Новый национальный проект «Космос» — то не просто шаг в будущее, а перезапуск амбиций: от собственной спутниковой группировки для интернета и связи в море — до квантовой безопасности и новой волны запусков. В приоритете — не только технологии, но и люди: подготовка специалистов, поддержка частных инициатив и развитие механизмов государственного-частного партнерства.
Чего ожидать от нацпроекта «Космос»
В России формируется новый национальный проект — «Космос». Он будет утвержден в ближайшее время, заявил в апреле 2025 г. президент России Владимир Путин. Нацпроект будет рассчитан до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. Подготовка проекта совпала со сменой главы госкорпорации «Роскосмос»: в феврале 2025 г. вместо Юрия Борисова, возглавлявшего структуру с 2022 г., новым главой стал Дмитрий Баканов. До этого он был заместителем главы Министерства транспорта РФ (Минтранс России).
По словам первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Дениса Мантурова, развитие космических услуг является обязательным условием для таких направлений, как сквозная цифровизация промышленности, полноформатное внедрение интернета вещей, автоматизация транспорта, проведение фундаментальных научных исследований, климатического мониторинга, построения метеорологических прогнозов и обеспечение национальной безопасности.
До 2030 года в рамках национального проекта «Космос» планируется нарастить количество спутников на орбите до 1,2 тыс. единиц, увеличить число запусков с российских космодромов до 56 в год, а выпуск космических аппаратов довести до 250 в год. С 2027 года предполагается начать развертывание собственной орбитальной станции, в состав которой войдут четыре модуля и два типа транспортных кораблей.
В числе приоритетов — разработка новых образцов ракетно-космической техники, включая спутники дистанционного зондирования Земли и космические аппараты связи и доступа в интернет. Также предусмотрено создание перспективных носителей, переход на многоразовые ракеты и более экологичные виды топлива.
К 2030 году в отрасли должно появиться порядка 40 тыс. новых специалистов, производительность труда, по расчетам, вырастет в 1,5 раза. В числе целей также развитие проектов фундаментальной науки.
В августе 2024 г. Денис Мантуров говорил и о необходимости развития государственно-частного партнерства: в первую очередь, оно происходит в области изготовления спутников, но возможны и другие виды кооперации. Прежний глава «Роскосмоса» Юрий Борисов оценивал затраты на реализацию нацпроекта в 500-700 млрд руб.
В составе нацпроекта «Космос» будет восемь федеральных проектов. Часть из них называл премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Это «Комплексное развитие космических информационных технологий», «Развитие высокотехнологичного направления «Перспективные космические системы и сервисы» и «Развитие космической ядерной энергетики России». Одна из целей последнего — изготовление средств для перспективных миссий, включая освоение Луны.
Перспективы спутниковой группировки «Сфера»
Для России наиболее важным проектом в области космоса является создание собственной группировки широкополосного доступа в интернет. Отметим, что у России уже есть группировка, обеспечивающая мобильную спутниковую передачу данных — «Гонец». Нынешний глава «Роскосмоса» Дмитрий Баканов как раз до прихода в Минтранс России возглавлял проект «Гонец». Группировка начала создаваться в 1990-х годах и в 2015 г. была принята в эксплуатацию. Согласно данным на официальном сайте, она состоит из 12 спутников, обеспечивающих полное покрытие Земли. Однако скорость передачи данных невысока — десятки килобит в секунду, которых недостаточно для полноценного доступа в интернет.
У системы «Гонец» есть несколько видов носимых терминалов, в том числе устанавливаемых на различные виды транспорта. На практике система может использоваться для передачи телеметрической информации (включая координаты GPS/ГЛОНАСС), передачи сообщений электронной почты и SMS-сообщений, интеграции с системой экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия «Эра-ГЛОНАСС» и системой поиска морских судов «Коспас-Сарсат». Абонентская плата составляет от 790 руб. до 14,5 тыс. руб. в месяц, в нее включено от 30 до 2 тыс. килобайт трафика. Стоимость последующего килобайта составляет от 19 руб. до 51 руб., а одного исходящего SMS-сообщения — 42 руб.
В 2017 г. в первую версию программы «Цифровая экономика» был включен первый проект российской глобальной спутниковой системы «Эфир», предназначенный для обеспечения широкополосного доступа в интернет (ШПД). Для ее создания «Роскосмос» должен был привлечь из внебюджетных источников 299 млрд руб. От проекта быстро отказались. Впрочем, у «Роскосмоса» есть еще несколько проектов со спутниковой передачей данных — система «Марафон IoT» для интернета вещей и среднеорбитальная система «Скиф» для услуг ШПД. Также в 2022 г. в «Роскосмос» от госпредприятия «Космическая связь» был передан проект системы «Экспресс-РВ»: за счет спутников на высоком эллипсе, она должна будет обеспечить связь на всей территории России и в Арктической зоне.
