Российская индустрия программного обеспечения уверенно движется вперед, формируя собственные экосистемы и укрепляя позиции на рынке. Такой подход позволяет создавать продукты, которые не только соответствуют мировым стандартам, но и зачастую превосходят их по уровню безопасности и адаптированности к требованиям российских заказчиков. О том, что для этого необходимо и какую роль в процессе достижения зрелости рынка софта играют экосистемы, рассказал председатель правления группы компаний «АЛМИ» Михаил Лебедев.
80% компаний транспортной отрасли используют цифровые технологии, но потенциал роста есть

Цифровизация меняет правила игры для перевозчиков и пассажиров. ИИ уже научился составлять транспортные маршруты, а проверить надёжность водителя такси можно в специальном реестре. О цифровых проектах на транспорте и перспективах новых технологий рассказал генеральный директор компании «Программный Продукт» Александр Каушанский.
— Как Вы оцениваете уровень цифровизации транспортной отрасли в России?
— Считаю, что отрасль находится на продвинутом уровне, но пространство для развития остаётся огромным. Главное, что уровень цифровой готовности значительно различается по секторам транспортной отрасли. Самый высокий уровень цифровизации сегодня демонстрируют железнодорожные перевозки, курьерские и почтовые услуги.
Но это, надеюсь, временно. Сегодня порядка 80% компаний транспортной отрасли России так или иначе внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий, и более чем у половины транспортных и логистических предприятий есть собственные стратегии цифровой трансформации. Как ни парадоксально, но свою позитивную роль в чём-то сыграла пандемия, значительно ускорившая процессы цифровизации.
— Какую роль искусственный интеллект (ИИ) и интернет вещей (IoT) играют в цифровизации транспортной отрасли и управлении транспортными потоками?
— Здесь можно вычленить сразу несколько тенденций.
Во-первых, растёт популярность автономных транспортных средств. Так, например, в Москве уже тестируют беспилотный трамвай и «Ласточку» на Московском центральном кольце, а беспилотные машины, дроны и роботы-доставщики стали уже довольно обычным явлением на московских и не только улицах.
Во-вторых, решения по обработке больших данных позволяют выявлять неочевидные для человека закономерности и благодаря этому формулировать точные прогнозы по продажам и изменениям спроса на те или иные товары с течением времени.
В-третьих, роботизация в логистике позволяет сократить затраты на персонал. Наконец, нейросеть можно научить самостоятельно создавать программы для мониторинга информации о грузоперевозках и всего, что с ними связано.
В целом, ИИ предоставляет колоссальное количество возможностей, и уже существуют многочисленные примеры его практического применения. Несмотря на это, я считаю, что сейчас мы всё ещё находимся на начальном этапе внедрения ИИ. Нам ещё предстоит очень много работы по созданию максимально безопасных алгоритмов работы искусственного интеллекта.
— Как технологии ИИ уже реализованы в проектах Минтранса?
— Эти технологии так или иначе используются во всех или почти во всех наших проектах.
Разработкой года в прошлом году для нас стала ФГИС «Такси», созданная специалистами ГК «Программный Продукт». Эта система обеспечивает сбор, обработку, систематизацию и хранение сведений из трёх реестров: служб заказа такси, перевозчиков и легковых такси. Благодаря системе повысились прозрачность легальных такси-перевозок и уровень контроля качества в отрасли в целом. ФГИС также обеспечивает сбор общей статистики по развитию отрасли. В перспективе ФГИС «Такси» станет единым окном для регулирования деятельности в области легковых перевозок.
— Ранее Минтранс анонсировал создание цифрового рейтинга перевозчиков. На какой стадии сейчас находится проект? Что это даст государству и потребителям (гражданам и бизнесу)?
— Проект реализован. В настоящее время он находится на стадии внутренней эксплуатации и ожидает ввода в промышленную эксплуатацию.
Система «Цифровой профиль перевозчика», или АИС ЦПП, предназначена для формирования реестра перевозчиков Российской Федерации на автотранспорте. Система станет ключевым источником данных для смежных информационных систем в процессе формирования общего рейтинга перевозчиков, а также позволит усовершенствовать проверочные процедуры, выявление перевозчиков, прекративших деятельность по предоставлению транспортных услуг, несуществующих, «фиктивных» и недобросовестных перевозчиков. Позднее она ляжет в основу единого сервиса идентификации участников транспортной отрасли. В нём будут зарегистрированы как пассажирские, так и грузовые перевозчики.
