Российский «Трансмашхолдинг» (ТМХ) прорабатывает проекты по оборудованию системой виртуальной сцепки пассажирских локомотивов, ожидает её применения на других направлениях, помимо Восточного полигона, сообщил управляющий директор по развитию интеллектуальных систем управления «Трансмашхолдинга», гендиректор «ТМХ Интеллектуальные Системы» Андрей Романчиков.
Алексей Курочка, YDB СУБД Яндекса: К 2030 году 40% выручки на рынке СУБД будет приходиться на отраслевые ПАК

Российский рынок СУБД перестал быть рынком «реестровых галочек» и развернулся от форков к бигтех-платформам управления данными. Как изменились требования клиентов, кто действительно выигрывает гонку технологий и какие тренды окажут наибольшее влияние на СУБД в 2025–2030 годах, рассказал Алексей Курочка, коммерческий директор системы управления базами данных Яндекса — YDB.
— Как изменился российский рынок СУБД за последние 2–3 года?
— В 2022–2024 годах российский рынок СУБД пережил экстенсивный рост, связанный с первой волной импортозамещения. Число СУБД в реестре отечественного ПО увеличилось с 65 до 189, а темп роста рынка СУБД, по оценке Yandex Cloud, достиг 20%. Основным драйвером стала вынужденная миграция критически важной инфраструктуры (ЗО КИИ) на российские решения.
В этот период примерно 60% объема рынка обеспечили коробочные форки open-source решений, созданные ИТ-вендорами, крупными корпорациями и их дочерними ИТ-структурами, без возможностей кастомизации и технической поддержки. Остальные 40% пришлись на системных вендоров, способных на сложную доработку СУБД, кастомизацию систем под нужды заказчиков и поддержку.
— Как вы оцениваете динамику роста рынка СУБД в 2025 году?
— В 2025 году, по нашей экспертной оценке, рост замедлится до 15–17%. Это связано с завершением первой волны локализации систем по работе с данными. Большинство организаций, особенно банки, формально выполнили требования регуляторов об импортозамещении критической инфраструктуры до 1 января 2025 года.
Однако вторая волна импортозамещения только начинается: она затрагивает компании вне защищенных объектов критической информационной инфраструктуры. Здесь уже не работает модель форков open-source-решений: у таких компаний, как правило, нет ресурсов на их сопровождение. Поэтому спрос смещается в сторону готовых отраслевых программно-аппаратных решений.
— Как вы оцениваете влияние open—source на российский рынок СУБД?
— Open-source сыграл ключевую роль на старте — он позволил оперативно закрыть регуляторные и инфраструктурные риски. По нашей оценке, до 60% рынка в 2022–2024 годах обеспечивали решения на базе открытого ПО. Однако у такого подхода есть ограничения: форки требуют постоянной доработки, обновлений, поддержки совместимости. Без существенных инвестиций в инженерные команды open-source решения не обеспечивают корпоративный уровень зрелости.
Сейчас успешные вендоры либо отходят от модели форков, развивая собственные технологии, либо концентрируются на интеграции open-source в состав комплексных платформ. Мы в Яндексе выбрали собственную разработку. Изначально YDB разрабатывалась только для нужд Яндекса и не была доступна за пределами компании. В 2016 году СУБД стала использоваться в сервисах Яндекса, а с 2024 года мы начали предлагать YDB крупным заказчикам и как облачный сервис, и в on-prem. Уже реализуем проекты для крупных клиентов в ритейле, финтехе, телекоме.
— Какие сегменты рынка СУБД сейчас наиболее перспективны?
— Для многих организаций СУБД не имеет практического применения без «обвязки» в виде системного и прикладного ПО. Поэтому наибольший потенциал — у отраслевых платформ, которые объединяют СУБД с другими компонентами: системами резервного копирования, системами хранения данных, прикладным и системным ПО, интеграционными инструментами. Компании хотят получать готовые программно-аппаратные комплексы «под ключ». Например, востребованы готовые решения для банков (дистанционное банковское обслуживание, автоматизированные банковские системы), телеком-операторов (анти-фрод системы), промышленных предприятий (построение распределенных дата-центров, IoT-экосистемы, общий центр обслуживания, АСУТП).
