Одним из драйверов цифровой трансформации в области защиты окружающей среды…
Атом новой городской мобильности
Разработка первого серийного электромобиля «Атом» началась в 2021 году. В 2023 году была создана собственная платформа, которая тестируется в различных условиях на функциональных прототипах — мулах. Испытания запланированы до конца 2024 года. В течение этого времени будут тестироваться и калиброваться шасси, рулевой орган управления, системы торможения и термостатирования, работа электропривода и система ADAS. Помимо этого, ведется разработка других компонентов, включая операционную систему. Директор по информационным технологиям бренда «Атом», Дмитрий Агеев, рассказал о своем присоединении к проекту, о концепции «Атома» как электромобиля-гаджета, а также о роли специалистов из сферы гейминга и авиастроения в разработке.
— Как вы начинали свою карьеру? Где вы работали до того, как пришли в «Атом»?
— Прежде я не работал в автомобильной индустрии, и приглашение в «Атом» стало интересным карьерным вызовом. Люди, которые три года назад приступили к созданию электромобиля будущего, смотрели на эту задачу не через призму автомобилестроения. Я до этого возглавлял Foodtech Yum Brands globally. Это международный концерн индустрии быстрого питания: KFC, Pizza Hut, Taco Bell. Там я начинал как руководитель ИТ-направления, цифрового бизнеса. Затем стал лидером по инновациям в глобальной корпорации. В пандемию открыл роботизированные рестораны.
Из опыта, связанного с автомобильной индустрией, у меня был проект GetTaxi (ныне Gett). Мы делали его в виде мультисервисной платформы Gett, когда только начали зарождаться сервисы, связанные с транспортом, доставкой. Там я занимался как классической ИТ-разработкой, так и цифровыми продуктами, а также объединял разные цифровые активы в рамках одной платформы. А мой цифровой опыт начался с роли технического директора в Avito — тогда этот интернет-сервис только зарождался.
— Что вам больше всего нравится в своей профессии?
— Я не люблю рассуждать категориями, особенно в рамках своей профессиональной деятельности. Внутренне я четко ощущаю то, что движет мной и что приносит удовольствие. Это не просто работа — это что-то большее, что наполняет меня счастьем и вовлекает, словно захватывающий роман, триллер или детектив. Я стремлюсь заразить окружающих этим энтузиазмом, передать энергию и вовлеченность. Поэтому в контексте своей профессии я рассуждаю именно в рамках таких идей.
— Почему вы приняли решение присоединиться к стартапу? На каком этапе сейчас находитесь?
— Я присоединился к проекту в самом его начале, когда образно он был в комнате и на трех стульях. Вообще мне кажется, что, если любому мальчику дать шанс сделать настоящую машину, на которой будет ездить следующее поколение, то выбор очевиден. В этом есть некий юношеский азарт, возможность реализовать детскую мечту. А работа в «Атоме» — это еще и нулевая точка, чистый лист. Не нужно ничего переделывать за другими.
Здесь есть свобода самовыражения в прямом смысле этого слова. Сейчас, конечно, процессы более регулируемы, поскольку мы стали настоящей корпорацией — нас уже больше 1000 человек. Это естественно: со временем, по мере масштабирования проекта, происходит взросление, поэтому смелость и юношеский задор балансируются опытом и выстроенными процессами. Но у меня нет сомнения, что у нас получится крутой проект, который оставит яркий след в автомобильной индустрии.
— Почему «Атом» — это электромобиль-гаджет?
— Нам было важно выполнить несколько условий, которые стали бы частью генетического кода нашего электромобиля. Первостепенная задача заключалась в том, чтобы сделать полностью прозрачный с точки зрения программного решения машинный код. То есть сделать реалистичный цифровой двойник нашего первого транспортного средства. Но это довольно сложно объяснить, поэтому легче сказать: «гаджет». Тогда люди могут провести параллель со смартфоном. При этом у нашего продукта гораздо больше аппаратных решений, чем у гаджета: очень много внутренних функций, с которыми постоянно взаимодействуют водитель и пассажир. За этим кроется большой пласт технологических решений.
Мы достигли этой прозрачности на уровне внутренней составляющей электромобиля, который может подключиться к цифровом облаку и взаимодействовать с окружающим миром. Каждый пользователь «Атома» получит уникальный идентификатор для сохранения персональных настроек.
Вторая задача — сделать нашу компанию ИТ-ориентированной. Мы заботимся о потребителе и проводим множество исследований для улучшения пользовательского опыта. В то же время мы стараемся выстроить систему, которая сможет легко и быстро трансформироваться. Например, можно будет поменять прошивку, в результате чего полностью видоизменится интерфейс, или создать собственный кастомизированный интерфейс, который будет с вами в любом «Атоме». Или легко подключать какие-либо дополнительные устройства, как аппаратные, так и программные.
— Для чего нужна операционная система «Атома», что она умеет? Какие у нее перспективы? Какие тонкости важно учитывать при разработке собственного ПО для электромобиля?