«Экспресс-РВ» должен обеспечить связью стационарных и находящихся в движении абонентов, в том числе суда вдоль Северного морского пути. Кроме того, ожидается, что система обеспечит предоставление новой для России услуги — спутникового радио. Создание «Экспресс-РВ» было заложено в нацпрограмму «Цифровая экономика», инвестиции в проект оценивались в 48 млрд руб., из которых 33 млрд руб. должен был выделить федеральный бюджет, 14 млрд руб. — внебюджетные источники. Однако внебюджетные средства привлечь не удалось.
В 2018 г. «Роскосмос» разработал федеральный проект «Сфера». В него вошли как существующие спутниковые системы — ГЛОНАСС, «Гонец», телерадиовещательные спутники «Экспресс», — так и проектируемые: «Экспресс-РВ», «Марафон-IoT» и «Скиф». Три последние системы также упоминались в стратегии развития отрасли связи. Операторами этих систем в 2024 г. «Роскосмос» назначил компанию «Спутниковая система «Гонец».
Параллельно появился амбициозный космический проект от частных инвесторов: аэрокосмическая компания «Бюро 1440», входящая в состав «ИКС Холдинга», занялась созданием низкоорбитальной спутниковой группировки, которая обеспечит широкополосным доступом в интернет всю территорию России и десятки других стран. Проект поддерживается на уровне руководства Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры России), он включен в стратегию развития отрасли связи до 2030 г. Инвестиции в проект составят 445 млрд руб., из которых 100 млрд руб. выделит государство.
В 2023-2024 гг. состоялись первые запуски спутников «Бюро 1440» — серии космических аппаратов «Рассвет». Всего система будет состоять из 250 спутников, начало коммерческой эксплуатации намечено на 2027 г. Скорость передачи данных составит до 100 Мбит/с для стационарных абонентов и до 10 Мбит/с — для мобильных. Проект «Бюро 1440» является основным мероприятием федерального проекта «Инфраструктура доступа к ИКТ-сети интернет» новой национальной программы «Экономика данных», начавшейся в 2025 г.
Группировка спутников для морской связи
Еще один космический проект, упомянутый в стратегии развития отрасли связи, который может войти в нацпроект, — это создание российской спутниковой группировки для получения данных автоматической идентификационной системы и мониторинга движения судов в Мировом океане, акватории внутренних вод России и территориального моря России. Кроме того, в документе говорится о необходимости создания непрерывной сети береговых станций автоматической идентификационной системы для мониторинга движения судов, в том числе на реках Сибири и Дальнего Востока.
В феврале 2025 г. глава Морской коллегии и помощник президента РФ Николай Патрушев, заявил, что США и их союзники усиливают санкционное давление в отношении морского флота России, в том числе отключают суда под флагом России от системы спутниковой портативной связи Inmarsat, которая принята в качестве составного компонента Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания. В связи с чем в России идет работа по созданию собственной системы подвижной спутниковой связи для морского флота.
Перспективные разработки спутниковых технологий
В начале 2023 г. Правительственная комиссия по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности утвердила дорожную карту «Спутниковые системы и сервисы». Авторами документа выступили «Газпром космические системы», госпредприятие «Космическая связь», «Ситроникс», «Бюро 1440», НПК «Барс», «МТ-Лаб», «Сканэкс» и Московский физико-технический институт. По данным газеты «Коммерсантъ», общие затраты на развитие данного направления за период до 2030 г. составят 481 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 369,4 млрд руб., внебюджетные источники — 111 млрд руб.
В частности, «Газпром космические системы» запустит геостационарный спутник «Ямал 502», предназначенный для восполнения группировки геостационарных спутников и непосредственного телевещания. Также будет создана группировка малых спутников «Смотр-Р» с радиолокационным комплексом для всепогодного мониторинга и «Смотр-В» с оптико-электронной полезной нагрузкой (включая газоанализатор). Кроме того, компания создаст технологии геотехнического мониторинга (будут включать в себя калибровочный полигон, клиентский веб-сервис для заказа съемки и работы с архивом и программное обеспечение для обработки данных), технологии мониторинга локальных источников выбросов парниковых газов на основе космических снимков и технологии повышения качества съемки земной поверхности из космоса с использованием искусственного интеллекта.
