Содержимое для авторизованных пользователей

Импортозамещение: чем хороши российские ТИМ?

Текущий год ознаменовал изменения в сфере технологий информационного моделирования (ТИМ). Главные треки обсудили на конференции ЦИПР-2025 ведущие эксперты цифровой отрасли. О возможном возвращении в Россию западных вендоров и дальнейшем развитии отечественного софта рассказал глава представительства ГК «СиСофт» в Нижнем Новгороде Александр Белкин.

— Если бросить взгляд на рынок ПО, какие факторы сейчас влияют на его развитие?

— Во-первых, программные разработки сейчас развиваются в условиях фактического отсутствия конкуренции с западными разработчиками, которые несколько лет назад покинули нашу страну. Наверное, так говорить не совсем корректно, западный софт с рынка полностью не исчез, а как бы отошел на второй план. Сегодня отечественное ПО заметнее, и не только потому, что иностранные компании свои новые разработки на рынок не поставляют, но и из-за того, что ИТ-технологии в нашей стране стремительно развиваются. Появились новые продукты, которые превосходят зарубежные аналоги, готовые, а не коробочные решения, которые раньше нашим предприятиям часто приходилось дорабатывать. Теперь все доработки взял на себя отечественный вендор, и это для российской промышленности гораздо удобнее. В связи с уходом западных разработчиков улучшилось и качество отечественного программирования. Не секрет, что многие иностранные разработчики держали в нашей стране свой штат программистов, и далеко не все они уехали за рубеж. Многие пополнили команды российских ИТ-компаний, и это, конечно, большой плюс.

Но сводить все успехи последних лет только к вопросу облегчения конкуренции неправильно. Большую помощь развитию отечественного программирования оказывает государство. Минстрой России активно продвигает идею цифровой строительной вертикали, которая требует новых отечественных разработок. По инициативе Минцифры стартовала программа ИТ-ипотеки, действуют различные финансовые и нефинансовые меры поддержки. Все это дает мощный толчок к развитию отрасли, которая в последнее время стала важной составляющей развития страны в целом. Замена иностранного ПО на отечественное происходит фактически во всех отраслях российской промышленности.

Какие отрасли вы бы отметили в качестве передовиков импортозамещения в «цифре»?

— В первую очередь хотелось бы отметить, что большие успехи есть практически во всех областях ИТ. Развиваются операционные системы, офисные продукты, различные сервисы, конечно же, в передовиках — инженерное программное обеспечение. Например, nanoCAD компании Нанософт, полностью заменяет американский AutoCAD. Наше ПО Model Studio CS успешно замещает средние и тяжелые САПР, такие как AVEVA и Hexagon, решения Bentley Systems. Наши продукты и решения используются Росатомом в проекте БРЕСТ, на объектах компаний ГАЗПРОМ, Еврохим и многих других. Развивается и строительство гражданской инфраструктуры. Наши разработки охотно используют при возведении жилых зданий и городской инфраструктуры — ТЭЦ, метрополитена, кампусов, больниц, школ и других социально значимых объектов. Один из последних примеров — строительство аэропорта вот в Сухум, который проектировался с использованием ПО группы «СиСофт».

— Сегодня многие говорят о том, что западные компании могут вернуться в Россию. Нет ли опасений, что завоеванные позиции российских разработчиков могут быть в связи с этим утеряны?

— Таких опасений нет. На расклад сил на рынке их возвращение уже повлиять не сможет. Конечно, есть еще российские компании, которые ждут западных вендоров обратно хотя бы для того, чтобы ничего не менять. Но крупные игроки, госкорпорации, промышленные гиганты перешли на отечественные решения хотя бы из соображений информационной безопасности. Доверие к западным разработчикам утеряно. Зарубежные компании в ультимативном порядке отключили российскую промышленность от легального использования софта, иногда отзывали лицензии, хотя за них компании заплатили. Бесследно такое не проходит. Кроме того, иностранное ПО нельзя использовать на объектах критической инфраструктуры, при исполнении госзаказов. Эти положения закреплены законодательно.

Для российского ИТ-рынка намного опаснее нелегальное использование ПО и скаченное в торрентах, чем возвращение иностранных вендоров.

Вы упомянули лицензии, скачанные с торрентов. Насколько распространение «пиратского» софта влияет на развитие ИТ-рынка?

— К сожалению, вопрос соблюдения авторских прав, в том числе и на программные разработки, у нас в последнее время как-то размылся. Говорят, раз нас западные компании «кинули», то и мы можем с ними подобным образом обойтись. Но сегодня ты скачиваешь с торрентов западные лицензии, а завтра начнешь также поступать с российскими. Мы ведь не продаем программы, а даем возможность за вознаграждение ими пользоваться. Эти финансовые средства тратятся на дальнейшие разработки. Если деньги разработчикам перестанут поступать, развитие просто остановится. Все это вредит ИТ-отрасли. Наша позиция такова: если нарушается авторское право, даже по отношению к зарубежному ПО, то этому надо противостоять, потому что пассивное наблюдение за нарушением права обесценивает саму суть закона и права. С пиратством должна бороться и отрасль, и государство.

— Группа компаний «СиСофт» специализируется на решениях, основанных на технологиях информационного моделирования. Насколько это направление развития программного обеспечения сегодня успешно?

— Сегодня российские ТИМ во многом превосходят западные BIM-системы, которые еще недавно так восхваляли. Дело в том, что практически любой западный вендор «поднялся» на каком-то одном решении, а потом начал скупать смежные программы. Например, в Autodesk когда-то придумали «AutoCAD», а «Revit» и «Civil» они уже купили. По сути, это переделанные продукты, склеенные и выданные на рынок как единое решение. Но база данных AutoCAD и база данных Revit — это разные базы, которые требуют разных специалистов с разной подготовкой и так далее. Всё это ведет к очень большим расходам на содержание и обслуживание таких продуктов.

Российские вендоры всё делали с нуля, изучили западные разработки и пошли по своему пути, создав продукты совершенно другого уровня, с бесшовной передачей данных внутри. Например, проектировщик создал модель в Model Studio CS Строительные решения, передал её другому специалисту, который открыл её в Model Studio CS Водоснабжение и канализация и спроектировал свою часть проекта. Эти две программы идеально понимают друг друга без необходимости перевода данных в какой-либо дополнительный формат. Ничего подобного у западных разработчиков нет. Техническая реализация таких продуктов пока для них недостижима.

Мы единственные в мире разработчики, у которых можно данные с этапа проектирования без какой-либо трансформации сквозным потоком довести до этапов строительства, эксплуатации и даже демонтажа. На Западе это всегда нарезка, отдельные модули. Мы же можем совершенно спокойно интегрироваться со всеми областями строительства.

Раз наши разработки «впереди планеты всей», может быть пора выходить на международный уровень?

— Действительно, уровень готовности российских решений очень высокий, продукция конкурентоспособна. Нашими решениями интересуются в Китае, Южной Корее, странах Латинской Америки, есть запросы из европейских стран. Но пока российский бизнес наталкивается на действия санкций, поставить на поток экспорт наших разработок очень сложно. Однако у самих решений перспективы для тиражирования очень хорошие. Более того, нам обязательно нужно выходить за рубеж хотя бы потому, что рынок там больше российского. Чем быстрее мы выйдем на международный уровень и чем более качественной при этом будет наша продукция, тем устойчивее будет отечественная ИТ-индустрия. Новые потребители выдвинут новые требования, которые приведут к развитию, инвестициям, и, в конечном итоге, новым технологиям.

Прокрутка наверх