Новый национальный проект «Экономика данных» пришел на смену завершившемуся проекту «Цифровая экономика», в рамках которого была осуществлена цифровая трансформация отраслей экономики и государственного управления и подготовлен плацдарм для дальнейшего цифрового развития России. Теперь акцент будет сделан на данных, которые должны стать новым «топливом» для роста российской экономики.
Состав проекта
В России заработал новый национальный проект — «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (сокр. «Экономика данных»). Он был подготовлен по поручению президента России Владимира Путина, куратором проекта выступает заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Григоренко, руководителем проекта — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев. Презентацию нацпроекта 26 февраля 2025 г. провел Дмитрий Григоренко.
«Мы делаем технологии доступными для всех: от обитателей мегаполисов до жителей самых отдаленных уголков страны, — заявил Дмитрий Григоренко на презентации проекта в Национальном центре «Россия». — Ключевой акцент — развитие решений, которые работают на базе накопленных данных, и создание технологичных инструментов, позволяющих повышать эффективность выполнения любых задач. В первую очередь это искусственный интеллект, роботы, интернет вещей и другие. При этом мы уделяем особое внимание безопасности: формируем правовую среду, которая не только защищает от киберугроз, но и создает условия для развития инноваций».
Большие задачи по-прежнему связаны с расширением и развитием «Госуслуг» и других цифровых государственных платформ, устранением цифрового неравенства, добавила Алеся Мамчур, вице-президент, директор по стратегическому развитию компании «Ростелеком» — одного из главных цифровых партнеров государства в реализации национальных целей развития.
Национальный проект «Экономика данных» состоит из девяти федеральных проектов: «Доступ в интернет», «Цифровые платформы в отраслях социальной сферы», «Цифровое государственное управление», «Отечественные решения», «Прикладные исследования и перспективные разработки», «Инфраструктура кибербезопасности», «Кадры для цифровой трансформации», «Государственная статистика» и «Искусственный интеллект». Кроме проекта по статистике, курируемого Федеральной службой государственной статистики РФ, куратором всех остальных является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Самым дорогостоящим федеральным проектом «Экономики данных» станет «Цифровое государственное управление» — на него планируется выделить 475 млрд руб. бюджетных средств. Как сказал Дмитрий Григоренко, «ничего лучше, чем цифровизация, для борьбы с бюрократией не придумано». «Цифровизация дает возможность предвосхищать какие-то события — не система контроля план-факт, а система предупреждения. Цифровизация позволяет по нажатию кнопки увидеть сразу весь процесс — от начала до конца. А технологии искусственного интеллекта добавляют безграничные возможности», — заявил он.
На федеральный проект «Доступ в интернет» планируется выделить 435 млрд руб. Из этой суммы большую часть — 329 млрд руб. — выделят внебюджетные источники. Основная задача проекта — создание низкоорбитальной спутниковой группировки, которая обеспечит мобильным широкополосным доступом в интернет жителей на всей территории России. Этим проектом занимается компания «Бюро 1440» (входит в состав «ИКС Холдинга»). Бюджет проекта составит 450 млрд руб. Планируется, что к 2030 г. группировка будет состоять из 292 спутников. «Будущее за спутниковым интернетом», — уверен Григоренко. «Мы создаем отечественную низкоорбитальную спутниковую группировку, это аналог Starlink. Это самый эффективный способ обеспечить устойчивый интернет во всей России, учитывая нашу огромную территорию и низкую плотность населения. В отличие от существующей сегодня модели раздачи интернета с наземными станциями, этой системе не требуется дорогая наземная инфраструктура. Преимущество получат отдаленные регионы, в которых нерентабельно строить вышки и станции, включая тайгу и лес, а также корабли, пароходы, самолеты», — говорит он.
На федеральный проект «Цифровые платформы в отраслях социальной сферы» федеральный бюджет выделит 142 млрд руб. В рамках данного федпроекта запланировано создание 20 базовых систем-образующих платформ, среди которых «Моя школа», «Мой спорт», «Университеты», «Наука», «Безопасная среда» и «Умный город». Запланировано оснащение школ и колледжей ИТ-инфраструктурой и Wi-Fi и обеспечение учителей отечественными планшетами.
На федеральный проект «Отечественные решения» будет выделено 110 млрд руб., из которых федеральный бюджет направит 64 млрд руб., внебюджетные источники — 46 млрд руб. Дмитрий Григоренко подчеркнул, что в части взаимодействия с бизнесом государство будет лишь софинансировать разработки программного обеспечения — потребуются также инвестиции и от самого бизнеса.
На федеральный проект «Инфраструктура кибербезопасности» федеральный бюджет выделит 73 мдрд руб.На федпроект «Искусственный интеллект» — 70 млрд руб. Большая часть этой суммы — 65 млрд руб. — будет направлена из государственных средств. Одной из ключевых задач последнего проекта является предоставление персонализированных госуслуг. Григоренко надеется, что гражданам и бизнесу придется реже заполнять заявления или посещать ведомства в различных ситуациях — не менее 100 услуг будут оказываться проактивно, на основе анализа данных и предпочтений пользователей.
