Содержимое для авторизованных пользователей

Обидеть чат-бота

Обидеть бота

Одним из побочных последствий развития социальных сетей и роста виртуального общения стало увеличение агрессии: пользователи онлайн могут сказать друг другу такие вещи, которые вряд ли осмелились произнести в реальной жизни. Агрессивному поведению в Интернете оказываются подвержены даже боты.

Основные причины

«Потребность в общении – одна из ключевых для человека, поэтому мы стремимся восполнить ее любыми средствами. В настоящее время большинство населения взаимодействует с окружающим миром онлайн, это заметно по росту дневной посещаемости новостных сайтов, пабликов в социальных сетях – растет количество комментариев, усиливается диалогичность коммуникации», – говорит доцент кафедры психологии и социологии управления РАНХиГС Артем Шмаков. По его словам, если раньше пользователь просто читал новости, то теперь, когда свободного времени стало больше, он активно включается в процесс общения, высказывая свое мнение. «Загвоздка заключается в том, что человек, не имея опыта коммуникации в сети, руководствуется теми же принципами общения, которые существуют в реальной коммуникации офлайн. В сети же информация воспринимается получателем иначе. Например, не поставленный в конце высказывания знак «)» (символ улыбки) начинает восприниматься как маркер речевой агрессии: фраза интерпретируется как серьезная, возможно, даже как «наезд» на собеседника. Я уже не говорю про набор текста заглавными буквами», – объясняет эксперт.

По словам ученых, когда мы общаемся в сети, то мы не задействуем невербальный канал общения, который передает более 50% информации при непосредственном общении, мы не используем паравербалику (характеристики голоса, темп речи и проч.), остается только текст, который «разбавляется» смайликами и иногда медиаконтентом в виде картинок и мемов. При этом, публичное общение в сети происходит чаще всего с незнакомыми людьми. В реальности очень сложно представить себе ситуацию, в которой вы бы обсуждали ту или иную новость с незнакомцем, в социальных сетях это сплошь и рядом. «Действительно, речевой агрессии в социальных сетях очень много, и она выражается по-разному. Это обусловлено, на мой взгляд, несколькими причинами», – говорит Артем Шмаков. Во-первых, «эфемерностью» последствий. В реальной жизни очень тяжело спорить с человеком, доказывать ему свою точку зрения, потому что мы понимаем, что это может ухудшить наши с ним отношения, что в конечном итоге приведет к конфликту, возможно, даже физическому. В сети легко добавить неугодного тебе собеседника в «черный список», прервав коммуникацию с ним. Во-вторых, это уже упомянутая выше нехватка средств для выражения мысли. Не каждый из рядовых пользователей, как это ни странно звучит, способен точно и доступно передать свою мысль другому человеку, отсюда возникает большое количество непонимания. В живой речи это компенсируется невербаликой и паравербаликой, а вот в интернет-общении все приходится выражать словами. В-третьих, это отсутствие навыков ведения аргументированной дискуссии у большинства пользователей. Спорить с кем-то конструктивно – это весьма не просто, поэтому многие дискуссии очень быстро переходят в иррациональное русло и в конечном итоге заканчиваются взаимными оскорблениями.

Ставка на бота

В последнее время можно выявить тенденцию, что на сцену выходят чат-боты, способные отсеять горы лишней информации и выдать именно ту, которая интересует пользователя, а также лишены эмоциональной составляющей. Чат-бот – это персональный ассистент, программа, которая знает о вас все и поэтому может предугадывать желания. Она закажет билеты на самолет, оплатит доставку пиццы, поможет спланировать день и напомнит, когда нужно поздравить жену с годовщиной свадьбы. Виртуальные собеседники заменяют консультантов в магазинах, банках, юридических конторах.
Первая программа чат-бота Eliza была написана Джозефом Вейценбаумом еще в 1966 году. Она могла пародировать речь психотерапевта, перефразируя предложения, которые ей говорили. Иными словами, использовала технику активного слушания, выделяя в речи пациента ключевые слова. А если она не находила вариантов для ответа, то говорила: «Понятно», и переводила разговор на другую тему. Siri – умная и дерзкая – так называют знаменитую разработку Apple, способную отвечать на вопросы и выполнять различные поручения в сети. Программа стала мощным катализатором для разработки чат-ботов с искусственным интеллектом.

Однако далеко не всегда чат-бот способен сохранять эмоциональную нейтральность. В 2016 г. сеть покорил знаменитый Tay – самообучаемый бот от Microsoft, который должен был перенять манеру общения подростков. Буквально за 16 часов бот из милой девочки превратился в агрессивного параноика-расиста, который ненавидит весь мир. Проект в срочном порядке прикрыли, но мемы о нем разошлись по всему Интернету.

Поделиться:
Прокрутка наверх