Содержимое для авторизованных пользователей

От цифровой экономики к экономике данных: что получила отрасль и чего она ожидает

Россию ждет новый нацпроект по развитию высоких технологий — «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Его бюджет ожидается на уровне 1,6 трлн руб. Он придет на смену нацпрограмме «Цифровая экономика», на реализацию которой за 6 лет было потрачено 737 млрд руб. Редакция журнала ЦИПР вспоминает сложности при реализация старой программы и рассказывает, какие ожидания участники ИТ-рынка связывают с новым проектом.

Новый нацпроект

Россию ждет новый национальный проект по развитию высоких технологий под названием «Экономика данных и цифровая трансформация государства», инициатором которого выступил президент России Владимир Путин.

В нацпроект планируется включить 10 федеральных проектов: «Цифровая инфраструктура», «Искусственный интеллект», «Цифровые платформы и госуправление», «Системы и сети передачи данных», «Кадры», «Инфраструктура вычислений и облачных сервисов», «Отечественные решения в сфере ИТ», «Развитие квантовых технологий», «Кибербезопасность» и «Наука».

Общий объем финансирования за 2025-2030 гг. составит 1,6 трлн руб. Наиболее дорогостоящими мероприятиями станут: платформа разработки облачных государственных информационных систем («Гостех»), цифровая инфраструктура образовательных учреждений, группировка спутниковой связи госпредприятия «Космическая связь», платформа оказания государственных услуг («Госуслуги»), цифровая инфраструктура дистанционного зондирования и мониторинга использования земель, сеть суперкомпьютерных центров, обучение программированию старшеклассников, «цифровые кафедры» в неспециализированных ВУЗах, квантовые и фотонные вычисления и группировка спутниковой связи «Скиф».

Сложный путь «Цифровой экономики»

Нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» станет преемником национальной программы «Цифровая экономика». Инициатива ее создания также исходила от Владимира Путина — соответствующее поручение было дано им в ходе президентского послания в конце 2016 г. Проект программы подготовило существующее на тот момент Минкомсвязи РФ. Изначально планировалось, что программа будет состоять из восьми разделов: «Информационная инфраструктура, «Информационная безопасность», «Кадры и образование», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Нормативное регулирование», «Умный город», «Госуслуги» и «Цифровое здравоохранение».

На конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в июне 2017 г. была представлена дорожная карта развития цифровой экономики России, после чего через полтора месяца была утверждена итоговая версия документа. «Ростелеком» стал выполнять функции проектного офиса по направлению «Информационная инфраструктура», Сбербанк — по направлению «Информационная безопасность», Агентство стратегических инициатив — «Кадры и образование», Фонд «Сколково» — «Нормативное регулирование», госкорпорации «Ростех» и «Росатом» — «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов».

Из федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) куратором самой программы, а также направлений «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность» и «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» стало Минкомсвязи. Куратором направлений «Кадры и образование» и «Нормативное регулирование» стало Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития). При этом у каждого мероприятия также были кураторы из числа ФОИВ. Например, по направлению «Информационная безопасность» ряд мероприятий курировали Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная служба технического и экспортного контроля (ФСТЭК). В число кураторов по другим направлениям вошли Министерство обороны, Министерство внутренних дел (МВД), Федеральная служба охраны (ФСО), Министерство промышленности и торговли (Минпромторг), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ (Роскомнадзор) и др.

Для помощи в выполнении и реализации программы была создана автономная некоммерческая организация (АНО) «Цифровая экономика». Поскольку предполагалось, что нацпрограмма «Цифровая экономика» должна быть продуктом кооперации бизнеса и государства, в число учредителей одноименного АНО, помимо государства, вошли: Сбербанк, «Росатом», «Ростех», «Ростелеком», «1С», «Вымпелком», VK, «Почта России», Rambler, МТС, «Мегафон», «Яндекс, ВТБ, Ozon, Wildberries, РЖД, «Авито», «Северсталь» и др. Проектным офисом нацпрограммы стал Аналитический центр при Правительстве РФ (АЦ).

