Содержимое для авторизованных пользователей

Арсен Благов, «Лукоморье»: «No-code — ответ на кадровый дефицит в ИТ»

Рынок ИТ сталкивается с острой нехваткой квалифицированных специалистов, а спрос на цифровизацию бизнес-процессов только растёт. Ответом на этот вызов становятся low-code и no-code платформы — инструменты, которые позволяют создавать ИТ-решения без глубоких знаний в программировании. О способах упрощения и ускорения разработки ПО, а также о развитии экосистемы ИТ-решений для различных задач бизнеса рассказал генеральный директор экосистемы «Лукоморье» (ООО «РТК ИТ Плюс», входит в ГК «Ростелеком») Арсен Благов.

— Какие тенденции можно отметить на российском рынке с точки зрения задач автоматизации бизнеса?

— ИТ-рынок в России растет в среднем на 12–14% в год, по данным Strategy Partners. На фоне импортозамещения сохраняется значительный потенциал развития в ряде сегментов автоматизации. Бизнес отдает приоритет продуктам, которые обеспечивают оптимизацию, упрощают процессы и ускоряют время вывода решений на продуктивное использование (Time-to-market). На рынке уже реализуются серьезные проекты по внедрению систем управления проектами, управления ИТ-сервисами и разработкой программного обеспечения, а также инструментов искусственного интеллекта. Этот тренд будет сохраняться и в ближайшие годы.

— Спрос на какие ИТ-решения растёт наиболее динамично?

— Увеличивается спрос на платформы no-code. Ими уже пользуются уже более 20% отечественных компаний, по данным НИУ ВШЭ. Ёще более 40% опрошенных организаций планируют их внедрение в ближайшее время.

Наш опыт показывает, что платформы no-code или low-code позволяют реализовывать проекты внутренней разработки в четыре раза быстрее и в пять раз дешевле по сравнению с привычной корпоративной инфраструктурой. Практика показывает преимущества и выгоды такого подхода, особенно в ситуации, когда бизнесу с большим объемом собственной софтверной разработки необходимо учитывать высокую ключевую ставку, снижать нагрузку на капитальные издержки и оптимизировать операционные расходы.

Подход no-code отчасти помогает решать проблему дефицита ИТ-кадров. Используя платформу-конструктор, которая автоматизирует процесс создания программных продуктов, можно нанимать не только разработчиков, но и администраторов или аналитиков. Эти специалисты встречаются на рынке труда чаще и имеют более низкий уровень заработной платы, что облегчает их найм в условиях кадрового голода. Также за счёт автоматизации ускоряется вывод разрабатываемых систем в промышленную эксплуатацию и снижается зависимость от поставщика ИТ-решения и цикла его доработок. Поэтому использование no-code платформ — это ответ на кадровый дефицит в ИТ.

— Насколько сформировано предложение в российском сегменте «IT for IT» для компаний с крупными ИТ-отделами, самостоятельно разрабатывающими продукты?

— Достаточно сформированным выглядит сегмент сервисных решений (ESM) для замены классических систем управления ИТ-сервисами (ITSM) от зарубежных поставщиков. Существует целый ряд российских систем-аналогов, в которых реализованы абсолютно все процессы ИТ. Накоплена серьёзная консалтинговая экспертиза, причём не только у традиционных рыночных игроков-интеграторов, но и у «выходцев» из внутренних ИТ-структур компаний энтерпрайз-уровня. Такой опыт особенно ценится заказчиками.

— Как формируется ваша экосистема продуктов «IT for IT»? Насколько она укомплектована?

— Продукты нашей экосистемы «Лукоморье» занимают сразу несколько ниш, чтобы заказчик мог самостоятельно управлять ключевыми компонентами. Например, мы развиваем модульную платформу для автоматизации сервисных подразделений «Диво» (ESM-система). Пять модулей позволяют автоматизировать работу внутренних ИТ-служб. Встроенный ИИ-модуль классифицирует запросы и предлагает решения, снижая нагрузку на службы поддержки. Наша задача — обеспечить полный цикл автоматизации бизнес-процессов компании: от кадров и административно-хозяйственного отдела до логистики и управления ИТ-сервисами. Реализация этих решений на принципах no-code, в свою очередь, позволяет настраивать и дорабатывать их под потребности бизнеса.

