XXI век требует новых подходов во всех сферах. Поэтому в современной российской образовательной среде складывается экосистема из синтеза различных областей – технологической, предпринимательской, производственной, социальной и экологической. О цифровой экономике в ВУЗах, отсутствии межпредметных границ и взаимосвязи между научным и технологическим знанием рассказал Михаил Владимирович Начевский, начальник Управления цифровой трансформации РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Расскажите, чем занимается Управление цифровой трансформации РЭУ им. Г.В. Плеханова?

– Управление цифровой трансформации РЭУ им. Г.В. Плеханова сегодня – это, в первую очередь, про мечту. В задачи Управления входит не только разработка и реализация стратегии трансформации университета, но и организация деятельности бизнес-инкубатора, реализация студенческих инициатив в области научно-технологического предпринимательства. Нами в абсолют возведена идея технологического суверенитета, поэтому в университете мы старательно строим нашу цифровую экосистему сервисов, нами разработана и внедрена система дашбордов, обеспечивающая мониторинг всех показателей университета, включая показатели «Приоритета», по сути – ситуационный центр для ректората. Благодаря данному сервису Управление обеспечивает связь со всеми подразделениями Университета, что позволяет оперативно реагировать на запросы коллег. При этом мы постоянно экспериментируем, разрабатываем прототипы решений, в том числе на основе «сквозных» технологий, и ищем интересные идеи, организуем пилотирование проектов на базе РЭУ, но, конечно, в первую очередь источник идей – это наши студенты. Управление проводит внутренние конкурсы по отбору и акселерации студенчески проектов, стартапов, оказывает содействие в поиске государственных мер поддержки.

– Как повлияла текущая ситуация в мировой экономике и антироссийские санкции на деятельность Университета в вопросе цифровизации?

– Мы работаем. Принятие некоторых решений по переходу на цифровые носители осуществились раньше. К примеру, переход на электронные зачетки, и этот процесс продолжится. Выросли цены на бумагу – давайте сделаем цифровым все – от студенческого до диплома, сразу и цифровой след соберем, и достижения обучающихся сделаем доступными для работодателя. Есть ограничения по закупкам оборудования, но в первую очередь они связаны с курсом доллара. Мы еще в 2020 году, когда было объявлено, что «Софтлайн» не сможет более поставлять софт МГТУ им. Н. Э. Баумана из-за новых санкций США, так как Microsoft отказывается продавать свое ПО вузу, который готовит специалистов по вооружению, включили в дорожную карту развития и цифровизации элементы перехода на отечественные сервисы, поэтому мы были готовы.

Какие пути выхода и развития вы видите в сложившейся ситуации?

– Во-первых, формирование сообщества, сегодня университеты готовы делиться друг с другом лучшими практиками и решениями, во-вторых, унификация решений и создание единой образовательной экосистемы. Очевидно, что университеты находятся в некоторой конкуренции между собой, это нормально, тем не менее создание единых решений позволит не тратить силы на развитие собственных сервисов и поиск пространств таких как moodle для размещения различных материалов.

– Как государство может оказать содействие в достижении необходимого уровня технологической независимости российским ВУЗам?

– Процесс идет, у нас талантливая молодежь, готовая к вызовам и желающая производить свои проекты на благо России. Есть ряд государственных мер поддержки, о которых нужно говорить везде, должны появиться активные амбассадоры операторов мер поддержки «Фонда содействия инновациям», «Сколково», «АСИ», «ВЭБ.РФ» в целом. Более того, студентам, которые хотят заниматься бизнесом, связанным с реализацией научно-технологических, цифровых проектов во время обучения, надо дать возможность применить навыки, в том числе продажи своих компетенций на практике, например, освобождения от ряда налогов, а инвесторами в таких проектах могли бы быть сами университеты за счет внебюджета. Мы можем перенять и преумножить опыт Университетов Лиги плюща, для российской системы высшего образования непостижимо, что сумма активов шести университетов – более 150 млрд. долларов. Среди их инвесторов компании Google, Facebook и LinkedIn. Сегодня есть ряд законодательных и стереотипных ограничений, и это тоже процесс по совершенствованию системы сообщества. Мы должны открывать новые технологические рынки и задать вопросы, почему российским разработчикам компьютерных игр выгоднее регистрироваться в Великобритании или на Кипре? Нужны особые экономические зоны, экспериментальные, нетривиальные и смелые решения, помогающие раскрыться талантам.

Сможет ли российская «цифровая экономика» и государство справиться с брошенными ей вызовами?

– Цифровая экономика и государство в целом делают многое для достижения позиции суверенных технологий и развития потенциала страны. Нельзя забывать, что государство это в первую очередь люди, и наша задача, задача университетов и иных образовательных институтов, с одной стороны, формировать общество доверия, а с другой стороны, рекламировать и рассказывать о всех возможностях, чтобы с уверенностью смотреть в будущее!