Срок действия программы был рассчитан до 2025 г. За это время предполагалось развернуть в крупных российских городах сети 5G и Wi-Fi, построить в городах и вдоль автодорог узкополосные сети интернета вещей по стандарту LoRaWAN, сформировать персональную цифровую траекторию для граждан, запустить 50 умных городов, создать условия для привлечения в Россию иностранных ИТ-специалистов и пр.

Многократное переписывание программы

Осенью 2017 г. стали подготавливать планы мероприятий по разделам программы «Цифровая экономика». Они должны были детализировать инициативы, заложенные в программу, но по факту программа стала переписываться. Так, например было решено отказаться от идеи строительства сетей Wi-Fi в крупных городах, а сети интернета вещей было решено строить только вдоль автомагистралей. Данный проект продвигала компания «РТ Инвест Транспортные Системы», созданная «РТ-Инвест» (оператор системы взимания штрафов «Платон») и АО ГЛОНАСС (оператор системы экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия «Эра-ГЛОНАСС»).

В то же время по направлению «Информационная инфраструктура» появилось новое, самое дорогостоящее за всю историю нацпрограммы мероприятие — создание глобальной системы мобильной спутниковой связи «Эфир». Данное мероприятие предполагало финансирование в размере 299 млрд руб., правда, из внебюджетных источников. Мероприятие курировали госкорпорации «Роскосмос» и ВЭБ.РФ.

К концу 2017 г. программа «Цифровая экономика» была готова. По направлениям «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность» и «Цифровые технологии» финансирование было утверждено на срок до 2020 г. (по направлению «Нормативное регулирование» финансирование также было предусмотрено, но незначительное, по направлению «Кадры и образование» в тот момент не было предусмотрено финансирования). Большое внимание к программе привело к ребрендингу в правительстве — Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры).

В 2018 г. программу планировалось расширить за счет новых разделов. Так, «Ростелеком», который в 2017 г. уже представлял проект раздела «Умный город», во второй раз попытался подготовить данный раздел. Однако после вступления президента Владимира Путина на новый срок были подписаны так называемые «майские указы». В том числе была предусмотрена трансформация программы «Цифровая экономика» в национальную программу, а ее разделов — в федеральные проекты.  Площадкой для обсуждения нацпроекта послужила состоявшаяся в июне 2018 г. конференция ЦИПР.

В результате программа стала готовиться заново. Новые версии федеральных проектов были утверждены в конце 2018 г., соответственно, за сам 2018 г. никакого финансирования не было. Финансирование было предусмотрено на срок до 2021 г. включительно. Направление «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» было преобразовано в проект «Цифровые технологии», «Кадры и образование» — в «Кадры для цифровой экономики». Также в программе появился проект «Цифровое государственное управление», куратором которого стало Минцифры, а функции проектного офиса были отданы АЦ. Также финансирование появилось и по проекту «Кадры для цифровой экономики».

Но реформирование программы на этом не закончилось. В 2019 г. было решено вновь переписать федеральные проекты «Цифровой экономики» — для их интеграции в «Электронный бюджет». Новые редакции проектов были готовы весной 2019 г. Финансирование было продлено до 2024 г. включительно.

По сути, речь шла уже о четвертой редакции программы «Цифровая экономика». Но, с другой стороны, многочисленные итерации оттачивания программы не прошли даром. Первая версия программы была весьма расплывчатой и абстрактной, а также содержала много бюрократии. Например, стандартный план реализации некого мероприятия выглядел так: создать рабочую группу, проанализировать мировой опыт, собрать предложения, актуализировать предложения и т. д.