На федеральный проект «Прикладные исследования и перспективные разработки» будет выделено 67 млрд руб., из этой суммы внебюджетные источники выделят 38 млрд руб., федеральный бюджет — 29 млрд руб. В числе прочего предполагается, что в рамках проекта будут продолжены разработки в области квантовых вычислений, и мощность российского квантового компьютера будет увеличена с текущих 50 до 300 кубит.
На федеральный проект «Кадры для цифровой трансформации» будет выделено 43 млрд руб. федеральных средств. К 2030 г., при участии бизнеса, будет обучено не менее 250 тыс. студентов, а общее число работников ИТ-отрасли вырастет до 1,4 млн человек. Главная задача заключается в сокращении разрыва между теми, кого подготавливают учебные заведения, и востребованностью на рынке, говорит Григоренко. Основными направлениями обучения станут искусственный интеллект, беспилотные летательные аппараты, робототехника и микроэлектроника.
На федеральный проект «Государственная статистика» государство выделит 13 млрд руб. Предполагается создание государственной информационной системы «Цифровая аналитическая платформа» для сбора, обработки и анализа больших объемов данных в режиме реального времени. «Цифровое госуправление невозможно без данных, данные являются ключом ко всему, — говорит Григоренко. — Универсальная статистическая платформа станет «перекрестком» для сбора данных».
Что сделано в рамках «Цифровой экономики»
За время реализации национальной программы «Цифровая экономика» было существенно повышено удобство пользования госуслугами через интернет и увеличена скорость их оказания. Например, если раньше для того, чтобы воспользоваться услугами на портале «Госуслуги», нужно было физически собирать множество документов и приносить их в ведомства, то теперь в этом нет необходимости. Все это было сделано благодаря федпроекту «Нормативное регулирование». В том числе была введена облачная электронная подпись и легализованы цифровые сделки.
В результате сейчас на портале доступно 1,6 тыс. услуг и зарегистрировано 110 млн пользователей, две трети записей к врачу и записей в детский сад осуществляются через сайт «Госуслуги». Также через портал подаются заявления в органы записи актов гражданского состояния. Внедрение на сайт робота «Макс», основанного на алгоритмах искусственного интеллекта, позволило обеспечить значительную экономию трудовых ресурсов.
За 10 лет значительно изменился профиль потребления интернета. Тогда это были стационарные компьютеры, а сейчас, благодаря инфраструктуре Wi-Fi и наличию 4G, это мобильные устройства. Также, в рамках федпроекта «Информационная инфраструктура», было осуществлено подключение к интернету социально-значимых объектов: школ, фельдшерско-акушерских пунктов, органов государственной и муниципальной власти, территориальных избирательных комиссий, отделений полиции, пожарных частей и подразделений Росгвардии. За 5 лет в 2 раза выросла мощность российских дата-центров, причем половина оборудования в них — отечественная. За этот же период в 5 раз выросли продажи российского программного обеспечения.
В рамках федпроекта «Цифровое государственное управление» внутри органов государственной власти были созданы цифровые платформы. По словам Дмитрия Григоренко, они убирают посредников внутри государственных задач, повышают исполнительную дисциплину и скорость принятия решений.
Сама ИТ-отрасль за 5 лет выросла в 2 раза. В отрасли работают 1 млн специалистов, средняя зарплата которых составляет 180-190 тыс. руб. в месяц, тогда как средняя зарплата по стране более, чем в 2 раза меньше — 80 тыс. руб. в месяц.
Логичное продолжение цифрового пути
Для участия в реализации национальной программы «Цифровая экономика» была создана автономная некоммерческая организация (АНО) «Цифровая экономика». Она выполняет роль площадки для взаимодействия бизнеса и власти. «Наш приоритет и акцент организации — аналитика и мониторинг отраслей цифровой экономики и экономики данных, — говорит генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко. — Мы займемся формированием полной и максимально точной картины рынка, которую будем транслировать отрасли и государству. Также мы закрепляем роль организации в качестве общественно-экспертного совета по экономике данных. Мы обновляем подход к деятельности рабочих групп для повышения эффективности».
За 5 лет реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» ИТ-отрасль и цифровой контур (экосистемы компаний, работающих с цифровыми сервисами) претерпели значительные изменения. Ключевым акцентом программы стала человекоцентричность — повышение качества жизни и создание полезных и удобных сервисов для людей, говорит Плуготаренко.
«И России удалось достичь одного из самых передовых уровней по охвату населения госуслугами, — продолжает он. — Нацпрограмма «Цифровая экономика» привела к значительному росту цифровизации отраслей и их цифровой трансформации, способствовала улучшению взаимодействия государства и бизнеса. Но технологическая гонка продолжается, многие проекты и направления, которые начались в рамках «Цифровой экономики», требуют развития и продолжения. Для этого необходима дальнейшая поддержка отрасли при помощи регуляторной, кадровой и экономической политики».
