Ростех).

– Какие комплексные решения для гражданского рынка в настоящий момент находятся в фокусе Национального Центра Информатизации?

– По решению Ростеха Национальный Центр Информатизации в 2020 году вошел в состав единого национального вендора по электронике Объединенной приборостроительной корпорации (управляющая компания холдинга «Росэлектроника»). Главная задача НЦИ как интегратора продуктов ОПК – холдинга, который объединяет порядка 200 разных активов, правильно собрать продукты в комплексные решения и предложить их гражданскому рынку.

В 2020 году НЦИ реализовал проекты по технической поддержке и развитию медицинских информационных систем в 41 регионе в рамках национального проекта «Здравоохранение», а также завершил работы по проекту комплексного оснащения школ в рамках национального проекта «Цифровая экономика» в 12 пилотных регионах России.

– Как реализуется стратегия по диверсификации производства?

– В рамках работы по диверсификации производства предприятий оборонно-промышленного комплекса был создан Реестр проектов (программ) производства продукции гражданского назначения организациями ОПК. На текущий момент в состав Реестра включены 82 планируемых и реализуемых проекта предприятий контура в управлении холдинга со сроком окончания реализации до 2030 г. В 2020 году объем контрактации в рамках реализации проектов составил 2 млрд. рублей.

– НЦИ является исполнителем реализации проекта «Безопасный город» – вы должны разработать стандарты для реализации проекта. У Вас есть опыт реализации проекта в Иркутской области, расскажите о Вашем опыте.

– В ОПК создан проектный офис, который занимается разработкой единых стандартов для проекта МЧС России по развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». В данный момент завершаются работы по второму и третьему этапам, в нашем портфеле есть практический опыт, на который мы можем опираться в выработке теоретических основ.

НЦИ реализовал в Иркутске проект по внедрению АПК «Безопасный город». Это первая в России масштабная комплексная система, которая объединяет в себе все функциональные блоки для обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. В единую систему объединили более 200 единиц оборудования. С точки зрения комплексности этому проекту нет аналогов в России.

– В новой конфигурации ответственным министерством за реализацию «Безопасного города» помимо МЧС стала также Минцифры РФ. Как это может повлиять на реализацию проекта?

– Для того, чтобы Безопасный город был эффективно реализован на территории регионов, необходимо максимальное вовлечение ведомств на всех уровнях, обладающих экспертизой в области обеспечения комплексной безопасности. При этом, насколько мы понимаем, в настоящее время не идет речь о передаче проекта Безопасный город как такового, а о том, чтобы Минцифры РФ координировало вопросы интеграции «Безопасного города» и Системы-112 на федеральном уровне. Фактически Минцифры РФ занимается интеграцией данных с различных систем на базе единой информационной платформы национальной системы управления данными (НСУД).

– НЦИ является разработчиком ЕГИСЗ. На каком этапе сейчас находится проект? Насколько оперативно и своевременно внедряются новые решения, необходимые в рамках пандемии?

– До 2024 года продолжится работа по созданию и развитию федеральных подсистем, созданию еще 3 вертикально-интегрированных медицинских информационных систем, созданию региональных цифровых платформ, соответствующих требованиям Министерства Здравоохранения России.

По заказу Минздрава в контуре ЕГИСЗ был разработан Информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в рамках которого созданы два Регистра: в марте 2020 – Регистр, заболевших COVID и пневмонией и в сентябре прошлого года Регистр лиц, иммунизированных вакцинами от COVID-19.

Оба регистра сейчас находятся в стадии активной эксплуатации, данные собираются со всех субъектов РФ. На базе сведений из регистра вакцинированных функционируют сервисы для граждан на Портале Госуслуг: дневник самонаблюдения вакцинированного, сертификат вакцинированного с QR-кодом.

– Ростех выступает поставщиком не только медицинского оборудования, но и множества цифровых решений для нацпроекта «Здравоохранение». Есть ли удачные кейсы по интеграции российского ПО и оборудования в Здравоохранении?

– В прошлом году НЦИ сформировал комплексное решения по медицине. Целью работы была модернизация и автоматизация работы Медицинского информационно-аналитического центра Нижегородской области. На базе отечественных серверов, систем хранения данных и программного обеспечения виртуализации была построена система автоматизированных рабочих мест с доверенным подключением к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

На текущий момент создано более 4 000 автоматизированных рабочих мест, подключенных по принципу VDI (виртуальных рабочих столов), планируется расширение до 10 000 виртуальных рабочих мест.

Помимо технологичности, решение является образцовым с точки зрения информационной безопасности – все компоненты системного программного обеспечения имеют действующий сертификат ФСТЭК, что позволяет говорить о полноценной защите персональных данных работников и пациентов.

– Правительство активно создает новые нормативные механизмы, призванные способствовать импортозамещению и росту производства отечественной продукции. Какова эффективность этих механизмов?

– В последние годы государство действительно делает упор на масштабную поддержку отечественной IT-отрасли, причем не только производителей, но и всей цепочки, по которой продукт поступает от производителя к потребителю. Механизмы такой поддержки можно условно разделить на два потока: в сфере госзаказа отечественные продукты получают поддержку через систему ценовых преференций и новый механизм квотирования закупок, а оборот отечественной продукции на общем рынке развивается через налоговые преференции, льготные кредиты, лизинг и прочие финансовые инструменты, позволяющие компенсировать производителю часть издержек и сделать цену такой продукции привлекательной относительно иностранных товаров.

Говоря об эффективности этих механизмов, можно указать на возрастание объемов поставок такой продукции. Например, в 2020 году ООО «НЦИ» поставил 76 тысяч автоматизированных рабочих мест, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции для медицинских учреждений в 45 регионах РФ. Отечественные решения все чаще используются при реализации госпрограмм и нацпроектов: сегодня российская техника и ПО поставляются в школы, больницы, органы власти.

Наращивание производства с одновременным развитием предлагаемых продуктов – это колоссальный вызов для нашей отрасли, часть которой к тому же трансформируется из военной в гражданскую. Поэтому потенциал развития здесь имеется, и он значителен.

– Как Вы оцениваете инициативу Правительства направлять средства поддержки не производителям российской продукции, а конечным потребителям?

– Благодаря инициативе Правительства РФ по сквозным проектам у нас появляется возможность переоснастить свои предприятия автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением отечественного производства. В рамках проекта предлагается разработка отечественного центрального процессора на открытой архитектуре RISC-V, разработка персонального компьютера и адаптация под него программного обеспечения. Применение таких открытых технологий, как RISC-V, играет ключевую роль при решении проблемы зависимости от зарубежного оборудования, поскольку отказ от использования и разработки закрытых решений позволит нивелировать риски внешних угроз и обеспечить работоспособность критически важных систем. В рамках реализации сквозного проекта мы сможем организовать поставки в органы исполнительной власти отечественных АРМ по цене китайский производителей.

Создаваемый технологический задел будет важен для всей радиоэлектронной отрасли – мобильные телефоны, ПК, микроконтроллеры, суперкомпьютеры — все эти устройства могут использовать RISC-V в качестве основы.