Содержимое для авторизованных пользователей

Алексей Зотов, «К2Тех»: «Сегодня мы наблюдаем бум ИТ-консалтинга и, как следствие, усиление роли интегратора в проектах импортозамещения»

Уже более двух лет ИТ-отрасль живет в новой реальности, где западные технологии недоступны и привычные подходы к построению ИТ-инфраструктуры не эффективны. По итогам состоявшейся в рамках ЦИПР-2024 сессии «Внедрять нельзя откладывать. Построение ИТ-инфраструктуры сегодня» руководитель направления ИТ-инфраструктуры «К2Тех» Алексей Зотов поделился своим опытом и наблюдениями за развитием ИТ-рынка.

— Как вы оцениваете текущую ситуацию с импортозамещением решений для ИТ-инфраструктуры?

Сейчас, кажется, уже ни у кого не осталось сомнений в необходимости и неизбежности импортозамещения. Еще год назад игроки рынка надеялись на возвращение западных вендоров и не оставляли попыток продолжать использовать их решения. Сегодня ситуация продолжает развиваться по негативному сценарию, ограничений становится все больше. Например, в начале 2024 года западные компании (Veeam, Microsoft и др.) стали отключать доступ к своим сервисам для корпоративных клиентов из России. Что не может не подрывать доверие компаний ко всем зарубежным производителям софта. Ведь для них во главе угла — непрерывность развития бизнеса, которая в том числе обеспечивается стабильностью ИТ-инфраструктуры и каждого ее элемента. Кроме того, все больше компаний из разных сфер экономики сейчас переходят на отечественное в соответствии с требованиями регуляторов.

Тем не менее, нельзя сказать, что необходимость импортозамещения застала весь рынок врасплох. Например, крупнейшие представители госкомпаний, энергетической и нефтегазовой отраслей сейчас находятся практически на финишной прямой, так как взяли курс на импортозамещение и разработку стратегий еще в 2014 году. На текущий момент статус импортозамещения у них варьируется на уровне более 70%. Причем в части не только прикладного, но и инфраструктурного ПО: операционных систем, СУБД, систем виртуализации, мониторинга, резервного копирования.

— В 2022 году многие компании отмечали острую нехватку зрелых отечественных решений. Как сейчас изменилась ситуация?

Сегодня ситуация на рынке инфраструктурных решений стабильнее, чем в 2022 году. Российские вендоры значительно продвинулись в вопросе повышения уровня зрелости своих продуктов и развития их функциональности. Как отмечает директор по работе с ключевыми заказчиками Группы «Астра» Андрей Климов, в ситуации, когда за короткие сроки нужно пройти путь сразу нескольких глобальных игроков (IBM, Microsoft и т.д.), важно четко понимать, как работали эти вендоры и что заказчики хотели от их продуктов. Поэтому последние несколько лет компания собирает собственную многокомпонентную экосистему ПО и таким образом постепенно заполняет ниши ушедших вендоров.

Более того, мы наблюдаем позитивный тренд на рост числа технологических партнерств. Крупные производители ПО и оборудования работают в коллаборации ради повышения уровня совместимости между их решениями. Например, вице-президент по стратегическому развитию группы компаний «Аквариус» Андрей Андрианов отмечает, что сейчас у заказчиков есть большой запрос на создание программно-аппаратных комплексов. Поэтому компания определила для себя в каждой категории ПО ключевых партнеров (Группа «Астра», Orion soft и др.) для совместных проектов в области систем виртуализации, резервного копирования, СУБД и т.д.

— Есть мнение, что до 2022 года системные интеграторы играли существенную роль в построении ИТ-инфраструктур. А сейчас их вклад стал менее заметен. Какова, на ваш взгляд, роль интеграторов сегодня? 

Действительно, на фоне растущего запроса на импортозамещение в инфополе гораздо большее внимание стало уделяться именно вендорам и их заказчикам. Однако со своей стороны, мы в «К2Тех» наблюдаем настоящий бум ИТ-консалтинга и, как следствие, усиление роли интегратора в проектах импортозамещения.

За последний год мы получили сотни запросов на инфраструктурный консалтинг от заказчиков. Дело здесь в том, что раньше в каждом классе ИТ-решений были 1-2 крупных производителя. Сейчас в некоторых классах есть десятки решений от разных производителей. Например, операционных систем в реестре ПО — более 70 штук, платформ виртуализации — более 40. Из этого разнообразия заказчикам зачастую сложно выбрать подходящее решение, которое сможет интегрироваться именно в их ИТ-инфраструктуры и закрыть их потребности. Более того, представителей крупных российских компаний все больше интересует комплексный подход к импортозамещению: на какие решения переходить, в каком порядке их внедрять, как построить дорожную карту и т.д.

Также из-за ажиотажного спроса вендоров физически на всех не хватает, поэтому зачастую сопровождением внедренных систем занимаются интеграторы. Поэтому у нас есть кейсы, когда первую и вторую (L1, L2) линии техподдержки вендоры передают нам как ИТ-партнерам. А L3-кейсы с действительно сложными инцидентами, которые требуют доработки, патчей и т.д. — вендор забирает на себя.

Таким образом, сегодня интегратор представляет собой единое окно для заказчика, куда он может обратиться и все вопросы по вендорам, их решениям и интеграции закрыть.

— На ваш взгляд, какие технологии будут перспективны в обозримом будущем?

Ключевой тренд 2024 года — это, очевидно, искусственный интеллект. Для внедрения и обучения ИИ необходимы высокопроизводительные вычислительные мощности (High Performance Computing, HPC). Поэтому, на мой взгляд, одно из самых перспективных направлений в ИТ — это создание суперкомпьютерных комплексов. Сегодня практически в каждом секторе экономики есть запрос, под который нужна инфраструктура для суперкомпьютерных вычислений. Например, в промышленности они необходимы для проверки производимых материалов на наличие брака. В нефтедобыче — для расчета гидроразрыва пласта. В научных исследованиях — для создания новых материалов и просчета их формул. В банковской сфере — для создания голосовых помощников и развития нейросетей.

В последние годы у нас в «К2Тех» значительно выросло число запросов на суперкомпьютеры, причем это как пилотные, так и промышленные внедрения. Связано это с тем, что раньше западные производители (HPE, Lenovo и др.) предлагали их как моновендорные решения в отлаженных конфигурациях, которые включали в себя все необходимые аппаратные и программные компоненты. Сейчас возможности поставок ограничены и экспертизы по суперкомпьютерам стало гораздо меньше. Мало у кого есть опыт по созданию систем на основе того оборудования, что сейчас на рынке доступно. И мы здесь с гордостью можем сказать, что у нас этот опыт есть и он оценен уважаемыми лидерами отрасли. В прошлом году «К2Тех» развернул суперкомпьютер «Оракул» для Центра НТИ по новым функциональным материалам на базе Новосибирского госуниверситета. «Оракул» необходим для того, чтобы ускорить разработку новых типов материалов и проектирование на их основе изделий для промышленных предприятий. На премии CIPR Digital-2024 наш суперкомпьютер занял почетное 2 место в номинации «Цифровой прорыв в промышленности». Для нас это большое достижение, гордость и повод для дальнейшего развития бизнеса в направлении создания суперкомпьютерных кластеров.

Прокрутка наверх