Пертурбации между федеральными проектами

После же интеграции с «Электронным бюджетом» программа стала состоять из конкретных мероприятий, четких целей и кураторов (каждое мероприятие стало курироваться только одним ФОИВ). Также было проведено разграничение между различными федеральными проектами. Так, мероприятия по цифровизации госведомств из проекта «Информационная инфраструктура» были переведены в проект «Цифровое государственное управление».

Также из проекта «Информационная безопасность» в проект «Цифровое государственное управление» были переведены мероприятия по цифровизации силовых ведомств, в частности, цифровая платформа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Росгвардии) по контролю оборота оружия. Кроме того, из проекта «Информационная безопасность» в проект «Цифровые технологии» были переданы мероприятия по поддержке отечественных ИТ-разработчиков.

В федеральном проекте «Информационная безопасность» главным мероприятием стало создание инфраструктуры «Суверенного интернета», которой занимается Роскомнадзор в рамках принятого в 2019 г. закона. Изначально на эти цели запрашивалось 30 млрд руб., но в итоге было выделено лишь 10 млрд руб. Еще 10 млрд руб. было выделено на создание Национального центра криптографии (проект ФСБ и Минцифры).

Также в проект «Цифровое государственное управление» были внесены проекты по цифровизации Генеральной прокуратуры РФ, МВД, ФСО, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Центральной избирательной комиссии, Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной антимонопольной службы, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Минэкономразвития, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и др.

Включены в проект «Цифровое государственное управление» и различные мероприятия Минцифры. В первую очередь, это платформа электронного правительства и связанные с ней системы. Также речь идет о таких системах, как управление государственной гражданской службой и цифровая платформа контрольно-надзорной деятельности.

Цифровой профиль и «Госключ» 

В рамках инфраструктуры электронного правительства в 2020 г. был запущен эксперимент по созданию цифрового профиля граждан и организаций, который курирует ЦБ РФ. Цифровой профиль позволяет, с согласия граждан и организаций, предоставить доступ к их данным финансовым организациям и страховым компаниям. Передавать можно такие данные, как ИНН, СНИЛС и др. На конец 2023 г. сервисом воспользовались 55 млн раз. К цифровому профилю подключено более 100 финансовых организаций.

В начале 2010-х, после запуска Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), одним из способов авторизации на нем было получение USB-токенов — с усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Такая подпись приравнивается к собственноручной. УКЭП была необходима для доступа к ряду госуслуг. Например, получение справки из МВД об отсутствии судимости. Токены выдавались в офисах «Ростелекома», ставшего единым исполнителем работ, связанных с созданием и функционированием ЕПГУ.

Впоследствии «Ростелеком» отказался от выдачи USB-токенов, а все услуги на ЕПГУ стали доступны без УКЭП. Однако в 2021 г. было запущено мобильное приложение «Госключ». Оно позволяет прямо на смартфоне или планшете сформировать УКЭП или ее упрощенную версию — усиленную неквалифицированную электронную подпись.

Сформировав электронную подпись, становится возможным подписывать договора с помощью приложения «Госключ». Первой услугой, которая стала возможна благодаря приложению, стала покупка SIM-карты. Затем стало возможным подтверждать учетные записи на маркетплейсах. Также доступны такие опции, как заключение договора купли-продажи автомобиля, отправка налоговой декларации, получение ИНН, расторжение брака, распределение пенсионных накоплений и т. д.

Бенефис «Ростелекома»

В то же время в федпроекте «Информационная инфраструктура» появилось новое направление — подключение к интернету и сетям передачи данных социально-значимых объектов (СЗО). К ним были отнесены органы государственной и муниципальной власти, территориальные избирательные комиссии, школы, фельдшерско-акушерские пункты, подразделения Росгвардии, пожарные части и полицейские участки.

Изначально, согласно проекту «Информационная инфраструктура», для каждого типа СЗО должен был быть выбран один оператор на всю страну. Такой подход был выгоден крупнейшему в России оператору фиксированной связи «Ростелекому»: к тому моменту он уже был единым исполнителем по подключению ФОИВ и медицинских организаций (больниц и поликлиник).

