Содержимое для авторизованных пользователей

Цифровая экономика и технологический суверенитет невозможны без системного софта

Секунда простоя в критически важных системах может стоить миллиарды и затронуть жизни миллионов людей. Как защитить инфраструктуру в условиях нарастающих киберугроз и выполнить планы по переходу на отечественное ПО? Почему Java остаётся «сердцем» корпоративного ИТ уже 30 лет и удержит позиции ещё десятилетия? В интервью Роман Карпов, директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK, председатель ЦКР по управлению ИТ-инфраструктурой, руководитель ИБ-комитета АРПП «Отечественный софт», советник Министра цифрового развития по вопросам системного ПО, рассказал о том, как выстроить устойчивую экосистему цифрового предприятия, наладить диалог между крупными заказчиками и ИТ-разработчиками и почему 2025 год — время замещения системного софта.

Почему роль системного ПО критически важна для цифрового государства и цифровой экономики?

— Системное ПО — это «сердце» любой информационной системы. Оно управляет ресурсами — памятью, процессами, мощностями. И делает это быстро и чётко. Именно системный блок обеспечивает связь между приложением и инфраструктурой. Если с «сердцем» что-то не так, все начнёт сбоить. А в критически важных государственных, финансовых и промышленных системах секунда простоя может стоить не только миллиарды рублей, но и затронуть жизни миллионов людей. Задержка в социально значимых сервисах, медицинских услугах, выплатах, в энергетике и транспорте напрямую влияет на доверие граждан и устойчивость государства.

Без системного программного обеспечения никакая магия в приложениях не заработает. И одна из самых сложных задач заключается в работе программ на разных платформах. Ее и пытались решить создатели Java. Они сделали среду, в которой приложение можно написать один раз и запускать где угодно — на разных процессорах и операционных системах. Эта идея легла в основу технологий, которые мы развиваем уже 30 лет. Инженеры команды Axiom JDK стояли у истоков создания Java в России и развивают ее с 1997 года.

Благодаря кроссплатформенности Java мы сегодня имеем поддержку российских операционных систем и процессоров наравне с мировыми аналогами. Это даёт уверенность в непрерывности работы и безопасности Java-приложений.

В этому году Java исполняется 30 лет. На этой технологии работает 70% корпоративных систем в России. Как долго Java останется востребованной?

— Несмотря на новые языки и платформы, все серьёзные, высоконагруженные приложения по-прежнему пишутся на Java. Есть мнение, что эта технология устарела, но она продолжает быть в топе. Надежность, производительность и устойчивость к сбоям — вне конкуренции.

Я уверен, что Java будет в центре корпоративного ИТ-мира ещё несколько десятилетий.  По опросам, она занимает первое место среди языков программирования в России и, по сути, стала культурным кодом ИТ-отрасли. Это зрелая, стабильная и в то же время развивающаяся экосистема.

Вам принадлежит фраза: «Импортозамещение — это не по любви, а по регуляторике». Как вы оцениваете реальную глубину перехода на отечественное ПО?

— В планах правительства перевести все критические информационные инфраструктуры (КИИ) на российские доверенные технологии до 2030 года. Мы считаем, что эта цель достижима, но для её реализации производителям ПО и оборудования, а также заказчикам, предстоит удвоить усилия по взаимодействию и совместимости продуктов.

Мы наблюдаем значительный интерес к отечественным инструментам разработки и связующим технологиям. В этой области уже покрыта основная часть потребностей клиентов, и в 2025 году мы ожидаем рост числа миграций. По нашим оценкам, на начало 2025 года до 80% потребностей в операционных системах и офисных пакетах уже замещены. Миграция в сегменте баз данных и систем виртуализации составляет 50–60%. А замещение средств разработки и связующего слоя, включая платформу Java, пока на уровне 20%. В 2025 году, по нашему мнению, фокус миграций будет именно в этом системном сегменте.

Как выстраивается взаимодействие между разработчиками и крупными заказчиками?