В рамках этой системы каждому из них будет присвоен единый уникальный идентификатор (ID), который может быть использован для оформления перевозок и отслеживания их результатов в различных системах. За каждым перевозчиком будет тянуться «цифровой след» по результатам деятельности, и пользователи смогут выбирать перевозчиков на основе объективной информации о квалификации и опыте работы.
Самое главное — система позволит снизить риски для всех сторон. Добросовестные перевозчики получат существенные конкурентные преимущества.
— Расскажите, как ещё цифровые решения помогают грузоперевозчикам. Например, проект мониторинга грузопотоков в морских портах?
— В настоящее время скорость обработки судов и грузов в большинстве отечественных портов остаётся ниже по сравнению с портами других государств. Вместе с тем в современных условиях этот параметр является ключевым фактором в повышении их привлекательности и выходит на первое место по отношению к таким факторам, как расстояние и стоимость перевозки, особенно для тех портов, которые специализируются на переработке грузов, требующих быстрой доставки (контейнеры, рефгрузы, тарно-штучные).
Система позволяет решать ключевую проблему перевозок морским сообщением, а именно — контролировать загрузку портов и время выполнения операций с грузами.
— А как цифровизация транспорта облегчает жизнь простых граждан? Какие есть проекты в области цифровизации общественного транспорта?
— Самый простой пример: возможность покупки билетов удалённо, без поездок на вокзалы, без очередей в кассах. Это касается всех сегментов транспорта.
Авиационные перевозки — одна из самых сложных областей. Даже жителям крупных городов приходилось тратить немало времени, чтобы добраться до аэропорта, а уж в сельской местности и подавно. В свое время, из-за отсутствия цифровых систем бронирования билетов, пассажиру сначала нужно было приехать в кассу, показать кучу документов, купить билет, вернуться обратно и через несколько дней снова оказаться в аэропорту, чтобы сесть на свой самолёт. Безусловно, сейчас купить билет на самолёт стало намного проще. Все категории граждан, включая льготников, могут приобрести его онлайн. По данным российских систем бронирования авиабилетов за первую половину 2025 года было оформлено более миллиона билетов.
На более приземлённом уровне цифровизация используется для обеспечения безопасности, мониторинга дорожной обстановки и выявления возможных аварийных ситуаций. Автомобили, управляемые ИИ, запрограммированы на более быстрые реакции, включая торможение в экстренных ситуациях. Системы взаимодействуют между собой по беспроводной связи, что позволяет избегать движения по одним и тем же маршрутам, а также столкновений и заторов. Они способны предсказывать узкие места и соответствующим образом корректировать маршруты.
— Расскажите подробнее о проекте ФГИС «Такси». Какие результаты он уже принес?
— Система была внедрена в сентябре 2023 года. На тот момент мы не очень корректно определили размеры рынка — ориентировались на 450 тысяч машин, но их уже сейчас более 560 тысяч. В системе зарегистрировано также 90 тысяч перевозчиков, более тысячи служб заказа в 89 регионах страны. Плюс системой пользуется город Байконур в Казахстане.
Благодаря проекту значительно снизилось количество ДТП с участием такси, поскольку система позволила отодвинуть от перевозок низкоквалифицированных нелегалов. Кроме того, перевод практически всех реестров разрешений в цифровой формат значительно ускоряет и упрощает бюрократические процедуры и снижает излишние расходы для перевозчиков.
— Какие технологии, по вашему мнению, окажут наибольшее влияние на транспортную отрасль в ближайшие годы? Могли бы вы поделиться планами на ближайшие годы? Что планируете реализовать?
— Сейчас одними из наших ключевых задач являются обеспечение доступа к данным услугам и повышение мобильности населения, а также содействие максимальной пропускной способности и прозрачности транспортных потоков. Таким образом, сами задачи определяют использование тех или иных технологий.
Выделить какую-то одну технологию будет сложно, хотя, безусловно, искусственный интеллект и аналитика больших данных будут применяться повсеместно, и без них дальнейшее развитие цифровизации представить сложно.