Однако правительство решило пойти другим путем: для каждого региона Минцифры провело аукционы, в ходе которых был выбран один оператор, подключающий по волоконно-оптической сети (ВОЛС) все расположенные на его территории СЗО. В половине регионов победителем аукционов стал «Ростелеком», в других регионах победителями стали иные операторы: «Эр-Телеком», МТС, «Мегафон», структуры «Роскосмоса» и «Ростеха» и др.

В то же время «Ростелеком» стал единым исполнителем по обеспечению услуг защиты данных и фильтрации контента для школ и избирательных комиссий. Также он стал единым исполнителем по подключению СЗО по беспроводным каналам и подключению по ВОЛС объектов «Российской телевизионной и радиовещательной сети», на которых стали устанавливаться базовые станции стандарта LTE для обеспечения связи в СЗО.

Общая стоимость работ по подключению СЗО за период 2019-2024 гг. составила 100 млрд руб. Позднее был добавлен проект обеспечения школ инфраструктурой для Wi-Fi, стоимость соответствующих работ составляла 40 млрд руб., единым исполнителем стал «Ростелеком». Кроме того, он стал единым исполнителем работ по подключению военкоматов и созданию в военных городках цифровой платформы для контроля услуг ЖКХ.

Прорывные сквозные технологии

В мае 2019 г. на конференции ЦИПР были представлены девять направлений для развития сквозных технологий в рамках федерального проекта «Цифровые технологии»: «Системы распределенного реестра» (блокчейн), «Искусственный интеллект», «Компоненты робототехники и сенсорики», «Квантовые технологии», «Беспроводная связь», «Технологии виртуальной и дополненной реальности», «Новые производственные технологии», «Промышленный интернет» и «Большие данные».

Из них семь дорожных карт (кроме двух последних) были утверждены. Но уже в конце 2019 г. началась подготовка новых дорожных карт по развитию высокотехнологичных направлений в количестве восьми штук. Направления «Квантовые технологии» распалось на три поднаправления: «Квантовые вычисления», «Квантовые коммуникации» и «Квантовая сенсорика». Дорожные карты стали разрабатывать, соответственно, «Росатом», РЖД и «Ростех».

Также «Ростех» стал готовить дорожные карты по блокчейну, технологиям интернета вещей и сетям 5G (документ готовился совместно с «Ростелекомом»). Сбербанк стал готовить новую дорожную карту по искусственному интеллекту. Кроме того, «Росатом» готовил дорожную карту «Новые производственные материалы». Из них было утверждено пять дорожных карт: «Квантовые вычисления» «Квантовые коммуникации», сети 5G, технологии интернета вещей и блокчейн. Позднее были утверждены дорожные карты «Новые производственные технологии» (авторы «Ростех» и «Росатом») и «Новые коммуникационные технологии» (автор «Ростелеком»).

В конце 2022 г. участники стали готовить для правительства новую серию из десяти дорожных карт по развитию высоких технологий, часть из которых перекликалась с предыдущими: «Беспроводная связь», «Новое производственное ПО», «Новое индустриальное ПО», «Перспективные космические системы и сервисы», «Квантовые вычисления», «Квантовые коммуникации», «Развитие водородной энергетики», «Технологии новых материалов и веществ» и «Системы накопления энергии».

Новые федеральные проекты

В 2020 г. в национальной программе «Цифровая экономика» появился еще один новый федеральный проект — «Искусственный интеллект». Его куратором стало Минэкономразвития. В то же время Минэкономразвития потеряло функции куратора федпроекта «Кадры и образование», они перешли к Минцифры. После этого проект был переписан и сокращен. Из него были исключены проекты по созданию сети центров цифровой трансформации университетов, венчурный фонд для поддержки современных образовательных технологий, создание опорного образовательного центра по направлениям цифровой экономики на базе «Университета «Иннополис», проведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям цифровых технологий, формирование цифровых навыков образовательных организаций, поддержка учеников и педагогов русских школ за рубежом по компетенциям цифровой экономики и др.