Мы ожидаем, что более 40% выручки на рынке СУБД в 2025–2030 годах будет приходиться именно на отраслевые ПАК — платформенные решения.
— Какие требования к СУБД стали ключевыми для корпоративных клиентов в 2025 году?
— Корпоративные клиенты теперь ждут не просто замены зарубежных аналогов, а решений, которые обеспечат высокую эффективность без потери производительности на стандартном оборудовании и поддержку больших объемов данных. Вторым критерием становится надёжность — минимизация простоев, устойчивость к пиковым нагрузкам, соответствие требованиям информационной безопасности. И, наконец, значение приобретает происхождение решения: при прочих равных предпочтение получают российские разработки с прозрачной инженерной базой, совместимостью с ПО и развитой сетью партнёров.
— Как сейчас выглядит конкурентный ландшафт на рынке СУБД?
— Рынок консолидируется, очищаясь от «одноразовых» разработок. Остаются два типа поставщиков: бигтехи, к которым относится и Яндекс со своей разработкой СУБД YDB, и специализированные вендоры, такие как Postgres Pro, ArenaData, Астра и другие.
— Кто, по вашему мнению, останется главными игроками на рынке через 5 лет? Есть ли риски, что рынок разделится между 2–3 крупными игроками?
— Через 5 лет основными игроками, скорее всего, останутся бигтех-компании и несколько сильных специализированных вендоров. Только у этих игроков есть достаточно ресурсов — как финансовых, так и экспертизы команд — на развитие СУБД под требования рынка, регуляторов, обеспечение совместимости с инфраструктурным окружением. С последним могут помочь технологические альянсы разработчиков ПО и производителей оборудования.
Риск концентрации рынка действительно высок, особенно в сегменте высоконагруженных систем. Однако нишевые решения, например, для госсектора или производства, могут сохранить свою долю благодаря адаптивности и узкой специализации.
— Каковы планы Яндекс на рынке СУБД?
— Yandex B2B Tech, бизнес-группа Яндекса, развивающая ИТ-решения для бизнеса, создает технологии для работы с данными, рассчитанные на корпоративных заказчиков. В их числе — СУБД YDB для высоконагруженных сценариев и платформа YTsaurus для анализа больших данных. Продукты доступны как в облаке, так и в on-prem-формате.
Что касается СУБД YDB, Яндекс вышёл в корпоративный сегмент с амбицией занять лидирующие позиции в крупнейшем сегменте рынка по работе с данными — транзакционных СУБД. Упор делается на высоконагруженные системы, например, расчетные центры банков с уровнем нагрузки более 100 документов в секунду, для которых сейчас в РФ нет российского решения. Яндекс развивает отраслевые программно-аппаратные комплексы на базе СУБД YDB совместно с крупнейшим производителем программно-аппаратных комплексов в России. Кроме того, недавно мы стали стратегическим партнером компании Лектон. Это крупнейший производитель прикладного банковского ПО, на долю этого вендора приходится до 60% процессинга всех банковских карточек в стране. Этот вендор включен в ИЦК «Финансы» для разработки специализированных решений для финансового сектора.
СУБД YDB Яндекса претендует на место системообразующей СУБД как в сегменте транзакционной обработки данных (OLTP), так и для смешанных нагрузок. Крупным компаниям важны высокая доступность, производительность, неограниченная горизонтальная масштабируемость и большой объем обрабатываемых данных. Всё это может обеспечить СУБД YDB, доступность которой превышает 99,99%, а производительность достигает 7 млн транзакций в секунду. Масштабируемость YDB превышает 500% за сутки, а объем обрабатываемых данных может превышать 500 ТБ. Мы уже находимся в процессе реализации подобных проектов в нескольких крупных банках.
— Какие технологические тренды окажут наибольшее влияние на СУБД в 2025–2030 годах?
— Во-первых, это готовые отраслевые платформы, которые объединяют СУБД с другими инструментами. Во-вторых, облачные и гибридные решения, позволяющие гибко масштабировать инфраструктуру. В-третьих, искусственный интеллект и машинное обучение, которые будут встраиваться в СУБД для оптимизации запросов и управления данными. И, конечно, безопасность и соответствие регуляторным требованиям останутся критически важными, особенно для госсектора и финансовых организаций.
Источник: TAdviser