На базе такой платформы можно с помощью технологий no-code автоматизировать любой бизнес-процесс и адаптировать интерфейс так, что пользователи даже не заметят, что рабочая система изменилась. Например, в нескольких проектах по просьбе заказчиков, мигрировавших на нашу разработку, мы полностью повторяли интерфейс более привычной западной системы.

— Как вы оцениваете востребованность экосистемных предложений на отечественном рынке?

— Конечно, экосистемы востребованы, поскольку обеспечивают заказчикам необходимый уровень эффективности ИТ-решений при миграции на российские разработки. А в соответствии с требованиями регулятора это должны сделать все крупные игроки. Экосистемный подход позволяет оптимизировать издержки: сквозная автоматизация, полное покрытие и упрощение процессов, высвобождение времени сотрудников экономят десятки и сотни миллионов рублей, в зависимости от масштабов бизнеса.

Подход no-code позволяет быстро создавать простые продукты самостоятельно, независимо от вендора. Внедрять такие решения могут как сами заказчики, так и партнеры-интеграторы. А поставщик-разработчик за счёт ставки на партнерство может направлять высвобождаемые ресурсы на продуктовое развитие и реализацию «дорожной карты» проекта, учитывая пожелания по доработкам.

Все наши экосистемные продукты уже используются крупными заказчиками, в том числе в «Ростелекоме», — для нас это очень требовательный, своего рода, «плацдарм». ESM-система обрабатывает более 7 млн заявок от 130 тыс. пользователей компании. Это одно из самых масштабных внедрений ITSM-решения в России. С модулями управления разработкой и ведения баз знаний работают уже более 3 тыс. сотрудников, а no-code платформа «Акола» признана стандартом разработки и в «Ростелекоме», и в дочерней компании Т2. VK Tech с помощью нашей платформы оптимизировал работу службы техподдержки корпоративных клиентов, а в банке РСХБ решением пользуются уже 30 тыс. сотрудников по всей стране. Система управления проектами внедрена в терминально-логистическом центре «Белый Раст», а также разработчиком биллинга для телеком-компании Nexign.

— Каковы планы дальнейшей эволюции экосистемы решений?

— Мы сфокусированы на упрощении и гибкости продуктов, а также на повышении их интеллектуальной составляющей за счет искусственного интеллекта (ИИ). Платформа «Сирин», например, позволяет использовать средства ИИ для автоматизации написания текстов или кода, ведения документации, взаимодействия с пользователями, обработки запросов. Например, у одного заказчика из финансового сектора ИИ обрабатывает 87% заявок пользователей, или около 600 тыс. в год, и автоматически распределяет их по исполнителям.

В этом году мы будем увеличивать долю ИИ-составляющей и no-code в экосистемных продуктах. Также в планах расширить функционал продуктов семейства «Яга». Помимо этого, мы планируем доработать модуль «Метрика» на платформе «Диво» — это своего рода система бизнес-анализа (BI), которая интегрируется с другими продуктами.

Для решения проблемы с ИТ-кадрами планируем активно сотрудничать с вузами, обучать преподавателей работать с нашими продуктами no-code и в нашей программе, по которой они в дальнейшем смогут сами обучать студентов. Осенью 2025 года стартует первая совместная программа с РЭУ им. Плеханова, рассчитанная на обучение около 2 тыс. студентов. Обсуждается аналогичное партнерство и с другими вузами.

На расширение узнаваемости экосистемы направлена, в том числе, айдентика продуктов: их названия вызывают эмоции и хорошо запоминаются. Из сказок мы знаем, что Яга, например, советчица, а Сирин — мудрый голос-проводник.

Экосистема «Лукоморье» (ООО «РТК ИТ Плюс») — российская ИТ-компания, которая разрабатывает цифровые продукты для управления бизнес-процессами и проектной деятельностью. В состав экосистемы входят 15 решений, в том числе low-code/no-code-платформа, собственная ESM-система, а также инструменты для полного цикла разработки и управления проектами. Все продукты компании интегрированы с технологиями искусственного интеллекта. Клиентами ИТ-экосистемы «Лукоморье» являются крупные компании из банковской сферы, телекома, ИТ, энергетики и других отраслей.

Источник: РБК

Прокрутка наверх