Также вместо предоставления гражданам сертификатов на обучение цифровым компетенциям было решено субсидировать половину стоимости получения цифровой профессии (в 2022 г. отказались и от этого проекта). Расходы по федеральному проекту сократились в 2 раза — с 139 млрд руб. до 76 млрд руб. Также был значительно сокращен проект «Нормативное регулирование». Кроме того, «Ростелеком» предпринял новую попытку «подружить» нацпрограмму «Цифровая экономика» с тематикой умных городов: в программу было предложено включить федпроект «Цифровой регион», впрочем, данное предложение не прошло.

В 2020 г. началось новое сокращение в федеральном проекте «Информационная инфраструктура». Так, были исключены проекты создания спутниковой сети «Эфир» (она так и осталась на бумаге), обеспечения сотовой связью автодорог (как сотовой связью, так и интернетом вещей) и строительства федеральной катастрофоустойчивой сети центров обработки данных («Ростелеком» и госкорпорация «Росатом» планировали вложить в нее 22 млрд руб). Проект «Гособлако», предполагающий организацию сети дата-центров для хранения данных органов государственной власти, был перенесен в федпроект «Цифровое государственное управление». В 2022 г. произошли новые сокращения в данном федпроекте: был остановлен проект обеспечения Wi-Fi-инфраструктуры в школах, также было решено отказаться от подключения участков мировых судей (затраты на реализацию проекта оценивались в 7 млрд руб).

Кроме того, не было реализовано одно из основных мероприятий национальной программы «Цифровая экономика» — запуск сетей 5G. На конверсию радиочастотного спектра с целью освобождения частот для сетей пятого поколения планировалось выделить 42,7 млрд руб. Но работы по конверсии практически не проводились, а сети 5G в России так и не были запущены. Прошли сокращения и по проекту «Цифровые технологии».

В результате федеральный проект «Информационная инфраструктура» заметно похудел по части денежных средств: вместо первоначально планировавшихся 768 млрд руб. расходы сократились до 210 млрд руб., то есть более, чем в 3 раза. Расходы по федпроекту «Цифровые технологии» в 2021 г. сократились почти в 3 раза — с 632 млрд руб до 228 млрд руб. Общий уровень расходов по проекту «Информационная безопасность» составляет 31 млрд руб. Расходы по проекту «Цифровое государственное управление», наоборот, увеличились с 235 млрд руб. до 380 млрд руб., и этот федпроект вместо «Информационной инфраструктуры» стал самым дорогим в «Цифровой экономике».

В то же время в 2021 г. в национальную программу «Цифровая экономика» было добавлено еще три небольших федпроекта: «Обеспечение доступа в интернет за счет спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала» и «Цифровые услуги и сервисы онлайн».

Можно отметить и еще одну тенденцию: изначально, помимо федерального бюджета, программа «Цифровая экономика» должна была финансироваться также из внебюджетных источников. Однако со временем из федпроектов «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность» и «Кадры для цифровой экономики» внебюджетное финансирование было практически исключено. В проект «Цифровое государственное управление» финансирование изначально было только из федерального бюджета. Соответственно, внебюджетное финансирование фактически осталось лишь в проекте «Цифровые технологии».

Результаты национальной программы «Цифровая экономика»

Общий объем финансирования программы «Цифровая экономика» за 2019-2024 гг. составил 737,9 млрд руб. В среднем финансирование за один год составило 123 млрд руб.