Компания «Ситроникс» обеспечит сервисы по предоставлению данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с малых космических аппаратов. Компании ПНК «Барс» и «МТ-Лаб» создадут космические системы сверхвысокодетальной съемки земной поверхности в видимом диапазоне и комплексного наблюдения за земной поверхностью в видимом, инфракрасном, сверхвысокочастотном диапазонах (в том числе система будет обеспечивать наблюдение за Северным морским путем). Компания «Сканэкс» создаст земную станцию приема данных с космических аппаратов; цифровую платформу геосервисов оперативного мониторинга навигационной, инженерно-технической и экологической безопасности морских объектов и акваторий Scanex Maritime, а также онлайн-геосервис карты пожаров fires.ru.
В рамках направления «Перспективные технологии для космических систем и сервисов» запланирована разработка ряда продуктов: технологии радиолокаторов космического базирования с использованием активных фазированных решеток, терморегулирующих покрытий, информационно-сенсорных оптических и оптоволоконных систем космических аппаратов с применением технологии фотонных интегральных схем, материалов и технологий производства литий-ионных аккумуляторов для космических аппаратов, перспективных композиционных материалов и элементов космических аппаратов из них, компьютерной системы моделирования группировок и космических аппаратов, автоматического центра управления полетами спутниковых группировок, унифицированного комплекса управления космическими аппаратами.
Также в рамках этого направления планируется создать алгоритмы сверхразрешения для обработки радиолокационных данных; алгоритмы предварительной обработки данных ДЗЗ на борту в оптическом и радиолокационном диапазонах; программный комплекс обработки спутниковых снимков в видимом и гиперспектральном диапазонах на основе глубокого обучения и обучения с подкреплением; платформы наноспутников для решения широкого класса задач в околоземном и долунном космическом пространстве; универсальные модульные бортовые системы управления ориентацией и стабилизаций, оптимизированные для применения на малых космических аппаратах; спутниковую платформу для выполнения задач по дозаправке и сервисному обслуживанию космических аппаратов, а также спутниковую платформу для решения задач очистки орбиты от космического мусора.
Ряд разрабатываемых продуктов относится к области информационных технологий и телекоммуникаций. Среди них:
- перспективные технологии связи между космическим аппаратом и Землей и между космическими аппаратами, в том числе оптимизированные для малых космических аппаратов;
- бортовые алгоритмы на базе искусственного интеллекта;
- математическое, алгоритмическое и бортовое программное обеспечение системы коррекции орбиты малых космических аппаратов с целью поддержания заданной пространственной группировки;
- бортовой терминал квантовой связи «спутник — Земля» для использования на малых космических аппаратах;
- высокоскоростная система передачи данных большого объема в космическом и наземном сегменте;
- интегрированная высокоскоростная сеть передачи данных в космическом и наземном сегменте космической системы;
- гиперспектральная камера видимого и ближнего инфракрасного диапазона;
- облачный сервис хранения и анализа гиперспектральных данных ДЗЗ;
- оптико-электронная полезная нагрузка для ДЗЗ из космоса в различных диапазонах спектра;
- транспортабельные наземные приемные терминалы для систем спутниковых квантовых коммуникаций.
Также о космосе говорится в дорожной карте развития квантовых коммуникаций: к 2030 г. уровень готовности для технологий квантового распределения ключа (КРК) должен достичь «7» из максимально возможных «9». Но, как отмечает ректор Московского технического университета связи и информатики Сергей Ерохин, пока Китай уже запускает второе поколение космических аппаратов с поддержкой КРК, у России пока нет на орбите ни одного подобного аппарата.
Закон о государственно-частном партнерстве
В июле 2024 г. в России вступил в силу закон о государственно-частном партнерстве в сфере космических технологий. Главным образом механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) планируется использовать для реализации проектов по широкополосному доступу в интернет и ДЗЗ. Также целью нововведения является привлечение инвестиций в развитие российской космической отрасли и увеличение доли участия российских частных компаний на мировом рынке космической деятельности.
Согласно закону, объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью (за исключением объектов двойного и военного назначения), могут быть переданы частной компании, являющейся концессионером по концессионному соглашению или частным партнером по соглашению о государственно-частном партнерстве. При этом на космическую технику и компоненты космической техники, созданные в рамках соглашения о ГЧП, может возникать право собственности частного партнера в соответствии с условиями соглашения.
По концессионным соглашениям частным партнерам также может передаваться и федеральная наземная инфраструктура, обеспечивающая управление космическими аппаратами, которая также может переходить в собственность частных компаний. Согласно закону, госкорпорация «Роскосмос» наделяется полномочиями концедента по указанным соглашениям и публичного партнера в проектах ГЧП.
По оценке частной космической компании SR Space, совокупный объем рынков, на которых может работать космический бизнес в России, вырастет с 393,4 млрд руб. в 2023 г., до 1,04 трлн руб. к 2030 г. В том числе рынок спутниковой связи — с 94,3 млрд руб. до 243,3 млрд руб., рынок спутниковой съемки — с 24,5 млрд руб. до 55 млрд руб., рынок производства спутников — с 45,6 млрд руб. до 74,5 млрд руб., рынок услуг космических запусков — с 188,6 млрд руб. до 481,8 млрд руб.
