Содержимое для авторизованных пользователей

Кирилл Алифанов, заместитель генерального директора по ИТ Международного аэропорта Шереметьево: «Шереметьево – это аэропорт, управляемый данными»

Международный аэропорт Шереметьево — крупнейший аэропорт по пассажирским и грузовым перевозкам в Российской Федерации, неоднократно признавался международными организациями одним из мировых лидеров по качеству обслуживания и пунктуальности полетов. Как цифровые технологии помогают достигать высоких результатов, рассказал Кирилл Алифанов, заместитель генерального директора по информационным технологиям Международного аэропорта Шереметьево.

— Как современные технологии способны улучшить работу аэропортов?

С точки зрения проникновения и развития цифровых технологий бизнес-модель любого аэропорта является относительно консервативной. Новые технологии в корне не могут изменить основные функции аэропорта — организацию и обеспечение полетов и наземного обслуживания ВС. Однако, поиск способов повысить эффективность и качество обслуживания требуют от крупных аэропортов внедрения цифровых сервисов для обеспечения всех процессов работы предприятия.

Если посмотреть с точки зрения процессов, то международный аэропорт похож на крупное производство, которое как на конвейере обеспечивает наземное обслуживание воздушных судов: прилет – выполнение операций обслуживания – вылет. Чем короче цикл обслуживания, тем выгоднее: и авиакомпании – потому что самолет зарабатывает только тогда, когда он находится в воздухе, и аэропорту – можно обслужить больше рейсов.

При этом на производство сильно влияют сторонние факторы: погода, задержки рейсов из других аэропортов. Возможны существенные флуктуации, которые могут влиять на количество обслуживаемых одномоментно рейсов. Международный аэропорт Шереметьево – это более тысячи взлетно-посадочных операций в сутки, десятки миллионов пассажиров в год, строгие регламентные процедуры обслуживания – цена принятия управленческих решений очень высока.

Решения должны приниматься только на основе точных и выверенных данных, поэтому необходимо обеспечить их сбор, обработку и помощь сотрудникам в их правильной интерпретации.

— То есть вы собираете и обрабатываете огромное количество данных?

Да, но данные не надо собирать просто так, они должны приносить пользу.

Одной из особенностей данных аэропорта является то, что они охватывают все сферы деятельности от взаимодействия с пассажирами и работы аэровокзальных комплексов до обслуживания воздушных судов и взаимодействия с авиакомпаниями. Другими словами, это очень «широкие» данные, сравнимые по масштабам с данными небольшого современного города. Шереметьево является крупнейшим аэропортом России, через который в день проходит порядка 70 тысяч пассажиров и совершается около тысячи взлетно-посадочных операций. Это диктует существенно иное отношение к данным и оперативности их обработки. Да, устойчивость бизнес-процессов и равномерность развития можно и нужно отслеживать с помощью ключевых показателей эффективности, рассчитываемых не реже раза в сутки, но оперативные показатели работы аэропорта, обслуживания пассажиров и работы различных служб должны отслеживаться в режиме онлайн, то есть за секунды.

Всё это приводит нас к отличной от классической архитектуры работы с данными. В нашем случае сами данные начинают влиять на работу аэропорта и являются той основой, которая позволяет быстро и эффективно реагировать не только на произошедшие, но и на прогнозируемые события.

— Что уже реализовано в Шереметьево в части систем обработки данных?

В качестве примера аналитической отчетности можно привести проект по внедрению 130 ключевых показателей эффективности, единых для всех служб. А в качестве оперативной – Цифровой центр управления аэропортом, включающий видеостену и множество рабочих мест для сотрудников служб аэропорта.

Понятно, что вывести одновременно все показатели для всех не получится, да и не нужно. Поэтому мы пошли по принципу модульности. Для построения оперативной отчетности была создана (и продолжает развиваться) библиотека готовых элементов, каждый из которых содержит один из показателей. В этом случае сотрудник центра управления аэропортом может самостоятельно выбрать, какие именно элементы ему необходимы для его работы, и создать свое персональное рабочее место. Для примера: сотрудники Службы управления наземным движением и Дирекции аэродромной имеют существенно разные обязанности, но погода, ветер на полосе, состояние мест стоянок, среднее время руления по вылету и прилету могут присутствовать на обоих рабочих местах. Для сменного начальника аэропорта ситуация обратная: его не стоит перегружать детальной информацией, выводя показатели, которые в данный момент не интересны. Мы ищем, и, я надеюсь, успешно находим баланс, помогающий сотрудникам производственного блока работать эффективнее.