— На старте проекта мы вообще не планировали создавать операционную систему. Думали сделать «прозрачную машину», написав кучу методов, а потом выяснилось, что их можно объединить в ОС. В индустрии автомобилестроения необходима операционная система реального времени, которая управляет электромобилем, а также включает критерии функциональной безопасности. Понятное дело, что на ней нельзя запустить персональный компьютер, ведь она узкоспециализированная, но она может взаимодействовать с электромобилем. Может ли наша операционная система работать с другим электромобилем? Да, ее можно интегрировать в другие транспортные средства.
Хочу сказать несколько слов о сроках создания нашей ОС. Программное обеспечение Microsoft разрабатывалось на протяжении полувека. А над созданием Harmony OS или Xiaomi работали 30 тысяч сотрудников со всего мира. Над «Атом ОС» трудились порядка 500 человек в гораздо более сжатые сроки. Мы заложили основу и понимаем, как усовершенствовать ее различными функциями. Радует, что мы начинаем это делать с привязкой к конечному потребителю. Мы имеем возможность разрабатывать именно то, на что есть отклик. Для меня принципиально важно, что наша ОС открытая, а это означает, что любой разработчик имеет возможность внести в нее изменения в соответствии со своими задачами и экспертизой.
— Приведите примеры приложений для «Атом ОС», которые будет возможно создать.
— Мы регулярно проводим митапы и хакатоны с крупными университетами. На выходе получаем по 10 финалистов, а затем выбираем два–три проекта и содействуем в их реализации. Например, ребята написали приложение виртуального гида, который во время пути подсвечивает на дисплее дополненной реальности различные достопримечательности, а голосовой помощник рассказывает о них исторические подробности. Кроме того, было предложение о разработке календаря событий, в котором можно купить билет на концерт или спектакль. Также студенты предлагали очень интересную идею, связанную со знакомствами: водители «Атомов» смогут общаться друг с другом, например, стоя в пробке.
— Какие российские технологии и инновации из сферы ИТ вы используете?
— Например, шлюз безопасности, который разработан совместно с «Лабораторией Касперского». Так сложилось, что в нашем проекте много компетенций, связанных с разработкой системы кибербезопасности. Сделать открытый контур не так сложно, но сделать его функциональным, безопасным и киберзащищенным — это одна из сложнейших задач.
На самом деле, эта открытость добавляет много головной боли. Потому что проще все закрыть, ни о чем не беспокоясь. А когда открываешь доступ сторонним разработчикам, даешь им возможность интегрировать свои приложения, то потом думаешь: не навредит ли это? Поэтому защита системы электромобиля от удаленных атак злоумышленников является одной из ключевых задач. Отмечу, что мы работаем на отечественном софте и не привлекаем зарубежные технологии.
— Какие уникальные товарные преимущества «Атома», связанные с ИТ, вы выделили бы?
— Мы верим в новаторский подход, при котором электромобиль превращается в устройство, доступное всем. Мы видим перспективу пересмотра привычных представлений о потреблении, особенно в области автомобильной индустрии. Во главу угла мы ставим программное обеспечение и развитие индустрии с упором на софт. Наша цель — сделать «Атом» частью повседневной жизни по аналогии со смартфонами, которые для современного человека являются некоей догмой. Это устройство используется для заказа еды, покупки билетов, общения и других задач, заменяя другие устройства, такие как ноутбуки или компьютеры.
— Как сформировать эффективную кроссфункциональную ИТ-команду? Зачем вы привлекаете разработчиков из гейминга и авиастроения?
— На первый вопрос у меня очень простой ответ: нужно привлекать людей в идейный проект. Любая эффективность может быть выстроена на уровне разных парадигм: в семье, в команде и т. д. И почти всегда это некая синхронизация по идейным ценностям: ради чего мы собрались, что хотим сделать и чего достичь. Если идея выстроена, то формируется команда единомышленников. Мне никогда не удалось бы сформировать такую крутую команду, если бы речь шла о стандартном проекте, ведь рядовая история не сильно завораживает. Поэтому здесь ключевую роль сыграл замысел самого проекта.
В нем, с одной стороны, нам нужно спроектировать сложную инженерную составляющую, а с другой — создать гаджет, который должен быть взаимосвязан с конечным потребителем. В некоторой степени это консьюмерская история. И никто лучше геймеров за последние десятилетия в этом не разобрался.
А разработчики из авиастроения понимают, что в критических ситуациях даже доли секунды могут иметь значение. Их бэкграунд помогает улучшить системы управления и безопасности в электромобиле. На мой взгляд, привлечение специалистов из этих сфер способствует инновационному подходу, повышению производительности, что в итоге может повысить качество и конкурентоспособность продукции.
—Почему вы привлекаете молодых разработчиков к работе над проектом? Чем полезен опыт поколения зумеров и поздних миллениалов?
— Молодые разработчики играют важную роль в проекте благодаря своему энергичному и эмпатичному подходу, а также свежему взгляду на технические задачи. Их участие и вклад обогащают работу команды. Ведь в силу своей любознательности они задают важные вопросы, привлекая внимание к логичности и осмысленности принимаемых решений. Их новаторские идеи помогают в поиске нестандартных решений, а это важно для развития проекта.
Я думаю, что построение внутренней среды для обучения и развития в рамках проекта является важным элементом дальнейшего роста. Школа или университет внутри команды позволяют не только совершенствовать навыки, обмениваться опытом и идеями, но и взращивать молодых специалистов с ранних лет.