Основными итогами реализации программы стали: подключение 80 тыс. социально-значимых объектов к интернету; обеспечение защищенной передачи данных для 49,7 тыс. школ и колледжей; десятикратное увеличение доступных в электронном виде госуслуг; перевод в «Гособлако» 106 ведомственных и государственных информационных систем; реализация на платформе «Гостех» 56 сервисов для федеральных и региональных органов власти; создание 68 новых и модернизация 240 существующих государственных информационных систем; грантовая поддержка 811 стартапов и 126 разработчиков программного обеспечения; оказание господдержки 75 тыс. гражданам для получения цифровых профессий;  увеличение на 2,4 тыс. мест ежегодно количества бюджетных мест в ВУЗах по ИТ-специальностям.

«Цифровая экономика» привела к значительному росту цифровизации отраслей и их цифровой трансформации, способствовала улучшению взаимодействия государства и бизнеса, сделала доступными интернет и получение госуслуг, создав базу для развития экономики, основанной на данных, — считает гендиректор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко. — Прошедшие 5 лет стали основой для дальнейшей цифровой трансформации всех отраслей экономики, что в конечном итоге укрепляет технологический суверенитет нашей страны, достичь который поручил президент страны. Благодаря нацпроекту «Цифровая экономика» был создан задел для импортонезависимости в ИТ: технологическая гонка ускоряется с каждым днем, поэтому необходимо поддерживать отрасль, что и делает государство с помощью регуляторной, кадровой и экономической политики. Помимо мер поддержки ИТ-бизнеса, актуальной становится персональная поддержка ИТ-специалистов».

«Благодаря нацпроекту «Цифровая экономика» был создан задел для импортозамещения и импортоопережения в ИТ, а события последних лет в России и мире показали своевременность таких мер и дали новый толчок в расширении и ускорении этой деятельности, — комментирует директор по взаимодействию с органами госвласти группы Т1 Дина Ашрапова. — С уходом зарубежных корпораций в 2022 г. наши компании активно начали заполнять освободившиеся ниши. В первую очередь, это затронуло различные виды промышленного ПО, продуктов по обеспечению кибербезопасности и платформенных решений. Здесь стоит отдельно отметить такие меры поддержки, как гранты на разработку программного обеспечения, льготные кредиты, помощь в государственной аккредитации ИТ-компаний, снижение налогов, мораторий на проверки и т. д. Сегодня мы наблюдаем пример очень грамотного и сбалансированного государственного стимулирования ИТ-сектора. С одной стороны, поощрения в виде ипотеки и брони для айтишников, льготы и субсидий для ИТ-компаний, с другой — воздействие на заказчиков для усиления спроса в виде указа о критической информационной инфраструктуры с четкими сроками».

Чего ждать от новой нацпрограммы?

В прежних планах правительства было продление срока действия федеральных  проектов до 2030 г. Уже были готовы проекты соответствующих документов. Но теперь, после поручения Владимира Путина, будет готовиться новая программа — «Экономика данных и цифровая трансформация государства».

Директор аналитических решений «Корус Консалтинг» Константин Смирнов ожидает, что проекты в области обмена данными, создаваемые бизнесом и государством, позволят повысить качество управленческих решений, а это, в свою очередь, приведет к повышению качества жизни населения и развитию целого ряда отраслей экономики. «Простой пример — мультимодальная логистика, — говорит Смирнов. — Только за счет актуализации полноты данных всех участников различных логистических цепочек можно решить много задач: оптимизацию загрузки транспорта, снижение затрат и себестоимости перевозок, повышение скорости доставок, снижение конечной стоимости продукции».

Генеральный директор NooSoft Виталий Лажинцев считает, что выделение части бюджета цифровизации на поддержку малых и средних предприятий было бы очень важным шагом. «Это помогло бы создать новые рабочие места, способствовало бы развитию малого бизнеса и стимулировало бы предложение инновационных решений, — говорит он. —  Ведь для малых компаний запуск ИТ-продукта требует огромных ресурсов, которые часто оказываются недоступными. Продукты, разработанные дочерними компаниями корпораций, продаются другим связанным с ними же заказчикам, что похоже на перекладывание денег из кармана в карман».

Поделиться:
Прокрутка наверх