Перспективы партнерства
В мировой космической отрасли растет роль продуктов и сервисов, создаваемых на околоземной орбите. Связь, навигация, ДЗЗ являются значимым сектором мировой экономики, и космос для них — среда, снимающая географические и экономические ограничения, способ масштабирования клиентской базы, рассказывает замдиректора «Бюро 1440» Дмитрий Агафонов. «Рост спроса на космические услуги привлек в отрасль частные компании с их инновационными методами разработки и производства, актуальными технологическими решениями, качественно иной динамикой процессов», — говорит он.
«Именно в секторе околоземной экономики выстраивание отношений государства и частных компаний может дать наибольший положительный эффект для отрасли, — продолжает Агафонов. — Упрощение регуляторной среды, форвардные контракты на создаваемые услуги, синхронизация планов производства и выведения космических аппаратов, организация доступа к производственным и испытательным площадям — все это позволит государству эффективнее расходовать бюджетные средства и фокусироваться на решении наукоемких задач, фронтирах освоения Солнечной системы и дальнего космоса без компромиссов в части технологического суверенитета».
«Рынок информационных технологий (ИТ) в космосе — это перспективное направление на стыке цифровых технологий и космической отрасли, — говорит директор департамента «Заказная разработка» компании «Рексофт» Евгений Грачев. — Он охватывает спутниковую связь, ДЗЗ, навигационные системы, а также решения в области космической аналитики и программное обеспечение для автономных космических аппаратов. Современные технологии позволяют не только собирать данные через спутниковые и авиационные сенсоры, но и автоматически обрабатывать их с помощью специализированных платформ, что востребовано в сельском хозяйстве, экологическом мониторинге, градостроительстве и предупреждении чрезвычайных ситуаций».
В то же время, развитие космических ИТ в России сталкивается с рядом серьезных вызовов, объясняет Грачев: высокие затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, кадровый дефицит и глобальная конкуренция — что требует системной государственной поддержки через целевое финансирование исследований, налоговые стимулы, оптимизацию регуляторики и развитие образовательных программ. Эти меры критически важны для укрепления позиций отечественных компаний на мировом рынке и обеспечения технологического суверенитета в стратегической отрасли, считает эксперт.
В настоящее время перед ракетно-космической отраслью стоят новые задачи: предстоит осуществить структурные реформы и перейти к серийному производству ракетно-космической техники, в то же время продолжить разработку и производство новой уникальной продукции, оптимально используя парк производственного оборудования, говорит эксперт дивизиона «Машиностроение и металлообработка» группы компаний «Цифра» Андрей Гаврилов. — Для решения таких задач необходим анализ текущей ситуации, перестройка основных процессов и дальнейшая переорганизация производства, в том числе с помощью цифровых решений с применением промышленного интернета вещей, советчиков и прогностики с искусственным интеллектом — для развития производственно-технологической системы».
Существенному повышению производительности труда и ускорению сроков производства ракетно-космической техники будет способствовать построение на предприятиях типовых систем управления производством для решения задач объемно-календарного и номенклатурного планирования, автоматического мониторинга загрузки производственных мощностей, прогнозирования выхода из строя оборудования для своевременного проведения мероприятий по техническому ремонту и обслуживанию. Данные системы должны быть интегрированы с ERP- и PLM-системами предприятий, а также с корпоративными решениями для обмена производственной-технологической информацией, например, о ходе выполнения производственных планов и прогнозе отклонений по срокам исполнения заказов, полагает Гаврилов.
Спутниковая связь — это единственная технология, которая пока приносит прибыль из космоса, считает замдекана факультета «Специальное машиностроение» Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана Андрей Новиков. «Другая достаточно перспективная коммерческая космическая технология — космический туризм, но тут тоже важно разделять понятия. В истории человечества уже есть космические туристы: это люди, которые заплатили огромные деньги и на небольшое время отправились на орбитальные станции. Такой подход не станет массовым или коммерчески прибыльным, поэтому на текущий момент реализуется подход по туристическим суборбитальным полетам», — рассказывает Новиков.
В рамках суборбитального полета космический корабль преодолевает высоту в 100 км (условную линию космоса), развивает скорость большую, чем первая космическая, и аппарат становится искусственным спутником Земли. При суборбитальном полете аппараты также поднимаются на высоту 100 км и выше, но скорость у них ниже первой космической, поэтому они достаточно скоро обратно возвращаются на Землю. Такие полеты несравнимо дешевле и способны привлечь большее количество потенциальных туристов. Но здесь нужна связка частного бизнеса и государства, добавляет эксперт.