Нацпроект «Экономика данных» — это не попытка «заново изобретать то, что уже и так работает», он является понятным и логичным продолжением цифрового пути России и приходит на смену нацпроекту «Цифровая экономика», в ходе которого была создана хорошая база для развития информационных технологий в России, объяснил в интервью ТАСС Дмитрий Григоренко.
«В «Экономике данных» происходит дополнение базового акцента (развитие базовой ИТ-инфраструктуры: кадров, интернета, цифровых сервисов) акцентом на данных, как ключевом ресурсе развития экономики. Это главное топливо для роста доли цифровой экономики в валовом внутреннем продукте, — комментирует глава АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко. — Экономике, построенной на данных, необходимо создание инфраструктуры новейшего поколения и внедрение правовых механизмов для обмена данными. В нацпроекте «Экономика данных» это выражено в поддержке отечественных технологий 5G, развитии спутникового интернета и запуске низкоорбитальных спутников. А еще планируется создание федеральных облачных платформ для госорганов и бизнеса».
Ожидания игроков рынка
Президент российского разработчика программного обеспечения Naumen Игорь Кириченко обращает внимание, что паспорта федпроектов «Экономики данных» на 2025-2030 гг. еще не опубликованы. «При этом считаю, что государству пора постепенно отходить от инфраструктурных вопросов к двум еще более сложным задачам, — говорит он. — Первая — структурная трансформация отраслевого взаимодействия, которое во многом до сих пор происходит не в цифровом виде. Вторая — целенаправленное стимулирование структурного перехода организаций в модель экономики данных».
По словам Кириченко, необходимо начинать стандартизировать критерии для организаций, использующих подход data-driven (когда данные и аналитика используются для принятия решений на каждом из этапов развития продуктов — прим. ред.), которое значительно отличается от people-driven (когда бизнес держится на компетенциях людей — прим. ред.) и process-driven (на процессах — прим. ред). Кроме того, продолжает эксперт, необходимо выпустить национальный стандарт для автономных цифровых агентов и гибридных организаций, где работают не только люди, а также начать формировать национальный рейтинг самых роботизированных организаций (сколько аппаратных или программных роботов приходится на тысячу сотрудников).
По словам директора департамента «Облака и данные» компании «Рексофт» Руслана Заединова, «Экономика данных» направлена на перевод 99% взаимодействия бизнеса с государством в электронный формат. «Цифровизация предполагает формализацию процесса — формата, сроков, автоматизацию проверки, удовлетворение требований и т. п. Любой бизнес хочет прозрачности и прогнозируемости. Чем прозрачнее, тем спокойнее, и тем больше внимания уделяется развитию дела, а не отчетности. Именно поэтому ожидания в этой области от программы позитивные и достаточно высокие», — говорит Заединов.
Относительно завершившейся нацпрограммы «Цифровая экономика» Заединов полагает, что существует большое количество маленьких компаний, которые получили грантовую поддержку в рамках данной программы, и, таким образом, смогли развить свои решения, облегчить свои затраты на персонал, оплатить вывод решений на рынок.
«С другой стороны, крупные компании с большой осторожностью подходили к теме софинансирования, — продолжает он. — Потому что опытный бизнесмен, поработавший на рынке и построивший бизнес, прекрасно понимает, что государственный грант на развитие того или иного решения выделяется по определенным достаточно жестким правилам. Хорошо известно, что в процессе создания и развития ИТ-решений под влиянием проверки гипотез, рыночной ситуации, требований потенциальных заказчиков продукт может серьезно изменить курс».
«Экономика данных» в машиностроении способна стать одним из ключевых драйверов цифровизации, однако пока не все идет идеально, комментирует директор дивизиона «Машиностроение и металлообработка» группы компаний «Цифра» Василий Чуранов. «Мы видим, что в промышленности есть очевидное сопротивление на местах — многие предприятия по-прежнему стремятся работать по старинке и не спешат внедрять цифровые решения, — указывает он. — Тем не менее, и топ-менеджеры, и специалисты постепенно осознают, что без серьезного подхода к данным, без тесного взаимодействия с поставщиками технологий и госрегуляторами не получится сохранять и наращивать конкурентные позиции».
ГК «Цифра» уже подключила к сетям интернета вещей более 250 предприятий с общим числом 16 тыс. станков. «На основании этого опыта можем сказать: сегодня недостаточно просто собирать большие объемы промышленной информации. — продолжает Чуранов. — Это лишь первый этап, основа для дальнейшей работы. Решающее значение будут иметь алгоритмы машинного обучения и инструменты искусственного интеллекта, которые помогают находить невидимые на первый взгляд закономерности и помогать управлять производством в режиме 24/7».
«Имея четко выстроенные процессы сбора и анализа данных, производители могут сокращать простои, оптимизировать затраты, повышать качество продукции — при условии готовности к серьезным организационным изменениям. Пока еще далеко не все готовы капитально пересматривать подход к организации производства. Однако, на наш взгляд, именно «Экономика данных» позволит машиностроению выйти на качественно иной уровень, дать предприятиям гибкость и конкурентоспособность», — заключает эксперт.