Один из главных вызовов для современных родителей — это вопрос взаимодействия детей и технологий. Использование гаджетов в условиях безграничного доступа к информации и гиперпотребления становится самой острой проблемой, которую невозможно решить, опираясь на прежние культурные и социальные ценности. Почему современные дети не представляют жизни без гаджетов, как использовать технологии в воспитании и привить основы цифровой безопасности, рассказывает директор конференции ЦИПР Ольга Пивень.
Найти баланс или придумать его заново
Как только технологии стали проникать в повседневную жизнь, вопросы влияния гаджетов на детей приобретали все большую актуальность. Каждый современный родитель задает себе одни и те же вопросы — как найти баланс между безопасностью и пользой от гаджетов, как помочь ребенку правильно ориентироваться в мире неограниченного потребления? Дети младше 10 лет практически с рождения находятся в окружении различных устройств. Для них смартфоны и планшеты — ручка с тетрадкой, сказка на ночь, как когда-то для нас.
Опыт женщины, увлеченной своим делом и воспитывающей детей, помог мне прийти к формуле: вовлеченное родительство не равно тотальной опеке. Еще один важный вывод — не существует никакого work-life balance. Современный мир устроен так, что разделить понятия work и life невозможно. Баланс — это совокупность работы, увлечений, семьи, где воспитание детей занимает большую часть.
Вечный конфликт поколений
Одно из недавних исследований ВЦИОМ показало, как разные поколения используют свои смартфоны. Зумеры (родившиеся после 2001 г.) чаще тратят время на соцсети — 53%, 45% — на просмотры видео, фильмов и сериалов, 24% — на чтение новостей, 55% решают учебные и рабочие задачи в смартфоне. А что с теми, кто родился после 2010 г.? Существует теория о поколениях digital immigrants (цифровые иммигранты) и digital natives (цифровые аборигены). Первые — это родители (как правило, старшие и младшие миллениалы), вторые — аборигены, дети, рожденные в эпоху технологий.
Кто эти digital natives? Это обычные дети, которые с момента рождения видят родителей со смартфоном в руках и легко перенимают этот навык. Но у них нет жизненного опыта, они восприимчивы, открыты и часто беззащитны. Поэтому важно сформировать осознанный подход к потреблению продуктов цифровой среды. В этом помогут простые инструменты: временные рамки, ограничивающие негативное воздействие на ребенка, личный пример использования гаджетов для обучения и саморазвития, повышение уровня цифровой грамотности родителей, дозирование собственного времени, проведенного в сети. Важно помнить о возрастных ограничениях контента для детей и подростков. Это поможет оградить от нежелательной и вредной для психологического здоровья информации. Для этого существуют современные KidTech-продукты — подписки на образовательные сервисы, приложения для подготовки к школе.
Теория digital immigrants спорная, но мы воспитываем поколение, которое не представляет жизни без технологий, сенсорных экранов и голосовых помощников. Поэтому каждый раз, когда родители ставят в укор цифровую зависимость, стоит задуматься, что поколение иммигрантов предложило своим детям взамен.
Увлечение гаджетами и финансовая грамотность
Исследование НИУ ВШЭ посвящено тому, насколько дети включены в процесс цифровизации и как родители контролируют их. Цифры показывают, что к 12-14 годам смартфоны есть у 90% детей, у 21% есть собственный планшет и у 20% — ноутбук. При этом 44% родителей не предпринимают никаких мер, чтобы ограничить ребенка в пользовании интернетом. Возникает вопрос о вреде и пользе гаджетов. Сторонники утверждают, что диджитализация образования расширяет доступ к более качественному контенту, а киберсоциализация ребенка ведет к развитию мультизадачности и soft skills. Критики уверены, что использование гаджетов наносит ущерб двигательной активности, приводит к десоциализации и развитию когнитивных нарушений.
Принцип разумного использования гаджетов и сбалансированное потребление контента помогут сохранить здоровье и обеспечить безопасность ребенка в цифровой среде. Детям дошкольного возраста важно развивать мелкую моторику и координацию действий руками. Поэтому время, проведенное за планшетом, можно ограничивать и менять на двигательную активность. Важно предлагать ребенку альтернативу — прогулки, активные виды спорта, книги.
Другие вызовы для современных родителей — научить детей ориентироваться в пространстве гиперпотребления, сформировать основы цифровой гигиены и грамотности. Тема взаимодействия детей с гаджетами — одна из самых актуальных. В частности, ей будет посвящен ряд сессий в рамках конференции ЦИПР («Цифровая индустрия промышленной России»).
Цифровая революция отменила стереотипы прошлого в том, как дети относятся к деньгам. В 21 веке уместно ставить вопрос: находятся ли технологии под контролем или уже контролируют нас, тем более наших детей?
Родителям необходимо на собственном примере показать принцип разумного потребления. В этом помогут современные инструменты контроля покупок в интернете и правила, которые нужно сформулировать для детей:
- отслеживать, какие приложения и к каким инструментам гаджета получают доступ;
- с осторожностью открывать электронные письма с неизвестных адресов;
- аккуратно относиться к использованию публичных сетей Wi-Fi при обращении к своему мобильному банку;
- не скачивать «поломанное» или нелицензионное программное обеспечение с неизвестных сайтов;
- не принимать запросы на дружбу от незнакомых людей в соцсетях.
Развить навыки финансовой грамотности можно с помощью метода четырех конвертов, в которых средства распределены по целям: траты, накопления, инвестиции, благотворительность. Ребенок учится копить деньги, инвестировать, разумно тратить и отдавать. Участие в благотворительности также помогает вырабатывать принципы осознанного финансового мышления. Готовность семьи использовать возможности цифровизации помогает родителям трансформировать внутреннего «контрол-фрика» и повышать уровень цифровой осведомленности. Это необходимые условия для общения на одном языке с новым поколением.
Чек-лист: как помочь ребенку в мире гаджетов и гиперпотребления
Современные дети находятся в постоянном потоке потребляемого контента. Полностью изолировать ребенка от информации и технологий невозможно и неправильно. Задача родителей — сформировать поведенческие привычки, которые помогут удерживать разумный баланс потребления контента и безопасности. В нашей семье выработаны такие принципы, которые формируют у детей систему разумного потребления и основы экономической грамотности:
Принцип совместного принятия важных решений. Формат семейного совета создает пространство для обсуждения и выработки оптимальной позиции по принципиальным вопросам, касающимся детей. Даже, если речь о покупке нового смартфона.
Принцип ассоциативного мышления в части потребления дает осознание реальной стоимости вещей и покупательной способности денег. Формирование понятий цены и ценности помогает ребенку выявить истинную потребность в товаре или услуге.
Принцип планирования личного бюджета детей. Постановка финансовых целей, определение путей их решения, оптимизация расходов.
Принцип мотивации и личного примера. Один из самых действенных методов в общении с детьми — объяснить и показать пример. Запреты работают только в крайнем случае. Поэтому в семье, в которой родители дозированно пользуются гаджетами, формируется аналогичное отношение к цифровым девайсам у детей.