Мы внимательно отслеживаем показатели и предсказываем их изменения на основе поступающих данных для контроля прогнозируемых или наступивших отклонений или событий. Для каждого такого события мы разрабатываем план мероприятий, позволяющий эффективно выявлять «бутылочные горлышки» процессов и устранять их до момента появления проблемы, что обеспечивает минимальные задержки в обслуживании и тем самым повышает пунктуальность работы аэропорта. Более того, мы провели множество обучающих курсов и в результате у нас каждый сотрудник, работающий с отчетностью, умеет сам настраивать её под свои нужды. По сути, у нас получилось несколько сотен разработчиков BI, при этом правила расчета показателей остались едиными для всех.

— Какие перспективы использования ИИ для целей обработки данных?

Мы планируем и далее развивать наши системы в сторону использования ИИ на всех этапах работы с данными. Например, у нас несколько сотен потоков из систем-источников, на основании обработки которых строятся сотни витрин данных. Отслеживать все это классическим способом невозможно. Для этого у нас внедрены модели ИИ, каждая из которых отвечает за свою область.

Дальнейшее развитие применения ИИ идет в сторону использование нейросетей для прогнозирования и анализа прошедших событий в поисках различных закономерностей.

На основе анализа исторических данных мы уже научились понимать, какие ресурсы нам необходимо иметь для эффективного обслуживания воздушных судов и пассажиров. Если их будет меньше – снизится скорость и качество обслуживания, если больше – снизится экономическая эффективность. Однако, эти ресурсы зависят нагрузки на аэропорт, и их требуется разное количество не только в разные сезоны, но и в разное время в конкретный день. Только так можно достичь максимальной экономической эффективности и качества обслуживания.

Насколько мы видим, под влиянием трендов точечные цифровые решения, характерные для текущей бизнес-модели аэропорта, постепенно трансформируются в единую систему «цифрового аэропорта». Это позволяет нам вплотную приблизится к реализации концепции «Аэропорт, управляемый данными».

— Известно, что Международный аэропорт Шереметьево является лидером в Индустриальном центре компетенций «Аэропорты». Можете рассказать о том, как его работа повлияла на внедрение новых передовых технологий в Шереметьево?

В Международном аэропорту Шереметьево мы запустили Программу цифровой трансформации, в рамках которой планируем не просто автоматизировать существующие процессы, но и находить дополнительные возможности, которые предоставляет нам современный уровень развития технологий; создали центр цифровых компетенций, консолидировали и выделили в отдельную ИТ компанию многолетние наработанные компетенции в части разработки собственных информационных систем для поддержки аэропортовой деятельности.

Мы стремимся активно развивать новые технологии, причем, что особенно важно, мы развиваем их исключительно на отечественных решениях для обеспечения собственного технологического суверенитета. В наших решениях важны не только сами информационные системы, данные и таблицы, а та аналитика и организационные меры, которые мы разработали на основе нашего многолетнего опыта. Мы готовы делиться этим с другими аэропортами, поскольку понимаем, что в связи с санкциями недружественных стран у всей отрасли есть потребность в повышении уровня эффективности за счет внедрения новых современных технологий.

Мы активно взаимодействуем с ведущими аэропортами и управляющими компаниями отрасли в рамках Индустриального центра компетенций «Аэропорты» в части обмена опытом и внедрения наиболее востребованных систем, зарекомендовавших себя в нашем и других аэропортах. Результатом нашей работы должно стать достижение полного технологического суверенитета всей авиационной отрасли и увеличение эффективности работы за счет внедрения передовых и критически важных для отрасли цифровых технологий и решений, в том числе с применением искусственного интеллекта.

Прокрутка наверх