— В этой работе помогают индустриальные центры компетенций (ИЦК) и центры компетенций по разработке ПО (ЦКР), один из которых по управлению ИТ-инфраструктурой я возглавляю. ИЦК занимаются замещением прикладных решений под конкретные бизнес-задачи для разных отраслей, а ЦКР создают системные компоненты — операционные системы, базы данных, среды разработки.

Например, вместе с АКПОО в рамках комитета по апробации мы сформировали требования к системам виртуализации. Выяснилось, что 96% функциональных требований крупнейших заказчиков уже закрываются отечественными продуктами. Но для развития нужны форвардные контракты, чтобы разработчики знали, что доработанное решение купят и внедрят.

Проблема в том, что разработчики смотрят на мировые тренды, а заказчики — на конкретные нужды и устоявшиеся практики, и в консервативных отраслях всё ещё скептичны к новым технологиям. Надеемся, что такие мероприятия как ЦИПР помогут наладить диалог обеим сторонам.

 Какие отраслевые кейсы можно считать успешными примерами перехода на отечественную Java?

— Наши технологии лежат в основе ключевых систем страны, обслуживающих практически всех россиян. Платёжная система «Мир» и система быстрых платежей (СБП) работают на нашем технологическом стеке, обрабатывая миллионы транзакций в реальном времени. «Госуслуги» функционируют на сертифицированной ФСТЭК платформе Axiom JDK Certified, а защитные механизмы Axiom JDK помогают Yandex Cloud обеспечивать безопасность облачной платформы.

Java остаётся незаменимой в финтехе. Наши продукты применяются в системах ДБО, мобильных банках, биржевых торгах, а в промышленности обеспечивают управление производственными мощностями. Мы ожидаем, что сотрудничество с Гринатомом по интеграции наших сертифицированных решений принесет ощутимые выгоды как предприятиям Росатома, так и другим КИИ.

Среди прикладных систем стоит отметить ТОиР и решения для интеллектуального месторождения газа. В Газпромнефти на базе наших технологий построена система управления платежами на заправках, а в Газпромтрансе — автоматизированная система управления транспортной логистикой.

Как вы оцениваете безопасность цифровых решений в условиях постоянного роста киберугроз? Как Axiom JDK обеспечивает безопасность Java?

— Безопасность — это то, о чем надо заботиться постоянно. В последние годы ИТ-инфраструктура российских компаний стала одной из самых атакуемых в мире, а ИТ-команды — наиболее опытными в отражении кибератак.

Наша команда хорошо знает, как защитить Java-приложения. Мы применяем промышленные стандарты безопасной разработки ПО, регулярно проводим аудит кода, выпускаем обновления шесть раз в год для 20 системных платформ, а также внеплановые патчи. В 2024 году мы внедрили свыше 4000 фиксов, более 200 патчей безопасности и закрыли 32 уязвимости.

Всё, что связано с системным слоем — безопасность, надёжность, устранение уязвимостей — мы берём на себя, чтобы клиенты были на шаг впереди возможных угроз и могли сосредоточиться на разработке своих приложений.

Какие технологии станут ключевыми для цифровой экономики ближайшего будущего?

— Искусственный интеллект и машинное обучение — это тренд на ближайшие годы. И Java уже используется для высокопроизводительных вычислений в этих областях.

Вы впервые участвуете в ЦИПР. Какие цели ставите?

— ЦИПР — это уникальная площадка, где в личном общении можно понять «боли» заказчиков и предложить их решение. Мы планируем продолжить диалог с существующими клиентами и компаниями, такими как: «РЖД», «Северсталь», «Ростелеком», «Аэрофлот» и другими, с которыми только начинаем работу.

Мы сформировали полноценный портфель отечественных Java-технологий — среда разработки, сервер-приложений, продукты для контейнеризации, доверенный репозиторий. Активно работаем над усилением функций безопасности и участвуем в создании открытой российской OpenIDE — интегрированной среды разработки, которая как «станок для программистов» поможет быстро и качественно писать код для систем разного уровня.

Мы считаем, что пришло время импортозамещения системного ПО, и наша цель показать, как наши решения могут помочь крупному бизнесу. Стратегия цифрового государства должна включать отечественную платформу Java как ключевой элемент технологической независимости.

Прокрутка наверх